г. Москва |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А40 - 69148/11-94-575 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
при участии:
от заявителя: |
Блинов И.Ф. по дов от 11.01.2011; |
от ответчика: |
Колганова Е.Г. по дов. от 14.09.2011; |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" сентября 2011 г.. по делу N А40-69148/11-94-575 судьи Ерохина А.П.
по заявлению ООО "МДЛ-Сервис" (ОГРН 1027700506756; 117525, г.Москва, ул.Днепропетровская, д.23, корп.3, пом.1))
к Московской областной таможне
о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока выпуска товаров, задекларированных в ТД N 10130060/300311/0007050
установил:
ООО "МДЛ-Сервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Московской областной таможни о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока выпуска товаров, задекларированных в ТД N 10130060/300311/0007050.
Решением суда от 30.09.2011 заявленные требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из наличия факта незаконного бездействия таможенного органа, нарушившего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности права заявителя, которым при обращении в таможенный орган были соблюдены требования закона и представлены документы, достаточные для совершения таможенный действий.
Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывается, что судом неправильно применены нормы материального права; не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд посчитал установленными и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт в удовлетворении заявленных требований.
Представитель в судебном заседании заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы. Представил в порядке ст.81 АПК РФ письменные пояснения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.03.2011(среда) в 15.50 ООО "МДЛ-Сервис" подало на таможенный пост "Каширский" (далее: пост) Московской областной таможни (далее: таможня или Ответчик) предварительную таможенную декларацию (далее: ТД) N 10130060/300311/0007050.
30.03.2011 в 17.01 таможней присвоен вышеуказанный код ТД. 31.03.2011 в 11.21 таможней начато таможенное оформление указанной ТД и одновременно её проверка. 31.03.2011(четверг) таможенное оформление и проверка указанной ТД завершены. В 16.53 04.04.2011(понедельник) товар, задекларированный Обществом в ТД N 10130060/300311/0007050, был выпущен таможенным постом "Каширский" Московской областной таможни, в результате чего срок проверки ТД N 10130060/300311/0007050 составил 4 дня.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал и оценил доказательства и правильно установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, правильно применил нормы материального права и сделал обоснованный и правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе исследования обстоятельств дела судом установлено, что после успешного прохождения форматно-логического контроля, согласно п. 10 Инструкции "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме"( утверждена Приказом ГТК России от 30 марта 2004 года N 395), поданная обществом предварительная электронная декларация зарегистрирована в базе данных таможенного органа и ей присвоен регистрационный номер 10130060/300311/0007050 в 16 ч.53 мин., о чем свидетельствуют соответствующие отметки в гр. "Е2" декларации. Товары предъявлены таможенному органу 31.03.2011 в 11 ч. 30 мин.
При активации функции выпуска предварительной электронной декларации на товары системой автоматически выявлен профиль риска, в соответствии с которым предусмотрены меры по минимизации - досмотр. Поручение на проведение таможенного досмотр выписано 31.03.2011 в 17 ч. 12 мин. Досмотр окончен 01.04.2011 в 14 ч. 53 мин.
С окончанием таможенного досмотра в 14:53 01.04.2011, установленный начальником таможенного поста срок продления выпуска товаров по ДТ N 10130060/300311/0007050 окончился, так как он продлевался исключительно для проведения и окончания таможенного досмотра.
Повторно, т.е. после окончания таможенного досмотра в 14:53 01.04.2011, срок выпуска товаров по ДТ N 10130060/300311/0007050 не продлевался.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что факт незаконного бездействия таможенного органа установлен, поскольку безосновательный невыпуск товаров после окончания срока проверки при отсутствии оснований и соответствующего решения о продлении срока выпуска товаров является нарушением норм таможенного законодательства.
На основании положений п. 1 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К тому же, согласно третьему абзацу пункта 1 статьи 196 ТК ТС, указанные в данном абзаце сроки включают время проведения таможенного контроля.
В силу п. 4 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Статьей 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что если иное не предусмотрено частью 9 статьи 232, частью 8 статьи 279 и частью 6 статьи 283 настоящего Федерального закона, выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
Продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза допускается исключительно в случаях:
- если в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза и настоящего Федерального закона выпуск может быть осуществлен при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - до предоставления указанного обеспечения;
- если декларантом не представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений - до представления декларантом указанных документов либо письменного обращения в соответствии с частью 1 статьи 219 настоящего Федерального закона;
- проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 настоящего Федерального закона - до окончания проверки.
- проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
- запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров;
- представления письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, паюсов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа - до уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таможенный орган вправе продлить срок выпуска товаров по основаниям, указанным в пункте 4 части 2 настоящей статьи, если Таможенным кодексом Таможенного союза прямо не установлено, что выпуск товаров не осуществляется до проверки дополнительных документов и сведений, либо если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
В соответствии с требованиями пп. 5 п. 2 ст. 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товар должен быть выпущен таможенном органом по окончании последнего таможенного досмотра, то есть в рассматриваемом случае не позднее 01.04.2011. Этот факт подтверждается отметками должностного лица таможни на акте таможенного досмотра и поручении на досмотр о времени начала и окончания таможенного досмотра.
Пунктом 1 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии Таможенного союза. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, за исключением случаев, если, выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждении административного или уголовного дела, устранены; выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В пункте 2 Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров", прямо установлено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 201 Кодекса, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного пунктом 2 статьи 196 Кодекса, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Что касается права таможенных органов на продление сроков выпуска товаров, в связи с назначением дополнительных проверок, то оно неразрывно связано с обязанностью таможенных органов по выполнению всех возложенных на него таможенным законодательством обязанностей, в части соблюдения процедурных требований к назначению таких проверок, установленных актами таможенного законодательства.
Кроме того, п.2 статьи 69 ТК ТС установлено, что если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 настоящего Кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 статьи 69 ТК ТС в пункте 13 раздела III Порядка контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", установлено, что при принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой передается (направляется) декларанту (таможенному представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.
Системное толкование приведенных выше норм таможенного законодательства, в их взаимосвязи указывает на то, что при назначении любых дополнительных проверок таможенным органом, должны быть истребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, а после их предоставления товар должен быть выпушен таможенным органом незамедлительно, за исключением случаев проверки документов и сведений, влияющих на применение к перемещаемым товарам запретов и ограничений.
Невыпуск таможенным органом в установленные сроки товаров по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 196 ТК ТС в связи с назначением и проведением дополнительной проверки без выполнения таможней обязанности по доведению до декларанта или таможенного представителя сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам такой проверки является незаконным, а срок выпуска - не продленным.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение суда первой инстанции основано на фактических обстоятельствах дела, соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Ввиду изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" сентября 2011 г.. по делу N А40-69148/11-94-575 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69148/2011
Истец: ООО "МДЛ-Сервис"
Ответчик: Московская областная таможня
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8980/12
03.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8980/12
04.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1774/12
15.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31087/11