г.Москва |
|
4 июня 2012 г. |
Дело N А41-30594/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Коротыгиной Н.В.,
судей Антоновой М.К., Егоровой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Томаева И.Ю., дов. от 20.12.2011
от УФК России по г.Москве - Гапонова Н.А., дов. от 23.01.2012 N 8
от ИФНС по г.Наро-Фоминску Московской области - Дабарский А.М., дов. от 10.01.2012 N 3,
рассмотрев 30.05.2012 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по г.Москве
на постановление от 11.03.2012
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кручининой Н.А., Александровым Д.Д., Шевченко Е.Е.,
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Наро-Фоминская тепло-энерго компания"
о признании незаконным бездействия, обязании осуществить возврат налога и процентов
к Управлению Федерального казначейства по г.Москве, ИФНС России по г.Наро-Фоминску Московской области
3 лицо - УФНС России по г.Москве,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" (ИНН 5030053538, ОГРН 1065030019339) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учётом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Наро-Фоминску Московской области и Управлению Федерального казначейства по городу Москве
о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по городу Москве, выраженного в неосуществлении возврата ошибочно перечисленных платежей в размере 10 509 305 руб. 27 коп.,
об обязании Управления Федерального казначейства по городу Москве перечислить на расчётный счёт ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленные платежи в размере 10 509 305 руб. 27 коп.,
о взыскании с Управления Федерального казначейства по городу Москве процентов, в связи с нарушением срока возврата ошибочно перечисленных налогов в размере 1 401 240 руб. 80 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2011 требования общества удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 решение суда отменено в связи с наличием процессуальных нарушений.
Рассмотрев дело по правилам первой инстанции, апелляционный суд требования общества удовлетворил частично.
Признано незаконным бездействие УФК по г.Москве, выраженное в неосуществлении возврата ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" ошибочно перечисленных платежей в размере 10 509 305 руб. 27 коп.
На УФК по г.Москве возложена обязанность по перечислению на расчётный счёт заявителя указанной суммы.
Также с УФК по г.Москве в пользу ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" взысканы проценты за период с августа 2009 года по январь 2012 года в размере 2 101 861 руб. 05 коп.
В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.
Законность постановления апелляционного суда проверена в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой УФК по г.Москве, в которой содержится просьба об его отмене и вынесении нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы УФК по г.Москве ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела.
Податель жалобы указывает на отсутствие у него оснований для возврата обществу ошибочно перечисленных денежных средств, возложение налоговым законодательством обязанности по возврату налога и процентов на налоговый орган, а также на необоснованное взыскание с него процентов, которые должны уплачиваться за счёт бюджетных средств.
ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" и ИФНС по г.Наро-Фоминску Московской области в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены отзывы на кассационную жалобу, которые приобщены к материалам дела. В указанных отзывах заявитель и налоговая инспекция полагают, что обжалуемое постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством, выводы суда соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам.
УФНС России по г.Москве своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещённого о времени и месте судебного заседания.
УФК по г.Москве в судебном заседании заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которое судом отклонено с учётом отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий по исследованию и оценке доказательств.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" в период с 20.04.2009 по 08.06.2009 перечислило денежные средства в счёт оплаты налоговых платежей в общей сумме 10 509 305 руб. 27 коп. с ошибочным указанием в платёжных документах расчётного счёта УФК по г.Москве, в то время как следовало указать расчётный счёт УФК по Московской области.
Впоследствии указанные налоги были повторно уплачены налогоплательщиком и зачислены в соответствующий бюджет.
04.06.2009 ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области направило в адрес общества письмо с указанием на ошибку и с предложением явиться в инспекцию для проведения процедуры по возврату платежей.
11.06.2009 налогоплательщик представил в налоговый орган заявление, в котором со ссылкой на ошибочное перечисление денежных средств на счёт другого субъекта Российской Федерации, просил содействовать возвращению ошибочно уплаченных сумм согласно действующему законодательству.
15.07.2009 ИФНС России по г.Наро-Фоминску Московской области обратилась с письмом N 08-13/14132 в адрес УФК по г.Москве о возврате денежных средств, ошибочно перечисленных ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" с приложением необходимых документов, на которое был дан ответ от 30.07.2009 N 02-26/7564 о том, что по указанным платёжным поручениям сформированы запросы на администратора поступлений - УФНС России по г.Москве.
23.09.2009 ИФНС России по г.Наро-Фоминску Московской области направила письмо "О возврате денежных средств, ошибочно зачисленных на счёт Федерального казначейства другого субъекта" в УФНС России по г.Москве с приложением необходимых документов.
25.11.2009 инспекцией получено письмо УФНС России по г.Москве N 19-13/123254@ от 24.11.2009, в котором указано, что Министерством финансов России Российской Федерации не даны разъяснения, регламентирующие процедуру возврата денежных средств.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая незаконным бездействие органа федерального казначейства и возлагая на него обязанность по возврату ошибочно перечисленных средств, суд исходил из права общества на возврат из бюджета ошибочно перечисленных денежных средств и несоблюдения УФК по г.Москве положений действующих подзаконных актов, регулирующих данный вопрос.
Указанные выводы суда соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и действующему законодательству.
Статьёй 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Судом при рассмотрении дела установлено и не оспаривается органом казначейства, что перечисленные заявителем денежные средства не относятся к собственным доходам бюджета.
Пунктом 10 Порядка учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждённого приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, предусмотрено, что поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации зачислению на счёт (а) органа Федерального казначейства, относятся органом Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет; платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счёт органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счёт другого органа Федерального казначейства, учитываются по коду бюджетной классификации "невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
УФК России по г.Москве в ходе рассмотрения дела подтверждено, что спорные платежи учтены по коду бюджетной классификации "невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
Порядок возврата ошибочно перечисленных платежей, не подлежащих зачислению в доход бюджета, Налоговым законодательством не установлен.
Пунктом 12 раздела III Порядка учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации определено, что невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счёт органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счёт другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа, на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.
Судом при рассмотрении дела установлено, что указанный порядок был соблюдён в отношении спорной суммы платежей.
Десятым арбитражным апелляционным судом также рассмотрены и признаны необоснованными доводы УФК по г.Москве об отсутствии регламентированной процедуры возврата средств, ошибочно перечисленных на счёт одного территориального органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на соответствующий счёт другого территориального органа Федерального казначейства, как не препятствующие возврату денежных средств в порядке, предусмотренном пунктом 10 вышеуказанного приказа Минфина России.
При этом суд обоснованно исходил из недопустимости нарушения прав налогоплательщика отсутствием до 2011 года регламентированного порядка возврата платежей в рассматриваемой ситуации.
Также апелляционным судом установлено, что налоговым органом по месту налогового учёта заявителя совершены все необходимые действия, предусмотренные пунктом 10 Порядка учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для возврата обществу ошибочно перечисленных средств.
С учётом указанных обстоятельств судом сделан обоснованный вывод о незаконности бездействия УФК по г.Москве, выразившегося в невозврате заявителю спорной суммы, о нарушении данным бездействием прав и законных интересов общества, в связи с чем обязал орган Федерального казначейства осуществить возврат ошибочно перечисленных денежных средств.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции в силу полномочий, определённых статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется. Нормы материального права применены судом правильно.
Также с учётом фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, суд применительно к пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вынес решение о взыскании с УФК по г.Москве процентов за нарушение срока возврата ошибочно перечисленных средств за период с августа 2009 года по январь 2012 года в размере 2 101 861 руб. 05 коп.
При этом судом учтены положения пункта 12 вышеуказанного Порядка, в соответствии с которым возврат платежей должен быть осуществлён органом Федерального казначейства в срок не позднее трёх рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.
Возражений по расчёту процентов УФК по г.Москве не заявлено.
Суд кассационной инстанции полагает, что постановление Десятого арбитражного апелляционного суда в данной части подлежит изменению, поскольку возврат ошибочно и излишне перечисленных в бюджет денежных средств в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и приказа Минфина России от 05.08.2009 N 92н, осуществляется органом федерального казначейства из соответствующего бюджета, в который данный платёж был зачислен.
Проценты за нарушение срока возврата, начисленные на сумму несвоевременно возвращённых денежных средств, по смыслу указанных норм также подлежат перечислению налогоплательщику за счёт средств соответствующего бюджета, а не взысканию с органа федерального казначейства.
При изложенных обстоятельствах суду надлежало возложить на орган федерального казначейства обязанность по возврату указанных процентов из федерального бюджета.
Доводы жалобы о том, что возврат ошибочно перечисленных средств и процентов в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации должен осуществлять налоговый орган, являются несостоятельными, исходя из фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении дела.
При этом судом принимается во внимание, что действия по возврату платежа и процентов согласно указанной нормы, осуществляет орган федерального казначейства.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2012 года по делу N А41-30594/10 изменить в части взыскания с УФК по г.Москве процентов, изложив в следующей редакции:
Обязать Управление Федерального казначейства по г.Москве возвратить ООО "Наро-Фоминская тепло-энерго компания" из федерального бюджета проценты за нарушение срока возврата налога за период с августа 2009 года по январь 2012 года в размере 2 101 861 руб. 05 коп.
В остальной части постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Н.В. Коротыгина |
Судьи |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.