г. Москва |
|
12 марта 2012 г. |
Дело N А40-30247/11-153-223 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен: 12 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи М.В. Борзыкина
судей: А.М. Кузнецова, Р.Р. Латыповой
при участии в заседании:
от заявителя -
Общество с ограниченной ответственностью "Связьинформ" (г. Калининград, ОГРН 1023901861972): Титов Александр Сергеевич, - доверенность от 01.12.2010;
от заинтересованных лиц -
Государственная комиссия по радиочастотам при Министерстве связи и массовых коммуникаций: Блинов Андрей Михайлович, - доверенность от 15.11.2011 N П12-5-06-1355;
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1047702026701): Олейников Владимир Игоревич, - доверенность от 30.12.2011 N ИЩ-П15-21824,
рассмотрев 05 марта 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Связьинформ" (заявитель)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 11 октября 2011 года,
принятое судьёй М.Н. Кастальской,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 27 декабря 2011 года,
принятое судьями В.А. Свиридовым, С.Л. Захаровым, И.Б. Цымбаренко,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Связьинформ"
о признании незаконным пункта 3 решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи и массовых коммуникаций от 28.12.2010 N 10-10-11-3; об обязании отменить названный пункт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Связьинформ" (далее-общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным пункта 3 решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи и массовых коммуникаций (далее - ГКРЧ) от 28.12.2010 N 10-10-11-3, об обязании названный пункт отменить.
В качестве второго заинтересованного лица к участию в деле привлечено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России).
Решением от 11.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 11.10.2011, постановления от 27.12.2011 в кассационной жалобе общества основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом нарушены нормы материального права. Выводы судом не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Решение, постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконным оспариваемого пункта решения от 28.12.2010 N 10-10-11-3.
В отзыве на кассационную жалобу Минкомсвязь России возражала против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ссылаясь на законность обжалуемых решения, постановления.
Отзыв на кассационную жалобу ГКРЧ не направлен.
Представители всех лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 05.03.2012 в 12 часов 40 минут, явились и дали относительно кассационной жалобы следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель ГКРЧ, представитель Минкомсвязи России, каждый в отдельности, объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, по мотиву неосновательности этих доводов.
Законность решения от 11.10.2011, постановления от 27.12.2011 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, а также объяснений относительно кассационной жалобы.
Суд первой инстанции, апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьёй 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о соответствии решения от 28.12.2010 N 10-10-11-3 в оспариваемой части закону и о доказанности ГКРЧ обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Вывод основан на применении судами положений статей 2, 22, 24, Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), Положения о ГКРЧ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 N 336, Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2006 N 439-23 на исследовании в судебных заседаниях документов, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела.
Суд первой инстанции, апелляционный суд исходили из следующего.
Для построения сети сухопутной подвижной радиосвязи общего использования и оказания услуг подвижной радиотелефонной связи обществу решением государственной комиссии по радиочастотам от 14.03.1997 N 1862-ОР разрешено использование отдельных радиочастот в полосах радиочастот 824-828 МГц и 869-873 МГц в сетях стандарта AMPS/D-AMPS. На срок до 31.12.2010 обществу выдана лицензия N 70426. В продлении срока действия лицензии отказано приказом от 19.10.2010 N 720 (согласно Примечанию N 168 к Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2006 N 439-23 полосы радиочастот 824-834 МГц и 869-879 МГц могут использоваться на вторичной основе для сотовых систем подвижной и стационарной радиосвязи до конца срока их амортизации, но не позднее 2010 года), который был оспорен обществом в порядке арбитражного судопроизводства.
Вступившими в законную силу судебными актами, принятыми Арбитражным судом города Москвы по делу N А40-146583/10-119-981, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано. При этом установлено, что согласно Таблице распределения полос частот (с изменениями от 24.12.2009) с 01.01.2011 использование полос частот 824 -834 МГц и 869 - 879 МГц для сотовых систем подвижной и стационарной радиосвязи не допускается ввиду передачи данных полос частот для организации наземного цифрового телевизионного вещания. Следовательно, после 31.12.2010 осуществление деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи в полосах радиочастот 824 - 828 МГц и 869 - 873 МГц не предусмотрено. Деятельность общества, подлежащая лицензированию, по истечении срока лицензии не может осуществляться в полосах радиочастот, ранее разрешенных к использованию обществу согласно решению ГКРЧ от 04.03.1997 N1862-ОР. Вместе с тем, выделение полосы радиочастот на неопределенный срок, не является безусловным основанием для выдачи лицензии или продления её срока, поскольку оформление лицензии может противоречить действующему законодательству Российской Федерации в области связи, установленным стандартам, требованиям и правилам. В признании недействующими положений пункта 168 Примечаний к разделу II Таблицы распределения полос частот (полосы радиочастот 824 - 834 МГц и 869 - 879 МГц могут использоваться станциями сухопутной подвижной и фиксированной служб на вторичной основе для сотовых систем подвижной и стационарной радиосвязи до конца срока их амортизации, но не позднее 2010 года), отказано решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2010, принятым по делу N ГКПИ10-1117.
Пунктом 3 решения ГКРЧ от 28.12.2010 N 10-10-22-3 срок действия решения ГКРЧ от 04.03.1997 N 1862-ОР установлен до 31.12.2010.
В обоснование принятия оспариваемого пункта решения ГКРЧ сослался на требования Закона о связи о недопустимости бессрочного выделения полос радиочастот пользователям радиочастотного спектра на территории Российской Федерации, а также на ограничение срока эксплуатации сетей связи стандартов AMPS/D-AMPS/N-AMPS и стандарта IS-95 (CDMA) в полосах радиочастот 824-834 Мгц и 869-879 Мгц до 31.12.2010, установленного решением ГКРЧ от 24.04.2000 протокол N 22/3.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о связи регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Тем же федеральным законом определено, что в Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (далее - государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра. Распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, которые разрабатываются государственной комиссией по радиочастотам и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2006 N 439-23 утверждена Таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, проект которой разработан ГКРЧ во исполнение возложенных на нее функций. Он опубликован в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьёй 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно Положению о ГКРЧ, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 N 336, комиссия не является федеральным органом исполнительной власти. К её компетенции отнесено, в частности, выделение полос радиочастот для использования в целях разработки, модернизации, производства в Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств различного назначения, а также установление условий использования полос радиочастот для радиоэлектронных средств, используемых в конкретных радиотехнологиях (подпункт "в" пункта 5 Положения).
На основании решения упомянутой комиссии от 24.04.2000 N 22/3 выдача разрешений на использование радиочастот в полосах 824 - 834 МГц и 869 - 879 МГц для сетей сухопутной подвижной радиосвязи стандартов AMPS/DAMPS/N-AMPS прекращена, использование радиочастот в полосах 828 - 831 МГц и 873 -876 МГц для систем беспроводного доступа с кодовым разделением каналов осуществлялось только в рамках ранее выданных разрешений.
Названное решение в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано. Не прекращает его действие и решение Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 08.04.2002.
Раздел II Таблицы, включающий оспариваемое положение, не содержит норм, касающихся выделения полос радиочастот либо прекращения действия ранее выданных разрешений на их использование. Как следует из наименования и содержания данного раздела, в нём распределяются полосы радиочастот между радиослужбами, определяется предназначение этих полос, с учётом которого выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот (пункт 22 статьи 2 Закона о связи).
Положение абзаца второго пункта 168 примечаний к разделу II Таблицы, позволяющее использовать полосы радиочастот 824 - 834 МГц и 869 - 879 МГц для сотовых систем подвижной и стационарной радиосвязи не позднее 2010 года, направлено на изменение предназначения этих полос, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
Дата прекращения использования полос радиочастот в соответствии с их прежним предназначением определена с учётом того обстоятельства, что выделение указанных полос радиочастот конкретным пользователям не осуществляется с 2000 г., по состоянию на 31.12.2010 истекают сроки действия всех ранее выданных разрешений. Истечение срока, указанного при присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, в силу пункта 11 статьи 24 Закона о связи прекращает действие разрешения на использование радиочастотного спектра.
Апелляционный суд, отклоняя по мотиву неосновательности довод общества о несоответствии оспариваемого пункта решения законодательству об антимонопольной деятельности, нормам международного права, а также об ограничении его права на свободу предпринимательской деятельности, на использование по своему усмотрению принадлежащего ему оборудования сотовой связи, исходил из того, что распределение полос радиочастот произведено в рамках Закона о связи.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2011 года по делу N А40-30247/11-153-223 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Борзыкин |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положение абзаца второго пункта 168 примечаний к разделу II Таблицы, позволяющее использовать полосы радиочастот 824 - 834 МГц и 869 - 879 МГц для сотовых систем подвижной и стационарной радиосвязи не позднее 2010 года, направлено на изменение предназначения этих полос, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
Дата прекращения использования полос радиочастот в соответствии с их прежним предназначением определена с учётом того обстоятельства, что выделение указанных полос радиочастот конкретным пользователям не осуществляется с 2000 г., по состоянию на 31.12.2010 истекают сроки действия всех ранее выданных разрешений. Истечение срока, указанного при присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, в силу пункта 11 статьи 24 Закона о связи прекращает действие разрешения на использование радиочастотного спектра.
Апелляционный суд, отклоняя по мотиву неосновательности довод общества о несоответствии оспариваемого пункта решения законодательству об антимонопольной деятельности, нормам международного права, а также об ограничении его права на свободу предпринимательской деятельности, на использование по своему усмотрению принадлежащего ему оборудования сотовой связи, исходил из того, что распределение полос радиочастот произведено в рамках Закона о связи."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2012 г. N Ф05-1153/12 по делу N А40-30247/2011