город Москва |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А40-64626/11-139-541 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.
судей Зверевой Е.А., Денисовой Н.Д.,
при участии в заседании:
от заявителя: Департамента имущества города Москвы - Мягких Д.К. по дов. от 10.01.12 N 31-Д;
от ответчика: Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) - Плескачева Е.В. по дов. от 10.01.12 N 27/2012;
рассмотрев 15 марта 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве (ответчика)
на решение от 14 сентября 2011 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
и на постановление от 06 декабря 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Мухиным С.М.,
по заявлению Департамента имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 14 сентября 2011 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-64626/11-139-541 заявленные требования были удовлетворены. Суд, проверив на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признал незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 11 марта 2011 года N 11/172/2010-478 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости площадью 55,9 кв.м., расположенный по адресу: город Москва, ул. Спартаковская, д. 16. Кроме того, суд обязал Управление Росреестра по Москве зарегистрировать право собственности города Москвы на указанный объект недвижимости.
Постановлением от 06 декабря 2011 года Девятого арбитражного апелляционного суда решение от 14 сентября 2011 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-64626/11-139-541 было оставлено без изменения.
По делу N А40-64626/11-139-541 поступила кассационная жалоба от ответчика - Управления Росреестра по Москве, в которой он просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ответчик указывает на то, что, по его мнению, в силу положений действующего законодательства заявленные требования не подлежали удовлетворению, что соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике по рассматриваемому вопросу.
Отзыв на кассационную жалобу от заявителя - Департамента имущества города Москвы не поступил.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4-5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru 15 марта 2011 года) суд кассационной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии кассационной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Отводов суду заявлено не было.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил участникам процесса их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявлений или ходатайств, связанных с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Федерального арбитражного суда Московского округа не поступило, в судебном заседании заявлено не было.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика - Управления Росреестра по Москве поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель заявителя - Департамента имущества города Москвы возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя и ответчика, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к заключению, что обжалуемые решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Из материалов дела усматривается и судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Департамент имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости общей площадью 55,9 кв.м., расположенный по адресу: город Москва, ул. Спартаковская, д. 16.
Решением, оформленным письмом от 11 марта 2011 года N 11/172/2010-478 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, Управление Росреестра по Москве на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа) отказало Департаменту имущества города Москвы в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество общей площадью 55,9 кв.м., расположенное по адресу: город Москва, ул. Спартаковская, д. 16. При этом в обоснование отказа в государственной регистрации Управление Росреестра по Москве со ссылкой на п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219) указало на то, что на государственную регистрацию был представлен Кадастровый паспорт N 1077/19 (04301255:0020-0022) от 20 октября 2010 года, описывающий объект недвижимости общей площадью 0,0 кв.м., кроме того, как указал регистрирующий орган, в общую площадь не входит 55,9 кв.м.
Не согласившись с вынесенным решением Департамент имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц": ст. ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых отказов закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми отказами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что представленный на регистрацию права собственности города Москвы комплект документов на объект недвижимого имущества, позволяет однозначно идентифицировать недвижимое имущество, право на которое подлежит государственной регистрации.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций не было принято во внимание и учтено следующее.
Пунктом 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки. При проверке законности сделки регистратором определяется ее соответствие действующему законодательству. Таким образом, регистратор должен установить, что форма, содержание и результат сделки являются законными.
В пункте 2 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В пункте 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Кроме того, правовое регулирование отношений, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Статья 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
В силу подп. 5, 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
18 февраля 1998 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 219 во исполнение Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 23. Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел I могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 31. Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в графе "Площадь" указывается общая площадь объекта недвижимого имущества (для зданий, сооружений и их частей - по внутреннему обмеру). В графе "Площадь" для объекта незавершенного строительства указываются общая площадь застройки и степень готовности объекта в процентах, а для линейных сооружений - протяженность (длина) объекта.
Указанные Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним обладают признаками нормативного документа и являются обязательными для исполнения, как регистрирующими органами, так и гражданами и юридическими лицами.
Таким образом, государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежат права на имущество, являющееся недвижимой вещью в силу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Поэтому, принимая во внимание, что в представленном для государственной регистрации права кадастровом паспорте N 1077/19 (04301255:0020-0022) от 20 октября 2010 года площадь объекта недвижимости указана - 0,0 кв.м. и отмечено, что в общую площадь не входит 55,9 кв.м., оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве, оформленным письмом от 11 марта 2011 года N 11/172/2010-478 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, не может быть признано незаконным, поскольку принято при соблюдении требований действующего законодательства. В силу изложенного, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в государственной регистрации Управления Росреестра по Москве соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя - Департамента имущества города Москвы. Такая позиция соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике по рассматриваемому вопросу (постановление от 03 февраля 2011 года Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N А40-31143/10-94-135).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В связи с тем, что судами установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы материального права, арбитражный суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним", считает возможным состоявшиеся по делу судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что наличие оспариваемого отказа Управления Росреестра по Москве, оформленного письмом от 11 марта 2011 года N 11/172/2010-478, не препятствует заявителю - Департаменту имущества города Москвы повторно обратиться в Управление Росреестра по Москве с соответствующим заявлением о государственной регистрации права, предоставив в регистрирующий орган, полный пакет документов, в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14 сентября 2011 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 06 декабря 2011 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-64626/11-139-541 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
В.В.Петрова |
Судьи |
Е.А.Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 31. Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в графе "Площадь" указывается общая площадь объекта недвижимого имущества (для зданий, сооружений и их частей - по внутреннему обмеру). В графе "Площадь" для объекта незавершенного строительства указываются общая площадь застройки и степень готовности объекта в процентах, а для линейных сооружений - протяженность (длина) объекта.
Указанные Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним обладают признаками нормативного документа и являются обязательными для исполнения, как регистрирующими органами, так и гражданами и юридическими лицами.
Таким образом, государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежат права на имущество, являющееся недвижимой вещью в силу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
...
В связи с тем, что судами установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы материального права, арбитражный суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним", считает возможным состоявшиеся по делу судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что наличие оспариваемого отказа Управления Росреестра по Москве, оформленного письмом от 11 марта 2011 года N 11/172/2010-478, не препятствует заявителю - Департаменту имущества города Москвы повторно обратиться в Управление Росреестра по Москве с соответствующим заявлением о государственной регистрации права, предоставив в регистрирующий орган, полный пакет документов, в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2012 г. N Ф05-1640/12 по делу N А40-64626/2011
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1640/12