г. Москва |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А40-42738/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н.С.
судей: Комаровой О.И.,Хомякова Э.Г.
от истца (заявителя), ООО "НТЦ Энергосистемы" - "(ОГРН 1037739307594,ИНН 7714246370)- Залюбовская Н.В. дов. от 27.06.2011 г., Цалабенко О.Н. дов. от 11.01.2011 г.
от ответчика, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) - Пличко А.И. дов. от 20.12.2011 г. N ЮН-03 139684, Тихонов А.В. дов.от 26.01.2012, Тихонов А.В. дов. от 26.01.2012 г.
от ответчика, ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, ИНН7705395248) - Гавриленко Б.Б. дов. от 21.11.2011 г. N 195д
от третьего лица: Территориальное Управление Росимущества г. Москвы (ОГРН 1097746349535, ИНН 7708701670) - Лящевский Б.И. дов. от 05.12.2011 г. N Д-917
от третьего лица: Департамент культурного наследия г. Москвы (ОГРН 1027700151170, ИНН 7705021556)) - не явился, извещен
от третьего лица, Департамент имущества г. Москвы (ОГРН 1027700149410, ИНН 7707058720) - Митяева М.О. дов. от 10.01.2012 г. N 9-Д
от третьего лица, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии г. Москвы (ОГРН 1097746680822) - не явился, извещен
от лица, подавшего жалобу в порядке ст. 42 АПК РФ, Федеральная антимонопольная служба - Плиев Р.Р. дов. 16.09.2011 г.
на определение от 21 ноября 2011 г.
арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Беловой А.Р.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "НТЦ Энергосистемы"
о взыскании 140 417 833 руб.52 коп.- неосновательное обогащение, 28 699 844 руб. 87 коп.- проценты за пользование чужими денежными средствами, об обязании заключить охранно-арендный договор
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НТЦ Энергосистемы" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании неосновательного обогащения в размере 140 417 833 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 28 699 844 руб. 87 коп.
Определением арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2009 г. к участию в деле, в качестве 3- х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом г. Москвы, ГУ "Главное Управление охраны памятников г. Москвы", Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"; Департамент имущества г. Москвы; Управление Росреестра по г. Москве (л.д. 1 т. 1).
Определением арбитражного суда г. Москвы от 02 июля.2009 г. произведена замена 3-го лица - ГУ "Главное Управление охраны памятников г. Москвы" на Комитет по культурному наследию г. Москвы (Москомнаследие) (л.д. 9 т. 2).
Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-42738/09-85-353 от 20 июля 2010 г. заявленные исковые требования удовлетворены частично, с Федерального агентства по управлению государственным имущественным имуществом за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "НТЦ "Энергосистемы" взыскано неосновательное обогащение в размере 140 417 833 руб., в остальной части иска о взыскании процентов отказано (л.д. 119-121 т. 30).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2010 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано (л.д. 78-80 т. 32).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2011 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2010 г. по делу N А40-42738/09-85-353, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября.2010 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы (л.д. 127-133 т. 32). При этом суд кассационной инстанции указал, что судами не исследован вопрос, в каком объеме истцом выполнены ремонтно-реставрационные работы по восстановлению памятника и сохранения его в соответствии с планово-реставрационным заданием до принятия 4 октября 2005 г. Высшим арбитражным судом обеспечительных мер в виде запрета Правительству г. Москвы, Государственному учреждению "Главное Управление памятников г. Москвы", ООО "НТЦ" Энергосистемы" совершать действия по любому виду изменениям существующего технического состояния здания.
Определением арбитражного суда г. Москвы от 30 июня.2011 г. объединены дела N А40-42738/09-85-353, NА40-38872/11-127-370 в одно производства для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер NА40-42738/09-85-353 (А40-38872/11-127-370) (л.д. 92-93 т. 33).
Определением арбитражного суда г. Москвы от 19 июля.2011 г. привлечены к участию в деле в качестве ответчиков - Министерство культуры Российской Федерации, ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (л.д. 147-148 т. 33).
В судебном заседании истцом заявлено ходатайство об уменьшении размера исковых требований в части взыскания неосновательного обогащения до 100 275 351 руб. и уточнены исковые требования в части обязания заключить договор аренды. Истец просит обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом(Росимущество), ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры " заключить с ООО "НТЦ Энергосистемы" охранно-арендный договор на пользование недвижимым памятником истории культуры, общей площадью 768, 2 кв.м, расположенным по адресу: г. Москва, Денежный переулок, д. 9/6.
Протокольным определением от 11.11.2011 г. данное ходатайство судом удовлетворено, в порядке ст. 49 АПК РФ.
Истцом заявлено ходатайство об отказе от иска в полном объеме к Министерству культуры Российской Федерации.
Указанный отказ от иска к Министерству культуры Российской Федерации принят судом в соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ.
Истцом заявлено ходатайство об отказе от иска, в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 37 965 176 руб. 17 коп., а также о взыскании расходов по оплате комплексной судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы в ООО "НИИ Судебной экспертизы" в размере 102 000 руб. и 60 000 руб. руб.
Проверив полномочия лица, подписавшего заявление об отказе от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и взыскании расходов по оплате комплексной судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы, суд пришел к выводу о том, что заявленный отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, и был принят в соответствии ч. 2 ст. 49 АПК РФ.
ООО "НТЦ Энергосистемы", Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" заявлено ходатайство об утверждении мирового соглашения на следующих условиях:
1. Ответчики признают, что общая сумма задолженности перед Истцом по состоянию на дату подписания настоящего Мирового соглашения составляет 100 275 351 (Сто миллионов двести семьдесят пять тысяч триста пятьдесят один) рубль, что подтверждается Заключением дополнительной комплексной судебной строительно-технической и судебно-бухгалтерской экспертизы от 31 октября 2011 года.
2. Истец отказывается от исковых требований в части взыскания общей суммы расходов, понесенных им в ходе полной реконструкции, сохранения и содержания здания, представляющего собой недвижимый памятник истории и культуры, (деревянный дом начала 19 века общей площадью 768,2 кв.м), расположенного по адресу: г. Москва, Денежный пер., д. 9/6, что, в общей сложности, составляет 100 275 351 (Сто миллионов двести семьдесят пять тысяч триста пятьдесят один) рубль.
3. ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры " обязуется заключить с Истцом долгосрочный Договор аренды помещений объекта культурного наследия, находящегося в оперативном управлении - здания общей площадью 768,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Денежный пер., д. 9/6 (далее - Договор аренды) в порядке, предусмотренном законодательством РФ и в соответствии с условиями Договора аренды, представленного в п. 15 настоящего Мирового соглашения.
4. Общий срок Договора аренды составляет 49 лет.
5. Общая стоимость арендной платы по Договору аренды, определяется на основании оценки, проведенной независимой экспертизой в соответствии с требованиями действующего Российского законодательства и утвержденной Арбитражным судом г. Москвы в рамках дела N А40-42738/09-85-353.
6. Стороны договорились, что ставка арендной платы без учета налога на добавленную стоимость (НДС) за пользование объектом культурного наследия, находящегося в оперативном управлении - здания общей площадью 768,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Денежный пер., д. 9/6, установленная на основании независимой оценки в размере 13 982 руб. (Тринадцать тысяч девятьсот восемьдесят два) 00 коп. за 1 кв.м в год, согласована Сторонами на первые 5 (пять) лет действия Договора аренды и не подлежит увеличению. В последующем, размер арендной платы может быть изменен по соглашению Сторон не чаще, чем один раз в 5(пять) лет на основании независимой оценки в соответствии с действующим гражданским законодательством.
7. ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры " обязуется подписать представленный в п. 15 настоящего Мирового соглашения Договор аренды в течение 5-ти рабочих дней с момента утверждения Арбитражным судом г. Москвы данного Мирового соглашения. При этом, п. 3.1.4. Договора аренды вступает в силу с момента его подписания: "Арендодатель обязуется содействовать Арендатору в подготовке пакета документов, необходимых для предоставления в Управление Росреестра по Москве с целью прохождения процедуры государственной регистрации права аренды на Объект. В случае не предоставления или отказа в предоставлении подобного пакета документов, установленного действующим российским законодательством, что послужит основанием для приостановления или отказа в государственной регистрации права аренды ООО "НТЦ Энергосистемы",
Арендодатель несет ответственность в соответствии с действующим российским законодательством и утвержденным Мировым соглашением, послужившим основанием для заключения настоящего Договора аренды".
8. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) согласно с заключением Договора аренды с ООО "НТЦ Энергосистемы" на условиях, изложенных в проекте договора аренды приложенного к настоящему Мировому соглашению.
9. В том случае, если Ответчики не исполнят настоящее Мировое соглашение добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением, Истец незамедлительно обращается в Арбитражный суд г. Москвы, вынесший Определение об утверждении настоящего Мирового соглашения по делу N А40- 42738/09-85-353, с ходатайством о выдаче Исполнительного листа в соответствии со ст. 142 Арбитражно-процессуального кодекса России.
10. Настоящее мировое соглашение подлежит утверждению судьей Арбитражного суда г. Москвы в рамках дела N А40-42738/09-85-353.
11. С момента утверждения судом настоящего Мирового соглашения и его вступления в законную силу Стороны имущественных претензий друг к другу не имеют, ни у одной из Сторон не возникает какого-либо повода для обращения в судебные органы по данному вопросу.
12. Настоящее соглашение составлено и подписано Сторонами в четырех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон, 4-й экземпляр передается Арбитражному суду г. Москвы.
13. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и утверждения Арбитражного судом г. Москвы.
14. Все существенные и особые условия Договора аренды содержатся в тексте самого Договора аренды, представленного в п. 15 настоящего Мирового соглашения.
ДОГОВОР N ___
аренды помещений объекта культурного наследия,
находящегося в оперативном управлении
г. Москва "____" _____________ 2011 г.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", именуемое в дальнейшем "Арендодатель", в лице руководителя Проценко И.В., действующего на основании Устава с одной стороны, и ООО "НТЦ "Энергосистемы", именуемое в дальнейшем "Арендатор", в лице Генерального директора Петрашова Я.И., действующего на основании Устава, с другой стороны, и именуемые в дальнейшем "Стороны", на основании Мирового соглашения, утвержденного Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-42738/09-85-353, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование на праве аренды административное здание, являющееся объектом культурного наследия, расположенное по адресу: г. Москва, Денежный переулок, д. 9/6, именуемое в дальнейшем "Объект", для обеспечения сохранения Объекта и использования его под офис.
Историческое название Объекта: "дом начала ХIХ века Главный дом Городской усадьбы А.К. Поливанова 1822-1823 гг. постройки (объект федерального значения) по адресу - г. Москва, Денежный пер., д. 9/6".
Объект принадлежит Российской Федерации на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права от "11" февраля 2009 г. N 77АЖ 719050). Площадь передаваемых в аренду помещений Объекта - 768,2 м2.
1.2. Сведения о передаваемых в аренду помещениях Объекта, изложенные в настоящем Договоре и приложениях к нему, являются достаточными для их надлежащего использования в соответствии с целями, указанными в пункте 1.1 настоящего Договора.
2. Срок договора
2.1. Настоящий Договор считается заключенным с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. В силу ст. 425 ГК РФ стороны пришли к соглашению, что условия заключенного Договора аренды в части начисления арендной платы применяются с момента фактической передачи Объекта по Акту приема-передачи.
2.2. Настоящий Договор действует в течение 49 лет с момента его государственной регистрации.
3. Права и обязанности Арендодателя и Арендатора
3.1. Арендодатель обязуется:
3.1.1. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания настоящего Договора предоставить Арендатору помещения Объекта по Акту приема-передачи, который составляется Арендодателем, подписывается Сторонами в пяти экземплярах (три для Арендодателя, по одному для Арендатора и регистрирующего органа).
Акт приема-передачи должен содержать сведения о техническом состоянии помещений Объекта на момент и х передачи и является неотъемлемой частью настоящего Договора.
3.1.2. Создавать Арендатору необходимые условия для использования помещений Объекта в соответствии с целями, указанными в пункте 1.1 настоящего Договора.
3.1.3. Участвовать в создании необходимых условий для поддержания помещений Объекта в надлежащем состоянии.
3.1.4. Содействовать Арендатору в подготовке пакета документов, необходимых для предоставления в Управление Росреестра по Москве с целью прохождения процедуры государственной регистрации права аренды на Объект. В случае не предоставления или отказа в предоставлении установленного действующим российским законодательством пакета документов, что послужит основанием для приостановления или отказа в государственной регистрации права аренды ООО "НТЦ "Энергосистемы", Арендодатель несет ответственность согласно условиям мирового соглашения, утвержденного Определением Арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 года по делу N А40-42738/09-85-353.
3.1.5. В случае аварии или иных обстоятельств, произошедших не по вине Арендатора, нанесши х ущерб или приведших к ухудшению состояния помещений Объекта и/или Объекта в целом, оказывать ему необходимое содействие в устранении данных последствий.
3.1.6. Контролировать выполнение Арендатором обязательств по настоящему Договору, и в случае ненадлежащего исполнения обязательств, применять к нему меры, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Договором.
3.1.7. Обеспечивать контроль за своевременностью и полнотой оплаты Арендатором арендной платы, налога на добавленную стоимость (НДС) и неустойки, установленных настоящим Договором.
3.1.8. В случае досрочного освобождения Арендатором арендуемых помещений Объекта по инициативе Арендатора обеспечить заключение соответствующего соглашения о расторжении Договора и оформление акта приема-передачи помещений в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Договора.
3.1.9. После выполнения Арендатором работ по регенерации флигеля, находящегося на территории Городской усадьбы А.К. Поливанова по адресу - г. Москва, Денежный пер., д. 9/6", подписания Акта выполненных работ и Акта ввода в эксплуатацию здания флигеля, передать флигель Арендатору во владение и пользование в соответствии с действующим законодательством.
3.2. Арендатор обязуется:
3.2.1. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания настоящего Договора принять от Арендодателя арендуемые помещения Объекта по Акту приема-передачи.
3.2.2. После подписания Сторонами Акта приема-передачи арендуемых помещений Объекта самостоятельно и за свой счет обеспечивать содержание в исправном состоянии инженерных систем (центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения и т.п.).
Для обеспечения их нормального функционирования в недельный срок после вступления в силу догов ора аренды Объекта заключить договоры на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг (далее - Договоры на оплату услуг) с организациями - поставщиками услуг.
3.2.3. Оплачивать коммунальные, эксплуатационные и административно- хозяйственные услуги в соответствии с условиями Договоров на оплату услуг.
3.2.4. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента передачи Арендодателем необходимого пакета документов направить его на государственную регистрацию и в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента государственной регистрации возвратить Арендодателю три экземпляра зарегистрированного Договора.
3.2.5. Обеспечить за счет собственных средств государственную регистрацию настоящего Договора.
3.2.6. Использовать помещения Объекта в соответствии с целями, установленными пунктом 1.1 настоящего Договора, условиями настоящего Договора, действующими нормами и правилами использования зданий (помещений), в том числе санитарными нормами и правилами пожарной безопасности, действующим законодательством об охране объектов культурного наследия.
3.2.7. Своевременно и в полном объеме вносить арендную плату и НДС, установленные настоящим Договором. В случае пересмотра размера арендной платы, в соответствии с пунктом 5.4. настоящего Договора, оплачивать арендную плату в соответствии с полученным в установленном законом порядке от Арендодателя уведомлением.
3.2.8. Ежемесячно, не позднее 15 числа оплачиваемого месяца, представлять Арендодателю копии платежных поручений, подтверждающих перечисление арендной платы, налога на добавленную стоимость (НДС) и неустойки.
3.2.9. Немедленно извещать Арендодателя о ставшем известным ему повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем или могущем нанести ущерб объекту, и безотлагательно принимать меры для предотвращения его дальнейшего разрушения или повреждения, а также к устранению нанесенного Объекту ущерба.
3.2.10. Соблюдать в отношении помещений Объекта требования органов пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления соответствующего вида деятельности Арендатора в помещениях Объекта и правила содержания таких помещений.
3.2.11. Обеспечивать сохранность Объекта (в том числе мест общего пользования) и его инженерных коммуникаций, оборудования, нести расходы на их содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
3.2.12. Обеспечивать беспрепятственный доступ в рабочее время на территорию и во все помещения Объекта представителей Органов государственной власти, уполномоченных в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее - Орган охраны) и Арендодателя для проведения проверки соблюдения Арендатором условий настоящего Договора, а также предоставлять необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки.
3.2.13. Арендатор имеет право установить на фронтальной части помещения вывеску с наименованием организации, а также право установить еще одну вывеску с наименованием организации на ограждении или воротах при условии согласования установки в установленном порядке.
3.2.14. В период проведения работ по сохранению Объекта соблюдать порядок использования Арендатором арендуемых помещений и оплаты арендной платы, который определяется Арендодателем и оформляется дополнительным соглашением к настоящему Договору.
3.2.15. Арендатор имеет право передачи Объекта аренды в субаренду или безвозмездное пользование с предварительного письменного согласия Арендодателя.
При этом ответственным за исполнение Договора перед Арендодателем остается Арендатор.
3.2.16. При передаче помещений Объекта в субаренду в установленном законом и настоящим Договором порядке:
1) обеспечить соблюдение субарендатором норм и правил использования соответствующих помещений, в том числе санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности, а также условий, предусмотренных Охранным обязательством;
2) направлять Арендодателю подлинные экземпляры, вступивших в силу договоров субаренды, а также всех заключенных к ним дополнительных соглашений, в двухнедельный срок после вступления их в силу.
3.2.17. Арендатор вправе с согласия Арендодателя передать свои права и обязанности по настоящему Договору аренды другому лицу.
3.2.18. Арендатор вправе с согласия Арендодателя внести в качестве вклада в уставный капитал другого юридического лица свое право аренды. При этом ответственным за исполнение настоящего Договора перед Арендодателем остается Арендатор.
3.2.19. Ежегодно в течение всего срока действия настоящего Договора, Страховать в пользу Арендодателя риски гибели и повреждения арендуемого объекта.
Страховать риски гибели и повреждения помещений Объекта в первый год действия настоящего Договора и предоставлять Арендодателю надлежащим образом оформленный страховой полис (либо его нотариально заверенную копию). Первый раз предоставить Арендодателю надлежащим образом оформленный страховой полис в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации прав аренды на Объект в соответствии с п. 3.1.4 и 2.1 настоящего договора.
В последующие годы действия настоящего Договора, страховать риск гибели и повреждения арендуемых помещений Объекта и предоставлять Арендодателю надлежащим образом оформленный страховой полис (либо его нотариально заверенную копию) не позднее пяти дней до истечения срока действия страхового полиса за предыдущий период.
3.2.20. В случае необходимости досрочного расторжения настоящего Договора, не менее чем за 30 (тридцать) дней уведомить об этом Арендодателя.
3.2.21. При досрочном расторжении настоящего Договора заключить с Арендодателем отдельное соглашение о расторжении Договора.
3.2.22. В день окончания срока аренды, установленного настоящим Договором, вернуть Арендодателю помещения Объекта по Акту приема-передачи в состоянии не хуже, чем в котором их получил, с учетом нормального износа в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Договора.
3.2.23. В целях сохранения общей структуры объекта культурного наследия Городской усадьбы А.К. Поливанова, расположенного по адресу: г. Москва, Денежный переулок д. 9/6, за счет собственных и привлеченных денежных средств и силами специализированных организаций произвести выполнение работ по благоустройству территории, реставрации ограды и регенерации флигеля, находящегося на территории усадьбы.
3.2.24. После подписания настоящего Договора передать Арендодателю на утверждение Проект по благоустройству территории, реставрации ограды и регенерации флигеля, находящегося на территории усадьбы (Проект).
3.2.25. После утверждения Проекта согласовать с Арендодателем (Органом охраны памятников) План проведения ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры.
3.2.26. Арендатор обязан заключить договор аренды соответствующего земельного участка и производить оплату в размере и сроки, установленные настоящим договором.
3.2.27. Арендатор обязан в 30-ти (тридцатидневный) срок с момента государственной регистрации прав аренды на Объект обратиться в Органы охраны памятников для заключения охранного обязательства.
4. Порядок возврата Объекта Арендодателю
4.1. До подписания Акта приема-передачи помещений Объекта, указанного пункте 3.2.22 Стороны обязаны провести сверку своевременности и полноты оплаты арендной платы, налога на добавленную стоимость (НДС) и неустойки (если таковая имеется), предусмотренных условиями настоящего Договора.
В случае установления наличия задолженности у Арендатора по арендной плате, налогу на добавленную стоимость (НДС) и/или неустойке, на дату прекращения действия настоящего Договора, установленную пунктом 2.2. Договора, Стороны в обязательном порядке подписывают соглашение о погашении задолженности, в котором указывается срок и графи к оплаты задолженности Арендатором.
В случае установления наличия задолженности у Арендатора по арендной плате, налогу на добавленную стоимость (НДС) и/или неустойке, при досрочном расторжении настоящего Договора в соглашение о досрочном расторжении Договора, в обязательном порядке должно быть внесено обязательство Арендатора оплатить указанную задолженность в срок, установленный Арендодателем.
4.2. Арендуемые помещения Объекта должны быть сданы Арендатором и приняты Арендодателем по Акту приема-передачи в последний день срока действия настоящего Договора, установленного в пунктах 2.2 Договора, либо в срок, установленный в соглашении о досрочном расторжении настоящего Договора.
4.3. К моменту прекращения арендных отношений Сторон, регулируемых настоящим Договором, Арендатор должен освободить арендуемые помещения Объекта и подготовить их к передаче Арендодателю.
Датой прекращения арендных отношений Сторон, является дата подписания Сторонами Акта приема-передачи помещений Объекта.
4.4. Акт приема-передачи составляется и подписывается Сторонами в пяти экземплярах (три для Арендодателя, по одному для Арендатора и регистрирующего органа) и должен содержать сведения о техническом состоянии помещений Объекта на момент их передачи.
5. Платежи и расчеты по Договору
5.1. Ставка арендной платы без учета налога на добавленную стоимость (НДС) составляет 13 982 руб. (Тринадцать тысяч девятьсот восемьдесят два ) 00 коп. за 1 кв.м в год.
5.2. Порядок оплаты арендной платы и налога на добавленную стоимость по настоящему Договору:
5.2.1. Арендная плата без НДС в сумме 13 982 руб. (Тринадцать тысяч девятьсот восемьдесят два) 00 коп. перечисляется Арендатором в федеральный бюджет на лицевой счет N 03731877030, открытый в Управлении федерального казначейства по г. Москве по коду классификации доходов 16711105031010600120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление государственным учреждениям культуры и искусства, имеющим государственный статус".
5.2.2. Налог на добавленную стоимость (НДС) перечисляется Арендатором в федеральный бюджет на лицевой счет N 03731877030 Арендодателя, открытый в Управлении федерального казначейства по г. Москве по коду классификации доходов 05430399010010000180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям".
5.2.3. Внесение арендной платы и НДС производится ежемесячно, по 9 число текущего месяца включительно. В случае если 9-е число месяца выпадает на выходной или праздничный день, Арендатор обязан произвести оплату арендной платы и НДС заблаговременно.
Первое внесение арендной платы и НДС, указанной в пункте 5.2. настоящего Договора, Арендатор производит в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания Сторонами Акта приема-передачи помещений, указанных в Приложениях N 2, 3 к настоящему Договору.
Обязательство по оплате арендной платы и НДС, указанной в пункте 5.2. настоящего Договора, возникает у Арендатора со дня подписания Сторонами Акта приема-передачи помещений, указанного в пункте 3.1.1 настоящего Договора.
5.3. Неустойка (штраф, пени) по настоящему Договору в полном объеме перечисляется Арендатором в федеральный бюджет на лицевой счет N 04731А18710 Территориального управления Росимущества в г. Москве, открытый в Управлении федерального казначейства по г. Москве по коду классификации доходов по коду доходов бюджетов Российской Федерации 1671110503101900120 "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений)".
5.4. Стороны договорились, что ставка арендной платы, указанная в п. 5.1 настоящего Договора, установленная на основании независимой оценки в размере 13 982 рублей (Тринадцать тысяч девятьсот восемьдесят два рубля) 00 коп. за 1 кв.м в год, согласована Сторонами на первые 5(пять) лет действия Договора аренды и не подлежит увеличению. В последующем, размер арендной платы может быть изменен по соглашению Сторон не чаще, чем один раз в 5 (пять) на основании независимой оценки в соответствии со ст. 614 Гражданского Кодекса РФ N 14-ФЗ от 26.01.1996 г.
Уведомление об изменении размера арендной платы направляется Арендатору заказным письмом с уведомлением либо вручается под роспись уполномоченному лицу Арендатора и является обязательным для Арендатора, приобщается к каждому экземпляру настоящего Договора и является его неотъемлемой частью.
Изменение арендной платы устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Арендодателем было направлено уведомление о перерасчете арендной платы.
5.5. В период проведения Арендодателем работ по сохранению Объекта порядок использования Арендатором арендуемых помещений и оплаты арендной платы определяется Арендодателем и оформляется дополнительным соглашением к настоящему Договору в соответствии с Федеральным законом РФ N 73-ФЗ от 25.06.2002 г.
5.6. Арендатор, обеспечивший выполнение работ, предусмотренных планом ремонтно-реставрационных работ, подтвержденных независимой экспертизой в соответствии с утвержденными нормами и правилами, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат.
Порядок предоставления указанной компенсации и ее размер определяются дополнительным соглашением к настоящему Договору.
5.7. Расходы Арендатора на оплату коммунальных, эксплуатационных и необходимых административно-хозяйственных услуг, не включаются в установленную настоящим Договором сумму арендной платы и оплачиваются Арендатором отдельно.
5.8. Обязательства по оплате коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг, возникают у Арендатора с момента подписания Сторонами Акта приема-передачи помещений Объекта, указанного в пункте 3.1.1 настоящего Договора.
5.9. Обязательство арендатора по внесению арендной платы, налога на добавленную стоимость (НДС) считается исполненным с момента их зачисления на расчетные счета, указанные в пункте 5.2 Договора соответственно.
6. Ответственность Арендодателя и Арендатора
6.1. Ответственность Арендодателя:
6.1.1. Арендодатель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. Ответственность Арендатора:
6.2.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного пунктом 3.2.7 настоящего Договора, Арендатор обязан перечислить в федеральный бюджет на счет, указанный в пункте 5.3 настоящего Договора, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования от неоплаченной суммы арендной платы, установленной настоящим Договором или уведомлением Арендодателя, за каждый день неоплаты после срока, указанного в пункте 5.2 настоящего Договора или уведомлении Арендодателя.
6.2.2. За неисполнение обязательств по настоящему Договору, Арендатор обязан перечислить в федеральный бюджет на счет, указанный в пункте 5.3 настоящего Договора, штраф в размере месячной арендной платы.
6.3. В случае досрочного освобождения Арендатором помещений, до прекращения в установленном порядке действия настоящего Договора (порядок предусмотрен главой 7 настоящего Договора), Арендатор не освобождается от обязанности по перечислению в федеральный бюджет на счет, указанный в пункте 5.2 настоящего Договора, арендной платы и НДС, установленной настоящим Договором.
6.4. Если помещения Объекта по вине Арендатора стали непригодными для использования по назначению, Арендатор обязан возместить ущерб, в том числе возместить стоимость ремонтно-реставрационных работ, а также убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации за период с даты, когда помещения Объекта стали непригодными для использования до даты окончания срока аренды, установленного настоящим Договором, в том числе перечислить недовнесенную арендную плату и НДС в федеральный бюджет на указанный в пункте 5.2. настоящего Договора счет.
6.5. В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе Арендодателя, за исключением условий, предусмотренных пунктами 7.1, 7.4 настоящего Договора, последний обязан возместить Арендатору стоимость ремонтно-восстановительных работ по воссозданию Городской усадьбы А.К. Поливанова 1822-1823 гг. постройки (объект федерального значения) по адресу - г. Москва, Денежный пер., д. 9/6", выполненных за счет собственных и привлеченных денежных средств и силами специализированных организаций, а также убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации за период с даты, когда помещения Объекта стало невозможно использовать в соответствии с целями настоящего Договора по вине Арендодателя до даты окончания срока аренды, установленного настоящим Договором.
7. Порядок изменения, досрочного прекращения и расторжения Договора и его заключения на новый срок.
7.1. Досрочное прекращение настоящего Договора (за исключением условий, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Договора) допускается по соглашению Сторон.
7.2. Предложения по досрочному прекращению настоящего Договора рассматриваются Сторонами в месячный срок и оформляются отдельным соглашением.
7.3. Настоящий Договор подлежит досрочному расторжению в судебном порядке по требованию одной из Сторон в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, за исключением случае предусмотренных настоящим Договором.
7.4. Арендодатель вправе в одностороннем порядке без обращения в суд полностью отказаться от исполнения настоящего Договора путем направления Арендатору уведомления об отказе от исполнения настоящего Договора в следующих случаях:
1) при невнесении арендной платы более двух периодов подряд;
2) при невыполнении Арендатором обязательств, предусмотренных пунктами 3.2.6; 5.2., настоящего Договора;
7.5. Расторжение настоящего Договора по основаниям, предусмотренным пунктом 7.4 настоящего Договора, не освобождает Арендатора от оплаты задолженности по арендной плате, налога на добавленную стоимость (НДС) и неустойке, а также исполнения других обязательств по настоящему Договору.
7.6. Настоящий Договор считается расторгнутым в соответствии с п. 7.4 настоящего Договора с момента получения Арендатором соответствующего уведомления о расторжении Договора, но не позднее 30 дней с момента направления уведомления Арендатору заказным письмом.
7.7. По окончании срока аренды, установленного настоящим Договором:
1) настоящий Договор считается прекращенным в соответствии с п. 3.2.22 настоящего Договора;
2) в случае отсутствия уведомления Арендатора о намерении расторгнуть настоящий Договор не менее чем за 30 дней до истечения его срока действия, настоящий Договор считается заключенным (пролонгированным) на тех же условиях и на тот же срок.
7.8. Арендатор, не допустивший нарушений, связанных с выполнением обязательств по настоящему Договору, имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
8. Охранные обязательства Арендатора
8.1. Неотъемлемой частью Охранного обязательства является акт технического состояния, который включает в себя план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории Объекта, а также сведения об особенностях, составляющих предмет охраны Объекта.
8.2. В течение срока действия настоящего Договора Арендатор обязан:
8.2.1. Обеспечить соблюдение и выполнение требований, установленных в Охранном обязательстве и выполнять по согласованию с Арендодателем за счет собственных средств работы по сохранению Объекта. Требования к сохранению Объекта, изложенные в Охранном обязательстве, оформляются дополнительным соглашением к настоящему Договору.
8.2.2. Обеспечивать неизменность облика и интерьера помещений Объекта в соответствии с особенностями, определенными как предмет охраны данного объекта культурного наследия, не производить работ, изменяющих архитектурный облик, декор фасада и интерьера арендуемых помещений Объекта и других элементов обустройства на территории Объекта без предварительного письменного разрешения Органа охраны и Арендодателя.
8.2.3. Обеспечивать сохранность территории Объекта, нести расходы на ее содержание, поддерживать территорию Объекта в благоустроенном состоянии, не допускать ее использования под новое строительство и другие хозяйственные нужды без предварительного письменного разрешения Орган охраны и Арендодателя.
8.2.4. Не производить переустройства и (или) перепланировки помещений Объекта, иных работ, влекущих неотделимые улучшения Объекта и его территории без предварительного письменного разрешения Органа охраны и Арендодателя.
8.2.5. Не производить без предварительного письменного разрешения Органа охраны и Арендодателя побелки и покраски стен и потолков помещений Объекта, покрытых живописью, а также работ по восстановлению, подновлению и ремонту живописи, лепнины и убранства интерьера помещений Объекта.
8.2.6. Не производить работы по сохранению Объекта без предварительного письменного разрешения Органа охраны и Арендодателя.
9. Порядок разрешения споров
9.1. Все споры или разногласия, возникающие между Сторонами настоящего Договора, разрешаются путем переговоров.
9.2. В случае невозможности разрешения споров или разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Прочие условия
10.1. Приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью.
10.2. В случае проведения Арендатором работ по неотделимым улучшениям с согласия Арендодателя вопросы и условия их проведения и возмещения затрат Арендатора являются предметом Дополнительного соглашения к настоящему Договору (предметом иного договора).
10.3. Реорганизация Арендодателя, а также переход права собственности и/или оперативного управления на Объект к другому лицу не являются основанием для изменения или расторжения настоящего Договора.
10.4. При изменении наименования, местонахождения, банковских реквизитов или реорганизации одной из Сторон, данная Сторона обязана письменно в пятидневный срок сообщить другой Стороне о произошедших изменениях, кроме случаев, когда изменение наименования и реорганизация Сторон произошли на основании Указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации.
10.5. Все уведомления, дополнительные соглашения, претензии (далее - Документация) связанные с исполнением условий настоящего Договора, будут оформляться Сторонами и направляться другой Стороне в сроки, предусмотренные настоящим Договором. Если сроки оформления и отправки Документации не оговорены, то отправляющая Сторона обязуется оформить и направить ее в течение 5 (пяти) рабочих дней.
10.6. Датой отправки Документации по почте считается дата штемпеля почтового отделения. Документация, направляемая нарочным способом, считается отправленной с даты проставления представителем Стороны на копии сопроводительного письма отметки в получении. С этого момента начинается отсчет процедурных сроков, указанных в Документации.
10.7. Взаимоотношения Сторон, не урегулированные настоящим Договором, регулируются законодательством Российской Федерации.
На определение об утверждении мирового соглашения поданы кассационные жалобы Международной ассоциацией общественных объединений "Ассоциация шахматных федераций", Федеральной антимонопольной службой, Департаментом культурного наследия г. Москвы, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве поданы кассационные жалобы, в которых заявители кассационных жалоб просят отменить обжалуемый судебный акт по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд г. Москвы.
В обоснование жалобы Международная ассоциация шахматных федераций" указала, что утвердив мировое соглашение, суд нарушил п. 3 ст. 139 и п. 6 ст. 141 АПК РФ, согласно которому мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.
Оспариваемое мировое соглашение нарушает права Ассоциации как лица, претендующего на получение спорного здания в пользование в установленном порядке, то есть путем обращения в соответствующей заявкой в органы, уполномоченные принимать такое решение.
Всероссийский шахматный клуб, позже преобразованный в Ассоциацию, располагался в спорном здании с 1975 г. С 1985 г. здание находилось на балансе ГУОП г. Москвы.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 здание было отнесено к федеральной собственности и в марте 2001 г. включено в реестр федерального имущества. В 2002 г. Ассоциация, продолжая занимать здание, заключила срочный договор аренды с ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
ООО "НТЦ Энергосистемы" 14 октября 2002 г. заключило охранно-арендный договор на здание с Москомнаследием.
В 2003 г. Ассоциация была выселена из здания ООО "НТЦ Энергосистемы", чьи права по договору были зарегистрированы в ЕГРП.
9 июля 2004 г. Росимущество обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с иском о признании права федеральной собственности на спорное здание.
Право собственности на здание было принято за Российской Федерацией, ООО "НТЦ Энергосистемы" выселено из указанного помещения решением арбитражного суда г. Москвы от 17 сентября 2008 г. по делу N А40-9053\2008 г.
Ассоциация в качестве арендатора по договору аренды 2002 г. с ФГУК "АУИПИК "также оспаривала право аренды ООО "НТЦ Энергосистемы" в рамках арбитражного дела N А40-36436\06-64-258. Постановлением Президиума ВАС РФ от 26 мая 2009 г. в иске было отказано, так как Ассоциация утратила статус арендатора по договору 2002 г. в связи с лишением ее фактического владения зданием с 2003 г.При этом Ассоциация не была ограничена в право и дееспособности и обратилась госорганы с заявлением о передаче в пользование спорного помещения в общем порядке.
На основании изложенного Международная ассоциация общественных объединений "ассоциация шахматных федераций" полагает, что определение об утверждении мирового соглашения принято о ее правах, не привлеченного к участию в деле.
Кроме того, Министерство культуры РФ, являясь учредителем ФГУБК "АУИПИК", не давало согласия на утверждение мирового соглашения в порядке подп."м" п. 3 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 537 от 26.07.2010 г.
Согласно п. 3 ст. 53 ФЗ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия, находящегося в федеральной собственности", заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством РФ, и физическим или юридическим лицом.
Поскольку утвержденное обжалуемым определением мировое соглашение представляет собой предварительный договор о заключении в будущем договора аренды объекта культурного наследия, то оно не могло быть заключено и утверждено арбитражным судом без участия в качестве стороны Министерства культуры РФ, которое и является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в отличие от ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Определение об утверждении мирового соглашения нарушают положения ч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому заключение договоров аренды в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением исчерпывающего перечня случаев, оговоренных в п. 1 и 2 данной статьи.
В судебном заседании Международная ассоциация общественных объединений" Ассоциация шахматных федераций" поддержало доводы кассационной жалобы.
Федеральная антимонопольная служба, подавшая жалобу в порядке ст. 42 АПК РФ в судебное заседание явилась, поддержало доводы поданной им кассационной жалобы и жалобы Международной ассоциации общественных объединений Ассоциация шахматных ассоциаций".
В обоснование жалобы представитель федеральной антимонопольной службы указал, что согласно п. 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 331 ФАС России осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства в части контроля соблюдения требований статьи ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации помимо права на обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства (п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган в силу п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции имеет право участвовать в рассмотрении судами дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства, возбужденных на основании исков, заявлений иных лиц. Поэтому, рассматривая дела, возбужденные на основании исков, заявлений иных лиц, арбитражный суд должен известить антимонопольный орган для обеспечения возможности его участия. Процессуальный статус антимонопольного органа определяется исходя из характера рассматриваемого спора.
ФАС России не был привлечен к участию в настоящем деле, что нарушило его право на участие в рассмотрении арбитражным судом дел, связанных с применение (нарушением) антимонопольного законодательства.
ФАС России лишено было контроля соблюдения требований ст. 17.1 Закона о защите конкуренции ФГБЮК "Агентство охраны памятников".
Оспариваемым определением ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обязано заключить с истцом долгосрочный договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в оперативном управлении ФГБЮК "Агентство охраны памятников".
Частью 3 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и(или) пользования в отношении, в том числе, государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям.
Согласно ч. 3 ст. 17.1 указанного федерального Закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
ООО "НТЦ" Энергосистемы" не относится к числу лиц, в отношении которых законодателем установлено исключение из общего правила предоставления в аренду объектов недвижимости на бесконкурсной основе.
Утвержденное судом мировое соглашение противоречит закону и нарушает права третьих лиц.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москвы в обоснование кассационной жалобы также указало на нарушение ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции, предусматривающий особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Согласно данным ЕГРП собственником здания по адресу: г. Москва, Денежный пер., д. 9\6 общей площадью является Российская Федерация. Здание находится в оперативном управлении ФГБУК "АУПИК".
Оспариваемое определение, по мнению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москвы нарушает его права, предусмотренные ст. 13 Закона о регистрации, а именно, препятствует проведению правовой экспертизы представленных документов, по результатам которой Управлением может быть принято решение об отказе в государственной регистрации
Управление Росреестра г. Москвы полагает также, что оспариваемое определение нарушает права Международной ассоциации общественных объединений "Ассоциация шахматных федераций".
В судебное заседание Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москвы " в судебное заседание не явилось, о дне рассмотрения дела было извещено, дело рассматривается в его отсутствие в соответствие с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Департамент культурного наследия г. Москвы в обоснование доводов жалобы указал, что согласно п.п. 3, 4.15 мирового соглашения Росимущество передает в аренду ООО "НТЦ Энергосистемы" указанный объект недвижимости сроком на 49 лет., что нарушает требования ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 5 ст. 55 Федерального Закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ" обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектов культурного наследия, которое должно оформляться Департаментом.
Подписанное мировое соглашение не содержит охранного обязательства пользователя, акт технического состояния памятника.
В судебное заседание Департамент культурного наследия г. Москвы не явился, о дне рассмотрения дела был извещен, представил ходатайство об отказе от кассационной жалобы и прекращения производства по делу в соответствии со ст.ст. 49, 282 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев указанное ходатайство, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции принимает заявленный отказ от жалобы в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации и прекращает производство по жалобе Департамента культурного наследия г. Москвы на определение арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 г. по делу N А40-42738\09-85-353(А40-38872\11-127-370).
Истец, ООО "НТЦ Энергосистемы" в судебное заседание явился, с доводами кассационных жалоб не согласно, определение арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 г. находит законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В обоснование возражений указал, что согласно п. 2 ст. 139 АПК РФ мировое соглашение может быть заключено по любому делу, если нет исключений, предусмотренных иным федеральным законом.
В ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ отсутствуют какие-либо запреты в части утверждения судом мировых соглашений. Подп. 1 данной статьи рассматривает решение суда, вступившее в законную силу в качестве исключения, позволяющего заключение договоров аренды государственного или муниципального имущества без проведения торгов.
Интересы ФАС России принятием данного судебного акта не нарушены.
П. 3.2.27 договора аренды, который в соответствии с утвержденным судом мировым соглашением должно быть заключено ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" с истцом
Установлена обязанность арендатора в 30-дневный срок с момента государственной регистрации прав аренды на объект обратиться в органы охраны памятников для заключения охранного обязательства.
Глава 8 заключаемого договора содержит охранные обязательства арендатора.
Права аренды ООО "НТЦ Энергосистемы" в соответствии с условиями настоящего мирового соглашения были зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем 07.12.2011 г. сделана регистрационная запись N 77-77-15\025\2011-323., ООО"НТЦ Энергосистемы" 20 декабря 2011 г. обратился в Мосгорнаследие с просьбой оформить охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, Денежный пер., д. 9\6. Следовательно, требования договора аренды о заключении охранного обязательства исполнены ООО"НТЦ Энергосистемы надлежащим образом.
Мировое соглашение подписано представителями сторон, имевшие на это специальные полномочия.
Согласно Информационному письму ВАС РФ N 132 от 21.07.2009 г. вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельствам дела и доказательств, на которых основан вступившей в законную силу судебный акт.
На основании утвержденного судом мирового соглашения право аренды ООО "НТЦ Энергосистемы" на спорный объект недвижимости зарегистрировано 07.12.2011 г., о чем сделана соответствующая запись N 77-77-15\025\2011-323.
По мнению истца, утвержденное судом мировое соглашение не нарушает прав Управления Росреестра г. Москвы.
ООО "НТЦ Энергосистемы" полагает, что Ассоциация шахматных федераций вправе обжаловать определение арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 г. только в части отказа в привлечении его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Ассоциация не воспользовалась своим правом на обжалование в соответствие со ст. 51 АПК РФ.
Никаких субъективных гражданских прав в отношении спорного объекта недвижимости Ассоциация на момент заключения и утверждения мирового соглашения не имела. Ассоциация не обладала правом предъявления в отношении других лиц каких-либо требований, связанных с использованием спорного имущества. Судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности ассоциации по отношению к одной из сторон.
Ответчики, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,Федеральное государственное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в судебное заседание явились, с доводами кассационных жалоб не согласны, определение арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 г. находит законным и обоснованным по основаниям, изложенным истцом.
Третьи лица, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом г. Москвы, Департамент имущества г. Москвы в судебное заседание явились, с доводами кассационных жалоб не согласны, определение арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 г. находят законным и обоснованным.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации до 7 февраля 2012 г. 10 час. 30 мин.
Законность судебного акта проверяется в порядке ст.ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационных жалоб, возражения на них, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, лиц, подавших жалобы в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, определение арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 г. об утверждении мирового соглашения подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 настоящего Кодекса.
Арбитражный суд не принимает отказ от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В этом случае суд рассматривает дело по существу.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.10.2010 г. N 8011\10, и касающейся прав сторон при заключении мирового соглашения, в соответствии с ч. 2 ст. 140 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации стороны при заключении мирового соглашения могут самостоятельно распоряжаться принадлежащими им материальными правами, они свободны в согласовании любых условий мирового соглашения, не противоречащих федеральному закону и не нарушающих права и законные интересы других лиц.
Утверждая мировое соглашение. по условиям которого Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обязуется заключить с ООО "НТЦ Энергосистемы" долгосрочный (49 лет) договор аренды помещений объекта культурного наследия, находящегося в оперативном управлении ФГБУК - здания общей площадью 768, 2 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва. Денежный пер., д. 9\6 в порядке., предусмотренном законодательством РФ и в соответствии с условиями договора аренды, представленного в п. 15 настоящего мирового соглашения, суд не проверил соответствие его условий требования ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 указанного Закона заключение договоров аренды,договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения эти х договоров, за исключением случаев, указанных в п. 1-13 ч. 1 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции".
Доказательств того, что ООО "НТЦ Энергосистемы" относится к числу лиц, в отношении которых законодателем установлено исключение из общего правила предоставления в аренду объектов недвижимости, то есть без проведения конкурса или аукциона, не представлено.
Согласно ч. 3 ст. 17.1 указанного Закона в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и(или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарными предприятиями,
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями,
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.
Из материалов дела следует, что здание площадью 768,2 кв.м. по адресу: г. Москва, Денежный пер., д. 9\6, которое по условиям мирового соглашения должно быть передано в аренду ООО "НТЦ Энергосистемы" является объектом федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 77АЖ 719050 от 11.02.2009 г. и относится к объекту культурного наследия Российской Федерации (Приказ Росохранкультуры от 01.11.2010 г. N 241)
Правом оперативного управления на указанное здание обладает ФГБЮК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры." охраны памятников."
В соответствии с п. 3 ст. 53 Федерального Закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ" договор аренды объектов культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством РФ физическим или юридическим лицом.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 и п. 1 Указа Президента РФ от 12.05.2008 г. N 727 специально уполномоченным органом исполнительной власти применительно к данным правоотношениям является Министерство культуры Российской Федерации.
Суд не принял во внимание положения указанной нормы закона, принял отказ истца от исковых требований к Министерству культуры Российской Федерации, в результате Министерство культуры Российской Федерации выбыло из числа лиц, участвовавших в деле.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных суда( обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливое публичное разбирательство), правильно применить нормы материального и процессуального прав, определить круг лиц, которые должны быть привлечены к участию в дело, в частности, обсудить вопрос о привлечении к участию в дело Федеральную антимонопольную службу России, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации постановил:
определение арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2011 г. по делу N А40-42738\09-85-353, А40-38872\11-127-370 отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий |
Чучунова Н.С. |
Судьи |
Комарова О.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 указанного Закона заключение договоров аренды,договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения эти х договоров, за исключением случаев, указанных в п. 1-13 ч. 1 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции".
...
Согласно ч. 3 ст. 17.1 указанного Закона в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и(или) пользования в отношении:
...
В соответствии с п. 3 ст. 53 Федерального Закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ" договор аренды объектов культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством РФ физическим или юридическим лицом.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 и п. 1 Указа Президента РФ от 12.05.2008 г. N 727 специально уполномоченным органом исполнительной власти применительно к данным правоотношениям является Министерство культуры Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф05-346/11 по делу N А40-42738/2009
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17449/2022
27.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18437/13
10.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18437/13
05.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-346/11
20.05.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11972/13
04.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-42738/09
14.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-346/11
14.02.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-346/11
21.11.2011 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-42738/09
28.03.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29312/10
10.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-346/11
14.10.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23014/2010
21.09.2010 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-42738/09
20.07.2010 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-42738/09