г. Москва |
|
17 мая 2012 г. |
Дело N А40-101928/09-24-815 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туманова В.Н.
судей Завирюха Л.В., Нечаева С.В.
при участии в заседании:
от Муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" - Бадмаев В.С., дов. от 07.07.2011 N 524
от Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации - не явился, извещен
от Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области - не явился, извещен
рассмотрев 16 мая 2012 г. в судебном заседании
кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации
на решение от 18 августа 2011 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Высокинской О.А.,
на постановление от 08 декабря 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.
по иску Муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (г. Нижний Новгород, ОГРН 1025203045834)
о взыскании убытков
к Российской Федерации в лице Минфина России (Москва, ОГРН 1037739085636),
третье лицо: Нижегородская область в лице Минфина Нижегородской области (г. Нижний Новгород, ОГРН 1025203044426)
Руководствуясь ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (далее - истец) с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 111 570 304 руб. 25 коп. понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов по территории Нижнего Новгорода в 2008 г.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Нижегородская область в лице Министерства финансов Нижегородской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 марта 2010 г., оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2010 г., с истца в пользу ответчика взыскано 111 570 304 руб. 25 коп.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2010 г. N КГ-А40/13191-10 решение Арбитражного суда города Москвы от 18 марта 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2010 г. по делу N А40-101928/09-24-815 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции истцом были уменьшены исковые требования до 25 146 417 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2011 г., удовлетворен иск муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 25 146 417 руб. 69 коп.
При принятии судебных актов суды исходили из доказанности факта причинения убытков материалами дела, а также обоснованности произведенного истцом расчета убытков.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. В кассационной жалобе приведены следующие доводы: расчет размера убытков не позволяет определить количество перевезенных истцом льготных пассажиров, расчет убытков произведен без учета доли транспортной работы истца.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы ответчик (заявитель кассационной жалобы) и третье лицо, явки надлежаще уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена без участия их представителей.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы и мотивированного отзыва на нее истца, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Судами установлено, что истец, являясь организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на городском транспорте, при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Нижегородской областью по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта, в 2008 году осуществлял бесплатные перевозки отдельных категорий граждан при предъявлении единого социального проездного билета.
В связи с предоставлением права льготного проезда истец не дополучил от потребителей - федеральных льготников плату за проезд в общей сумме 25 146 417 руб. 69 коп.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 октября 2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация тем самым в силу пункта 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Суд первой инстанции установил, что в 2008 году Нижегородской области из федерального бюджета выделено ассигнований на сумму 124 572 700 руб., которые были в полном объеме распределены между городами и районами Нижегородской области.
Однако выплаченная истцу из бюджета сумма возмещения не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму не полученной от потребителей - федеральных льготников провозной платы, в связи с чем у истца на основании ст. 12, части 2 ст. 15, ст. 16, ст. 1069, ст. 1071 Гражданского кодекса РФ возникло право требовать с соответствующего публично-правового образования в качестве возмещения убытков разницу между суммой расходов на предоставление льготы по провозной плате и суммой полученной из бюджета компенсации, которая составила 25 146 417 руб. 69 коп.
Доводы кассационной жалобы, которые сводятся к оспариванию произведенного истцом расчета убытков, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, установленных судом, что не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы жалобы не связаны с применением или неправильным применением судами норм права, следовательно, не являются основанием для отмены кассационным судом принятых по делу судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационный жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, были рассмотрены судом апелляционной инстанции, которым дана полная и правомерная оценка каждому из приведенных ответчиком доводов.
Оснований к отмене судебных актов по доводам кассационной жалобы, предусмотренных статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь положениями статей 284-289 АПК РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2011 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2011 г. по делу N А40-101928/09-24-815 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Н. Туманов |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.