Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Зверевой Е.А., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Черняховская Л.В., доверенность N ИС-17425 от 29.12.2010 г.;
от ответчика: Черненко А.М., доверенность N 589-Д от 28.12.2010 г.;
от третьего лица: Забазнова О.В., доверенность N 1-473исх от 05.03.2010 г.;
рассмотрев 23 марта 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерство имущественных отношений Московской области на решение от 29 сентября 2010 года Арбитражный суд Московской области, принятое судьей Сергеевым Г.А., и на постановление от 20 декабря 2010 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Бархатовым В.Ю., Гагариной В.Г., Мищенко Е.А., по делу А41-13546/10 по иску Министерство имущественных отношений Московской области о признании незаконными отказов в государственной регистрации к УФРС по Московской области, третье лицо: Правительство Московской области, установила:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее -министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, регистрирующий орган), в котором просит:
- признать недействительными отказы управления в государственной регистрации обременений, возникающих на основании постановления Правительства Московской области от 19.06.2009 г. N 490/24 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 23.10.2009 г. N 890/46) "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области", выраженные в письмах от 19.01.2010 г. NN 98/043/2009-24, 98/043/2009-29, 98/043/2009-30, 98/043/2009-6, 98/043/2009-33, 98/043/2009-23, 98/043/2009-26;
- обязать управление зарегистрировать обременения, возникающие на основании постановления Правительства Московской области от 19.06.2009 г. N 490/24 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 23.10.2009 г. N 890/46) "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области" по следующим объектам:
Наименование объекта |
Адрес объекта (местоположение) |
Категория земельного участка |
Вид разрешенного использования |
Обременения |
Кадастровый (условный или инвентарный) номер |
Правообладатель |
Площадь общая, кв. м |
Земельный участок |
Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 95 |
Земли населенных пунктов |
Индивидуальное жилищное строительство |
Не зарегистрированы |
50:42:0020105:102 |
Мухина Ирина Владимировна |
739 (семьсот тридцать девять) |
Земельный участок |
Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 95 |
Земли населенных пунктов |
Индивидуальное жилищное строительство |
Не зарегистрированы |
50:42:0020105:103 |
Соложенцева Наталья Владимировна |
739 (семьсот тридцать девять) |
Жилой дом |
Московская область,г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 95 |
|
|
Не зарегистрированы |
029:044-65 |
Мухина Ирина Владимировна - 1/2 доля в праве Соложенцева Наталья Владимировна - 1/2 доля в праве |
62 (шестьдесят два) |
Земельный участок |
Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 47 |
Земли населенных пунктов |
Индивидуальное жилищное строительство |
Не зарегистрированы |
50:42:002 01 05:159 |
Горюнов Андрей Николаевич |
586 (пятьсот восемьдесят шесть) |
Земельный участок |
Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 47 |
Земли населенных пунктов |
Индивидуальное жилищное строительство |
Не зарегистрированы |
50:42:002 01 05:158 |
Горюнов Николай Николаевич |
586 (пятьсот восемьдесят шесть) |
Земельный участок |
Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 47 |
Земли населенных пунктов |
Индивидуальное жилищное строительство |
Не зарегистрированы |
50:42:002 01 05:160 |
Горюнова Александра Александровна |
586 (пятьсот восемьдесят шесть) |
Жилой дом |
Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 47 |
_ |
_ |
Не зарегистрированы |
029:044-45 |
Горюнов Андрей Николаевич - 1/4 доля в праве Горюнов Николай Николаевич - 1/2 доля в праве Горюнова Александра Александровна - 1/4 доля в праве |
61,7 (шестьдесят одна целая семьдесятых) |
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Московской области (далее - правительство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебным актам, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Министерства имущественных отношений Московской области и Правительства Московской области поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, просили решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение и постановление без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях проведения реконструкции Лихачевского шоссе Правительством Московской области принято постановление от 19.06.2009 г. N 490/24 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 23.10.2009 г. N 890/46) "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области", в соответствии с которым предполагается изъятие 15 земельных участков и 15 жилых и нежилых строений.
На основании пункта 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 17.11.2009 г. постановление Правительства Московской области от 19.06.2009 г. N 490/24 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 23.10.2009 г. N 890/46, далее - постановление Правительства Московской области от 19.06.2009 г. N 490/24) направлено на государственную регистрацию вх. N 98/043/2009-25, 98/043/2009-448. Заявления подавались на государственную регистрацию обременений, возникающих на основании решения об изъятии.
Письмами от 19.01.2010 г. N 98/043/2009-24, 98/043/2009-29, 98/043/2009-30, 98/043/2009-6, 98/043/2009-33, 98/043/2009-23, 98/043/2009-26 управление отказало в государственной регистрации обременений, возникших на основании постановления Правительства Московской области от 19.06.2009 г. N 490/24, по указанным выше объектам недвижимого имущества.
В обоснование отказов управление указало, что при государственной регистрации решения уполномоченного органа об изъятии земельных участков соответствующие записи должны вноситься в подраздел Ш-6 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) ограничения (обременения) земельного участка, которая возможна только при условии наличия записи о праве собственности в ЕГРП; не представлены кадастровые паспорта на объекты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что государственная регистрация ограничения (обременения) прав возможна при наличии в ЕГРП записей о регистрации прав на объекты недвижимости, в отношении которых установлены ограничения (обременения), однако сведения о регистрации прав на спорные объекты в ЕГРП отсутствуют, следовательно, разделы ЕГРП на указанные объекты также отсутствуют и внести запись об изъятии земельного участка (жилого дома) на основании соответствующего решения уполномоченного органа в подраздел III-6 ЕГРП не представляется возможным, в связи с чем, невозможно осуществить государственную регистрацию заявленного министерством ограничения права без регистрации самого права. Судами указано, что наличие кадастровых (условных) номеров объектов недвижимого имущества в постановлении Правительства Московской области от 19.06.2009 г. N 490/24 является недостаточным для открытия разделов ЕГРП. Кроме того, суды указали, что заявитель не лишен возможности обратиться в арбитражный суд в порядке искового производства с требованием произвести государственную регистрацию акта об изъятии земельных участков.
Согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.01.2008 г. N 8819/07, изъятие земельных участков по решению органа власти муниципального образования осуществляется в публичных интересах; реализация указанных полномочий может осуществляться независимо от волеизъявления правообладателей земельных участков. Обязательность регистрации решений прямо предусмотрена нормами законодательства (статья 279 Гражданского кодекса РФ; статьи 4, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поскольку изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое в публичных интересах, не требует согласия лица, у которого изымается земельный участок, то установленная законом обязательная государственная регистрация такого решения не может быть поставлена в зависимость от действий правообладателя земельного участка по регистрации ранее возникших прав на этот земельный участок.
Кроме того, согласно статье 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничений (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Таким образом, поскольку указанные вопросы не получили в решении и постановлении тщательного исследования и правовой оценки, то судебная коллегия не может признать их законными и обоснованными, в связи с этим данные судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Принимая во внимание предмет заявленных требований - признание недействительными отказов в государственной регистрации обременений и обязание зарегистрировать обременения на земельные участки и объекты недвижимого имущества, расположенные на них, для государственных нужд Московской области, суд кассационной инстанции полагает целесообразным рекомендовать суду при новом рассмотрении спора обсудить с участниками процесса вопрос о возможности и необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, граждан, являющихся собственниками недвижимого имущества.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, исходя из предмета и оснований заявленных требований, дать оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, оценить все представленные доказательства в их совокупности, исследовать и оценить относимость и допустимость доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
По результатам нового рассмотрения дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, учитывая судебно-арбитражную практику, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2010 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2010 года по делу N А41-13546/10 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Зверева |
|
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.01.2008 г. N 8819/07, изъятие земельных участков по решению органа власти муниципального образования осуществляется в публичных интересах; реализация указанных полномочий может осуществляться независимо от волеизъявления правообладателей земельных участков. Обязательность регистрации решений прямо предусмотрена нормами законодательства (статья 279 Гражданского кодекса РФ; статьи 4, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поскольку изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое в публичных интересах, не требует согласия лица, у которого изымается земельный участок, то установленная законом обязательная государственная регистрация такого решения не может быть поставлена в зависимость от действий правообладателя земельного участка по регистрации ранее возникших прав на этот земельный участок.
Кроме того, согласно статье 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничений (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2011 г. N КГ-А41/2241-11 по делу N А41-13546/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-13546/10
04.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2009/11
30.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/2241-11
29.09.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-13546/10