г. Москва |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А40-137583/10-144-894 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя ОАО "Центр перевозки грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" Головко С.Г., доверенность от 16 января 2012 года Ц/2012/ЦКП-13; Тверской Е.В., доверенность от 4 февраля 2012 года N Ц/2012/ЦКП-58
от заинтересованного лица ФАС России Яковенко Н.Ю., доверенность от 5 мая 2011 года N АЦ/17430, Огневская Д.В., доверенность от 1 марта 2011 года N ИА/6772
от третьих лиц ОАО "РЖД" Балабанова М.В., доверенность от 11 января 2010 года N 2-дп
рассмотрев "7-14" февраля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на постановление от 23 сентября 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Гончаровым В.Я., Поповым В.И., Мухиным С.М.,
по заявлению ОАО "Центр перевозки грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер"
о признании недействительным приказа ФАС России от 3 августа 2010 года N 431
третье лицо: ОАО "РЖД"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах ТрансКонтейнер" (далее - ОАО "ТрансКонтейнер", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 03 августа 2010 года N 431 о включении ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "ТрансКонтейнер", входящих в группу лиц, в реестр, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2011 года решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом апелляционного суда, ФАС России обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый апелляционным судом судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы антимонопольный орган указывает на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а именно положения Закона о защите конкуренции, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседании суда кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
Представитель ФАС России в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "ТрансКонтейнер" возражал против удовлетворения требований кассационной жалобы, поддержал судебный акт суда апелляционной инстанции.
Явившийся в судебное заседание после объявленного перерыва представитель третьего лица ОАО "Российские железные дороги" поддержал правовую позицию ОАО "ТрансКонтейнер", просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм права, в связи с чем суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом ФАС России от 03 августа 2010 года N 431 ОАО "ТрансКонтейнер" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке услуг по предоставлению универсальных контейнеров для их использования при осуществлении внутренних перевозок грузов в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом общего пользования, в размере более 50%. Содержащийся в оспариваемом приказе вывод антимонопольного органа основан на проведенном анализе товарного рынка, связанного с предоставлением услуг по осуществлению грузовых перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в сегменте рынка по предоставлению универсальных контейнеров для их использования при осуществлении внутренних перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом общего пользования за 2008 год в пределах Российской Федерации с использование метода, основанного на сведениях по продавцам данного товара - собственникам универсальных контейнеров (предоставляемых для их использования при осуществлении перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом общего пользования).
Считая данный приказ незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из правомерности приказа, не нарушающего прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По результатам рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции сделан вывод о соответствии проведенного анализа рынка положениям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17 января 2007 года N 6 (далее - Административный регламент) и Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108 (далее - Порядок).
С указанными выводами суда первой инстанции апелляционный суд не согласился, решение суда отменил.
Удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд, правильно применив положения статьи 4, пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции, Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, Административного регламента, указал на нарушение антимонопольным органом положений указанных нормативных правовых актов при составлении аналитических отчетов относительно доли ОАО "ТрансКонтейнер" на рассматриваемом рынке.
Так, как справедливо отмечено апелляционным судом, антимонопольным органом при составлении отчета не были получены и проанализированы аналитические отчеты ряда территориальных органов ФАС России, подлежащие анализу исходя из пункта 2.7 раздела 2 плана работы ФАС России.
Также в нарушение пункта 5 Порядка антимонопольным органом не обосновано применение при анализе рынка метода исследования по продавцам товара.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд правомерно указал на неполноту положенного в основу принятия оспариваемого приказа сводного аналитического отчета, а также на его составление с нарушением установленных Порядком и Административным регламентом требований.
Вопреки доводам антимонопольной службы, апелляционный суд, с учетом пункта 5 Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 1998 года N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства", справедливо указал на нарушение оспариваемым приказом прав и законных интересов общества как необоснованно возлагающим на него дополнительные обязанности и создающим препятствия для осуществления деятельности в рассматриваемой сфере.
Относительно довода ФАС России о признании оспариваемого приказа, вынесенного в отношении ОАО "ТрансКонтейнер" и ОАО "Российские железные дороги", недействительным полностью в то время как заявление об его оспаривании подано только ОАО "ТрансКонтейнер" следует отметить, что в оспариваемом приказе ФАС России ОАО "ТрансКонтейнер" и ОАО "Российские железные дороги" выступают как группа лиц, чьи действия на рассматриваемом рынке оцениваются в совокупности. При этом, с учетом того, что судебные акты по делу об оспаривании приказа антимонопольного органа непосредственно затрагивают права и законные интересы ОАО "Российские железные дороги", указанное лицо участвовало в настоящем деле в качестве третьего лица, представило свою правовую позицию относительно рассматриваемого спора, поддержав заявленные ОАО "ТрансКонтейнер" требования. В связи с изложенным указанный довод антимонопольной службы при данных обстоятельствах не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенные обстоятельства, вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований является обоснованным и основанным на законе.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы апелляционного суда о применении нормы права основаны на исследовании документов, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела. Эти выводы соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Иная оценка установленных апелляционным судом фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде апелляционной инстанции, и направлены на переоценку выводов апелляционного суда и выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Указанные доводы апелляционным судом рассмотрены и им дана оценка, что нашло свое отражение в судебном акте.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2011 года по делу N А40-137583/10-144-894 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.