город Москва |
|
04 июня 2012 г. |
Дело N А41-13546/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Зверевой Е.А., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Черняховская Л.В., доверенность от 11.01.2012 N ИС-44; Мещанова Е.М., доверенность от 11.01.2012 N ИС-48;
от ответчика: Черненко А.М., доверенность от 11.04.2012 N 120-Д;
от третьих лиц: от Правительства Московской области: Долгова О.Г., доверенность от 09.09.2009 N 1-16602/1; от Бекетова В.М., Горюнова А.Н., Горюнова Н.Н., Горюновой А.А.: представители не явились, извещены;
рассмотрев 21 - 28 мая 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 07 сентября 2011 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Сергеевым Г.А.,
на постановление от 08 февраля 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Александровым Д.Д., Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-13546/10
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области
о признании незаконными отказов в государственной регистрации
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
третьи лица: Правительство Московской области, Бекетов Владимир Михайлович, Горюнов Андрей Николаевич, Горюнов Николай Николаевич, Горюнова Александра Александровна,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании недействительными отказов УФРС по Московской области в государственной регистрации обременений, возникающих на основании постановления Правительства Московской области от 19.06.2009 N 490/24 (с изм., внесенными постановлением Правительства Московской области от 23.10.2009 N 890/46) "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области", выраженных в письмах от 19.01.2010 NN 98/043/2009-24, 98/043/2009-29, 98/043/2009-30, 98/043/2009-6, 98/043/2009-33, 98/043/2009-23, 98/043/2009-26, а также об обязании зарегистрировать обременения, возникающие на основании постановление Правительства Московской области от 19.06.2009 N 490/24 (с изм., внесенными постановлением Правительства Московской области от 23.10.2009 N 890/46) "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Московской области (далее - правительство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2010 по делу N А41-13546/10, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.03.2011 судебные акты первой и апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Московской области от 22.06.2011 в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Бекетов Владимир Михайлович, Горюнов Андрей Николаевич, Горюнов Николай Николаевич, Горюнова Александра Александровна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2011 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2012 года решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 21 мая 2012 года по 28 мая 2012 года.
Третьи лица - Бекетов В.М., Горюнов А.Н., Горюнов Н.Н., Горюнова А.А., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Правительством Московской области в целях проведения реконструкции Лихачевского шоссе принято Постановление от 19.06.2009 N 490/24 (с изм., внесенными Постановлением Правительства Московской области от 23.10.2009 N 890/46) "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области" (далее ППМО N 490/24), в соответствии с которым предполагается изъятие 15 земельных участков и 15 жилых и нежилых строений.
Министерство на основании Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, осуществляет проведение единой государственной политики в сфере имущественно-земельных отношений.
Вышеуказанное Постановление Правительства 17.11.2009 направлено на государственную регистрацию вх. N 98/043/2009-25, 98/043/2009-448. Заявления подавались на государственную регистрацию обременений, поскольку в соответствии со сложившейся практикой государственная регистрация решений об изъятии осуществляется путем регистрации обременений, возникающих на его основании.
УФРС по Московской области приостановило государственную регистрацию, а 19.01.2010 отказало в государственной регистрации обременений, возникших на основании ППМО N 490/24 (письма от 19.01.2010 N 98/043/2009-24, 98/043/2009-29, 98/043/2009-30, 98/043/2009-6, 98/043/2009-33, 98/043/2009-23, 98/043/2009-26).
В обоснование отказа в государственной регистрации УФРС по Московской области указало, что при государственной регистрации решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка соответствующая запись должна вноситься в подраздел III-6 ЕГРП ограничения (обременения) земельного участка, которая возможна только при условии наличия записи о праве собственности в ЕГРП; не представлен кадастровый паспорт на объект.
При этом, в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации указано на необходимость представления правообладателем объекта заявления и иных документов для государственной регистрации права на данный объект.
При этом, требований о предоставлении кадастрового паспорта в вышеуказанных уведомлениях не содержится.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отказы Управления ФРС по Московской области в государственной регистрации обременений, возникающих на основании Постановления Правительства Московской области от 19.06.2009 N 490/24 (с изм., внесенными Постановлением Правительства Московской области от 23.10.2009 N 890/46) "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области", выраженные в уведомлениях от 19.01.2010 N 98/043/2009-24, 98/043/2009-29, 98/043/2009-30, 98/043/2009-6, 98/043/2009-33, 98/043/2009-23, 98/043/2009-26, вынесены с нарушением действующего законодательства.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В соответствии пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
Требование о государственной регистрации указанного решения корреспондирует с правилом пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательной государственной регистрации, в том числе ограничений (обременений) права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под ограничением (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. С учетом пункта 1 статьи 2 данного закона под государственной регистрацией прав понимается, в том числе юридический акт признания и подтверждения государством ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
Таким образом, государственной регистрации подлежит не само решение об изъятии, а ограничения (обременения) соответствующего земельного участка, основанием для регистрации которых является именно принятое уполномоченным органом решение об изъятии.
На основании пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ЕГРП состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта; каждый раздел состоит из трех подразделов.
Исходя из требований пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 32 Приказа Минюста России от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возможна только по заявлению, составленному по установленному образцу.
Согласно пункту 61 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, при государственной регистрации решения об изъятии земельного участка или жилого помещения для государственных или муниципальных нужд в подраздел III-6 ЕГРП вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества с указанием необходимых данных о правообладателе данного объекта недвижимого имущества и лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права правообладателя.
Обязательной государственной регистрации подлежит не акт органа местного самоуправления, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения об его изъятии.
Поскольку в действующем законодательстве отсутствует специальный порядок государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающего на основании акта органа местного самоуправления, то при ее осуществлении применяются общие правила, установленные для государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно абзацу 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ) государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд не установил, была ли произведена государственная регистрация ранее возникших прав на земельные участки в Едином государственном реестре прав; была ли произведена государственная регистрация земельных участков за Бекетовым В.М., Горюновым А.Н., Горюновым Н.Н., Горюновой А.А. и на основании каких правоустанавливающих документов данные земельные участки принадлежат последним.
На основании изложенного, и принимая во внимание, что судами обеих инстанций неполно установлены все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, и выводы судов не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, кассационная коллегия приходит к выводу о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, исходя из предмета и оснований заявленных требований, дать оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, оценить все представленные доказательства в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
По результатам нового рассмотрения дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, учитывая судебно-арбитражную практику, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2011 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2012 года по делу N А41-13546/10 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 61 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, при государственной регистрации решения об изъятии земельного участка или жилого помещения для государственных или муниципальных нужд в подраздел III-6 ЕГРП вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества с указанием необходимых данных о правообладателе данного объекта недвижимого имущества и лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права правообладателя.
...
Поскольку в действующем законодательстве отсутствует специальный порядок государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающего на основании акта органа местного самоуправления, то при ее осуществлении применяются общие правила, установленные для государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно абзацу 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ) государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2012 г. N Ф05-2009/11 по делу N А41-13546/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-13546/10
04.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2009/11
30.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/2241-11
29.09.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-13546/10