г. Москва |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А40-60873/09-32-458 |
Резолютивная часть постановления оглашена 1 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Федосеевой Т.В., Новосёлова А.Л.,
при участии в заседании:
от истца Чарковский Р.В., доверенность от 12.12.2011
от ответчиков: Министерство социальной защиты населения Тверской области Вуйлина И.М., доверенность от 22.12.2011 N 5/2320, Калмыков А.А., доверенность от 28.02.2012 N 02/92
рассмотрев 01 марта 2012 г. в судебном заседании кассационные
жалобы Российской Федерации в лице Минфина России, Министерства социальной защиты населения Тверской области
на решение от 05 октября 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Куклиной Л.А.,
на постановление от 08 декабря 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Лаврецкой Н.В., Расторгуевым Е.Б., Валиевым В.Р.
по иску МУП "ПАТП" ( Тверь)
о взыскании убытков
к Российской Федерации в лице Минфина России (Москва), Тверской
области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области (Тверь, ОГРН 1026900521230),
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие города Твери (далее - транспортное предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) с иском о взыскании 37 841 313 руб. 35 коп. убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) по городу Твери и Калининскому району в 2008 году, и Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент) за счет казны Тверской области 58 460 559 руб. 90 коп. убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан регионального значения на основании ЕСПБ по городу Твери и Калининскому району в 2008 году.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2009 года с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу транспортного предприятия взыскано 37 841 313 руб. 35 коп. убытков. С Тверской области в лице Департамента за счет казны Тверской области - 58 460 539 руб. 90 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2010 года решение суда первой инстанции изменено. Судебный акт в части взыскания 58 460 539 руб. 90 коп. убытков с Тверской области в лице Департамента за счет казны Тверской области отменен, в удовлетворении иска отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2010 года указанные выше судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки расчета, обоснованности и доказанности размера убытков.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2011 года с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу транспортного предприятия взыскано 37 841 313 руб. 35 коп. убытков. С Тверской области в лице Департамента за счет казны Тверской области - 58 460 539 руб. 90 коп.
При этом суд исходил из подтвержденности материалами дела возникновения у истца убытков в результате неполного возмещения Тверской областью и Российской Федерацией расходов по перевозке льготных категорий граждан.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, Минфин России и правопреемник Департамента - Министерство социальной защиты населения Тверской области (далее - Министерство) обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами.
Минфин России в своей жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При этом заявитель жалобы обращает внимание кассационной инстанции не неподтвержденность представленными в материалы дела доказательствами общего количества перевезенных в пригородном сообщении пассажиров.
Министерство в своей жалобе просит обжалуемые решение и постановление в части удовлетворения иска к Департаменту отменить, указывая на неподтвержденность материалами дела количества поездок льготных категорий граждан, а также на нессответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства поддержали доводы кассационной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Минфин России, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела.
Изучив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования городскими и пригородными маршрутами в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по ЕСПБ.
В 2008 году транспортное предприятие на территории города Твери и Калининского района Тверской области оказывало услуги по перевозке льготных категорий граждан включенных в федеральный и региональный регистры.
В обоснование исковых требований транспортное предприятие сослалось на невозмещение Российской Федерацией и Тверской областью расходов истца по перевозке льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Судом установлено, что постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" (далее - Постановление N 32-па) в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тверской области, оказание мер социальной поддержки, государственная социальная помощь которых относится к ведению Российской Федерации, на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания на территории Тверской области введен единый социальный проездной билет для проезда на всех видах городского и пригородного транспорта общего пользования.
Положением о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан (приложение N 1 к постановлению Администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па) определен порядок компенсации расходов на покрытие убытков организаций, осуществляющих перевозки льготных категорий граждан. Размер компенсации за каждый проданный билет определяется как разница между стоимостью льготного проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что в основу расчета убытков положены сведения о количестве реализованных ЕСПБ в городе Твери и Калининском районе, тарифе на одну поездку, сумме финансирования, доле транспортной организации в городских и пригородных перевозках, дальности поездок.
При этом общая сумма расходов транспортной организации по перевозке федеральных льготников составила 50 402 320 руб. 68 коп., а региональных- 77 967 657 руб. 27 коп.
Поскольку сумма компенсации, полученная истцом в соответствии с Постановлением N 32-па, составила 12 561 007 руб. 33 коп. по федеральным льготникам и 19 507 097 руб. 37 коп. - по региональным, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчиков убытков в заявленном размере.
Кассационная инстанция находит вывод суда об обоснованности исковых требований соответствующим имеющимся в деле доказательствам, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кодекса, а также правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, 25.01.2011 N 9621/10, 25.07.2011 N 5481/11.
Доводы кассационных жалоб о неправильном расчете убытков в виде неполученной провозной платы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанций.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, обжалуемые решение и постановление являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их изменения или отмены, в связи с чем кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил
решение от 05 октября 2011 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 08 декабря 2011 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-60873/09-32-458 - оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Т.В. Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.