г. Москва |
|
13 июня 2012 г. |
Дело N А40-65852/11-122-470 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Кузнецова А. М.,
при участии в заседании:
от заявителя ОАО "Центринвест" - Беккер Т.С. - дов. от 16.09.2009 г. N 207/09
от ответчика Правительство Москвы - Гасанов М.Г.о. - дов. от 30.03.2012 г. N 4-47-262/2, Чуксин И.В. - дов. от 23.01.2012 г. N 4-47-76/2
от третьих лиц: Департамент земельных ресурсов г.Москвы - Чуксин И.В. - дов. от 27.04.2012 г. N 33-и-1124/12от Управления Росреестра по г. Москве - не явился (извещен надлежаще)от Префектуры ЦАО г. Москвы - Гасанов М.Г.о. - дов. от 13.03.2012 г. N 07-13-387/2
рассмотрев 06 июня 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Центринвест"
на решение от 23 ноября 2011 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ананьиной Е.А.
на постановление от 01 марта 2012 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мухиным С.М., Гончаровым В.Я., Поповым В.И.
по заявлению ОАО "Центринвест" (ОГРН: 1027739011354)
к Правительству города Москвы
о признании незаконным бездействия
третьи лица: Департамент земельных ресурсов г.Москвы; Управление Росреестра по г. Москве; Префектура ЦАО г. Москвы
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Центринвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося в непринятии распорядительного акта о предоставлении на правах аренды без проведения торгов земельного участка по адресу: г. Москва, Последний переулок, д.10 и обязании Правительство Москвы устранить нарушение прав путем принятия решения в виде распорядительного акта о предоставлении земельного участка на правах аренды без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Управление Росреестра по Москве и Префектура ЦАО г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2011 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы. Полагает вынесенные судебные акты незаконными и не основанными на нормах действующего законодательства.
Представители Правительства Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы и Префектура ЦАО г. Москвы против доводов жалобы возражали, указав на правомерность сделанных судами выводов.
Представитель Управления Росреестра по г.Москве в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие данного представителя.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Правительством Москвы и обществом 16 августа 1993 г. на основании Постановлений Правительства Москвы от 08.01.1992 г. N 10 "О дополнительных мерах по комплексной реконструкции исторически сложившегося центра г. Москвы в районе ул. Сретенка (кварталы N 267 и 268)"; от 05.01.1993 г. N5 "Об освоении земельных участков под жилищное строительство на территории Центрального административного округа" и N6 "О программе капитального ремонта и реконструкции зданий в центре г. Москвы на 1993 г."; от 09.02.1993 г. N110 "О программе комплексной реконструкции центральной части г. Москвы на 1993-1994 г.г."; от 13.04.1993 г. N341 "О мерах по реконструкции центральной части г. Москвы" был заключен договор N5-37/НР-1,2 по реализации проекта реконструкции кварталов N267 и N268 по улице Сретенка на территории Центрального административного округа г. Москвы.
С целью оформления земельно-правовых отношений по Последнему пер., д. 10 общество обращалось в Правительство Москвы (исх. N 273/08 от 11 ноября 2008 г., исх. N 125/09 от 13 мая 2009 г., исх. N 070/10 от 05 апреля 2010 г., исх. N 235/10 от 27декабря 2010 г.).
В ответ на поступившие обращения Правительство Москвы указало следующее.
В письме от 18 декабря 2008 г. обществу сообщено, что предоставление земельных участков под жилищное строительство по ранее заключенным инвестиционным контрактам без проведения торгов ограничено датой 30 декабря 2007 г.; Контрольный комитет города Москвы сообщил, что Мэром Москвы принято решение от 16 октября 2008 г. N 4-19-18431/8 о подготовке в установленном порядке префектурой ЦАО города Москвы правового акта Правительства Москвы после оформления имущественно-земельных отношений.
Общество обратилось к Мэру Москвы с просьбой дать поручение Москомзему об оформлении земельно-правовых отношений. Такое поручение Мэром Москвы было дано. Указанному органу власти города Москвы дано поручение проработать поставленные в письме вопросы (поручение N 4-19-1315/9 от 13 января 2009 г.).
Заместитель Префекта ЦАО г. Москвы письмом от 20 января 2011 г. N 0716-13634/10 в ответ на письмо исх. N 235/10 от 27 декабря 2010 г. указал на невозможность оформления договора аренды земельного участка по адресу: г. Москва, Последний пер., д. 10, без проведения торгов.
Посчитав бездействия Правительства Москвы по оформлению земельно-правовых отношений незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Департамент земельных ресурсов города Москвы в соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11 марта 2011 г. N 65-ПП, является уполномоченным органом города Москвы в области земельно-правовых отношений и в его обязанности входит разрешение вопросов о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, а также о предоставлении указанных земельных участков собственникам объектов незавершенного строительства, о внесении изменений в действующие договоры аренды земельных участков, договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" был утвержден, в том числе и Регламент подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", которым, в частности, определен порядок подготовки, согласования и выдачи заявителям соответствующих договоров, в том числе и договора аренды земельного участка.
Таким образом, как правильно отметили суды, именно Департамент земельных ресурсов города Москвы уполномочен распоряжаться землями города Москвы в силу предоставленных ему полномочий, в том числе и заключать договоры аренды земельных участков.
Как установлено судами при рассмотрении спора, общество в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об оформлении земельно-правовых отношений не обращалось, а обращалось в Правительство Москвы, то есть орган, который в силу действующего в городе Москве разделения полномочий органов власти не уполномочен распоряжаться землями города Москвы.
Позиция подателя жалобы о том, что согласно заключенному 16.08.1993 г. договору N 5-37/НР-1,2 именно Правительство Москвы приняло на себя обязательство по оформлению земельно-правовых отношений, исследовался судами и правомерно отклонен, поскольку Правительство Москвы не может возложить на себя функции заявителя по соблюдению установленного порядка обращения в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка.
При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2012 года по делу N А40-65852/11-122-470 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.