г. Москва |
|
8 февраля 2012 г. |
Дело N А40-12003/11-93-118 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Борзыкина М.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Сервис-Терминал" - не явился (извещен надлежаще)
от ответчика Центральная энергетическая таможня - Щербаков О.В. - дов. от 26.01.2012 г., Шахназарян Л.Ф. - дов. от 26.01.2012 г. б/н,
от третьего лица ОАО "Газпром нефть" - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев 02 февраля 2012 г. в судебном заседании кассационные жалобы ЗАО "Сервис-Терминал" и ОАО "Газпром нефть"
на постановление от 31 октября 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Векличем Б.С., Румянцевым П.В.
по заявлению ЗАО "Сервис-Терминал" (ОГРН: 1027600678984)
к Центральной энергетической таможне
о признании недействительным письма об отказе в возврате излишне уплаченного таможенного сбора, обязании возвратить денежные средства
третье лицо: ОАО "Газпром нефть"
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Сервис-Терминал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительным письма Центральной энергетической таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 13.11.2010 N 01-21/9715 в части отказа возвратить 3 600 000 руб. излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров, вывозимых на экспорт, обязании возвратить указанные денежные средства путем их перечисления на расчетный счет общества.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО "Газпромнефть".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2011 г. заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 г. решение суда изменено в части признания недействительным письма таможенного органа от 13.11.2010 г. N 01-21/9715 об отказе в возврате обществу 2 100 000 рублей излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров, вывозимых на экспорт и обязании таможни возвратить указанные денежные средства на расчетный счет общества, а также отменено решение суда в части взыскания с таможенного органа расходов по государственной пошлине в размере 25 810 руб.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым судом постановлением общество и ОАО "Газпромнефть" обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить, а решение суда по настоящему делу оставить в силе.
Законность принятого судебного акта проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ.
Представители общества и ОАО "Газпромнефть" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В материалы дела заявлены ходатайства о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие представителей общества и ОАО "Газпромнефть". Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданные кассационные жалобы в отсутствии представителей указанных лиц.
Представитель таможни против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в оспариваемом судебном акте и отзыве, в котором выражается несогласие с изложенной в жалобах позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыв на них, заслушав представителей таможенного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления Девятого арбитражного апелляционного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество, исполняя обязанности таможенного брокера по договору от 14.01.2003 г. N 10100/0167-03-001, заключенному с ОАО "Газпром нефть", в 2009 году представило в таможенный орган временные таможенные декларации на экспорт нефтепродуктов (газойлей и топлива дизельного марки Л-0.2-62 ВС), уплатив при этом сборы за таможенное оформление товара.
Впоследствии общество представило на вывезенный в режиме экспорта товар полные грузовые таможенные декларации, также уплатив таможенные сборы, в том числе, в сумме 3 600 000 руб.
Посчитав, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных ГТД является излишней, общество 22.10.2010 г. обратилось в таможенный орган с заявлением N 1/11/442 о возврате (зачете) излишне уплаченных денежных средств, в котором просило осуществить возврат излишне уплаченных сборов, внесенных на счет таможенного органа, за таможенное оформление экспортируемых товаров.
Письмом таможни от 13.10.2010 г. N 01-21/9715 обществу было частично отказано в возврате суммы таможенных сборов. В обоснование своего отказа таможенный орган сослался на Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863".
Посчитав действия таможенного органа незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса РФ, согласно которым таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации, внесены Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 207-ФЗ и вступили в силу с 01.10.2009 г. и поскольку поданные обществом полные ГТД датированы периодом с марта по сентябрь 2009 г., то есть до вступления в силу вышеуказанных изменений, применение к настоящему спору положений пункта 7.1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 не применимы.
Изменяя решение суда, Девятый арбитражный апелляционный суд указал на неправильно применение судом норм материального права.
Согласно статье 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
Из положений части 5 указанной нормы следует, что ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок, разрешающих убытие товаров, на транспортных (перевозочных) либо иных документах.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На отношения, возникшие до введения нормативного акта в действие, положения данного акта распространяются только в случаях, когда в нем это прямо предусмотрено.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса РФ внесены Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 207-ФЗ и вступили в силу с 01.10.2009 г., следовательно, к данным правоотношениям, они применяться не могут.
Между тем, как правомерно указал Девятый арбитражный апелляционный суд, при вынесении судебного решения суд не учел, что в спорный период действовали положения постановления Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции", в соответствии с которым при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 данного Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Изменения в пункт 7.1 указанного постановления были внесены постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220 и вступили в силу с 25.03.2009 г.
Таким образом, в рассматриваемый период действовали положения вышеуказанного постановления Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863, с учетом внесенных в него изменений, а следовательно, таможенный орган, отказывая обществу в возврате 2 100 000 руб., обоснованно им руководствовался.
Доводы кассационных жалоб сводятся к тому, что применение в рассматриваемой ситуации постановления Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 не может считаться правомерным, поскольку применению подлежит Таможенный кодекс РФ, имеющий большую юридическую силу, который не предусматривал в действовавшей до 01.10.2009 г. редакции обязанности двойной уплаты (при подаче временной и полной ГТД) таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
Данная позиция отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку согласно статье 357.10 Таможенного кодекса РФ предусматривалось, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса РФ Правительством РФ 28.12.2004 г. было принято постановление N 863, которым определены ставки таможенных сборов. Как уже указывалось судом, впоследствии постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220 в него были внесены изменения.
Пункты 1 и 2 статьи 4 Таможенного кодекса РФ гласит о том, что постановления Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда такие акты улучшают положение лиц либо если их обратная сила предусмотрена федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Следовательно, применение таможенным органом указанного постановления Правительства с учетом внесенных в него изменений является правомерным и обоснованным.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводы суда апелляционной инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятого Девятым арбитражным апелляционным судом судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2011 г. по делу N А40-12003/11-93-118 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.