г. Москва |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А40-67247/11-146-557 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания реконструкции и развития" Занченко Н.И. по доверенности от 03 июня 2011 г.
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы Важиной А.Н. по доверенности от 10 января 2012 г. N 33-И-62/12, Осипова М.А. по доверенности от 10 января 2012 г. N 33-И-11/12
рассмотрев 15 мая 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 10 октября 2011 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ласкиным Л.В.
на постановление от 26 января 2012 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.
по делу N А40-67247/11-146-557
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания реконструкции и развития" (ООО "ИКРР", ОГРН 1057746292614)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия
третье лицо Открытое акционерное общество "Спецстрой эксплуатация"
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИКРР" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным отказа от 10 мая 2011 года N 33-5ТО-616/11-(о)-1 и об обязании в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории с адресным ориентиром: г. Москва, Тессинский пер. вл. 3а, необходимого для эксплуатации здания и сооружений, находящихся в собственности ООО "ИКРР".
В качестве третьего лица по делу привлечено ОАО "Спецстрой эксплуатация".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2012 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент земельных ресурсов города Москвы просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители Департамента земельных ресурсов города Москвы поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "ИКРР" возражал против ее удовлетворения.
Представитель ОАО "Спецстрой эксплуатация", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "ИКРР" является собственником нежилого здания, площадки и ограждения, расположенных по адресу г. Москва, Тессинский пер., д. 3а.
Объекты недвижимости расположены частично на различных земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0001019:23 и 77:01:0001019:24.
Объекты недвижимости расположены на землях г. Москвы, не находящихся на кадастровом учете.
В целях оформления земельно-правовых отношений ООО "ИКРР" обратилось в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 13 апреля 2011 года N 33-5ТО-616/11-(0)-0 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Письмом от 10 мая 2011 года N 33-5ТО-616/11-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал ООО "ИКРР" в утверждении границ земельного участка по причине отсутствия проекта межевания (разделения) территории, определяющего границы земельного участка для эксплуатации здания. Ответчик указал, что рассмотрение вопроса переоформления границ земельного участка возможно после выпуска и утверждения проекта межевания (разделения) территории квартала.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что Департаментом земельных ресурсов города Москвы не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, на котором фактически находятся объекты недвижимости.
В силу изложенных норм ЗК РФ Департамент земельных ресурсов города Москвы обязан утвердить схему расположения фактически занимаемого объектами недвижимости земельного участка.
При этом, суды правомерно исходили из того, что объекты недвижимости занимают частично земельный участок, не поставленный на кадастровый учет.
Установив данные обстоятельства, удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии законных оснований у Департамента земельных ресурсов города Москвы для отказа ООО "ИКРР" в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Довод ответчика о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в связи с отсутствием проекта межевания (разделения) территории квартала, где находится земельный участок, правомерно отклонен судами, так как из положений пункта 7 статьи 36 ЗК РФ не следует, что утверждение схемы расположения земельного участка зависит от межевания квартала, на котором находится земельный участок.
Департаментом земельных ресурсов города Москвы не представлено доказательств наличия спора о праве на земельный участок, обременения земельного участка, а также, что земельный участок зарезервирован или изъят из гражданского оборота.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2012 года по делу N А40-67247/11-146-557 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.