г. Москва |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А40-69148/11-94-575 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя ООО "МДЛ-Сервис" - Блинов И.Ф., доверенность от 18 мая 2011 года
от заинтересованного лица Московская областная таможня Гранкина Т.В., доверенность от 21 марта 2012 года N 03-17/384, Колганова Е.Г., доверенность от 30 декабря 2011 года N 03-17/319, Толстоус И.И., доверенность от 21 марта 2012 года N 03-17/383
рассмотрев "28" марта 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни
на решение от 30 сентября 2011 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ерохиным А.П.
на постановление от 15 декабря 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Свиридовым В.А.
по заявлению ООО "МДЛ-Сервис" о признании незаконным действий Московской областной таможни, выразившихся в нарушении срока выпуска товара
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МДЛ-Сервис" (далее - ООО "МДЛ-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Московской областной таможни о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока выпуска товаров, задекларированных в ТД N 10130060/300311/0007050.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2011 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская областная таможня обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы таможенный орган указывает на неправильное применение судами норм таможенного законодательства.
В заседании суда кассационной инстанции представитель таможенного органа поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель общества возражал по доводам заявителя кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, приобщенных судом к материалам дела.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30 марта 2011 года в 15 час. 50 мин. ООО "МДЛ-Сервис" подало на таможенный пост "Каширский" Московской областной таможни предварительную таможенную декларацию (далее - ПТД) N 10130060/300311/0007050.
Таможенное оформление и проверка указанной ТД завершены 31 марта 2011 года. Товар выпущен таможенным органом 04 апреля 2011 года, в результате чего срок проверки ТД N 10130060/300311/0007050 составил 4 дня.
Полагая, что действия таможенного органа являются незаконными, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды исходили из установления факта незаконного бездействия таможенного органа, поскольку безосновательный невыпуск товаров после окончания срока проверки при отсутствии оснований и соответствующего решения о продлении срока выпуска товаров является нарушением норм таможенного законодательства.
Между тем, как установлено судами и следует из материалов дела, после прохождения форматно-логического контроля (далее - ФЛК) ПТД зарегистрирована в базе данных таможенного органа в 16 час. 53 мин. с присвоен регистрационного номера 10130060/300311/0007050. Товары предъявлены таможенному органу 31 марта 2011 года в 11 час. 30 мин.
При активации функции выпуска предварительной электронной декларации на товары системой автоматически выявлен профиль риска, в соответствии с которым предусмотрены меры по минимизации - досмотр. Поручение на проведение таможенного досмотр выписано 31 марта 2011 года в 17 ч. 12 мин.
Согласно части 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как следует из пункта 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза, сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пункты 3 и 5 части 2 статьи 220 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) устанавливают возможность продления сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза в случаях:
- проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 настоящего Федерального закона - до окончания проверки;
- проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.
Согласно установленным по делу обстоятельствам, вопрос о продлении срока выпуска товаров по ТД N 10130060/300311/0007050 разрешен начальником Каширского таможенного поста. Срок продлен на время, необходимое для проведения форм таможенного контроля в виде проверки документов и сведений до 13 апреля 2011 года, о чем свидетельствует резолюция на служебной записке о продлении срока впуска товара.
Досмотр представленного к декларированию груза начат 31 марта 2011 года в 17 час. 29 мин. и окончен 01 апреля 2011 года в 14 ч. 53 мин.
Согласно примечанию к мерам в случае применения меры 109 "таможенный досмотр товаров" осуществляется направление запроса для принятия решения в отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров таможни (ОТНиПТ).
ОТНиПТ подтверждена правильность классификации и страны происхождения товаров. После получения таможенным постом соответствующего, требуемого законодательством заключения от ОТНиПТ, товар, задекларированный по ПТД 10130060/300311/0007050 выпущен таможенным постом 04 апреля 2011 года в 16 час. 27 мин., то есть в пределах срока, на который был продлен выпуск товаров в соответствии с решением должностного лица таможенного органа. При этом, следует отметить, что 02 и 03 апреля 2011 года являлись нерабочими днями.
Кроме того, обществом не представлено доказательств направления в таможенный орган мотивированного обращения о необходимости выпуска товаров до момента представления запрошенных документов в соответствии с пунктом 3 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Таким образом, вывод судов о незаконности действий таможенного органа, основаны на неправильном применении норм таможенного законодательства, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
Поскольку судами установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, в том числе установлен факт выпуска предъявленного к таможенному оформлению товара в пределах срока, на который решением должностного лица таможенного органа был продлен выпуск товаров в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза, а, следовательно, соблюдения таможенным органом указанных норм таможенного законодательства, у суда в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для признания недействительными действий (бездействия) Московской областной таможни о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока выпуска товаров, задекларированных в ТД N 10130060/300311/0007050, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2011 года по делу N А40-69148/11-94-575 отменить. В удовлетворении заявленных ООО "МДЛ-Сервис" требований отказать.
Председательствующий |
Латыпова Р.Р. |
Судьи |
Воронина Е.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.