г. Москва |
|
13 июня 2012 г. |
Дело N А41-42574/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: международной общественной организации писателей "Международный Литературный Фонд" - Брутяна С.Л., Торянникова А.А., Лебедева М.Н. по доверенности N 200-Д от 17.10.2011 г.,
от заинтересованного лица: Администрации Ленинского муниципального района Московской области - Тараненко В.И., доверенность N 664 от 20.02.2012 г., Овсянникова В.М., доверенность N 12 от 10.01.2012 г.,
рассмотрев 29 мая - 05 июня 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ленинского муниципального района Московской области (заинтересованного лица)
на решение от 16 декабря 2011 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Нечаевой С.В.,
на постановление от 29 февраля 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
по делу N А41-42574/11
по заявлению международной общественной организации писателей "Международный Литературный Фонд" (ОГРН.1027739108407)
к Администрации Ленинского муниципального района Московской области
об обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Международная общественная организация писателей "Международный Литературный фонд" (далее - заявитель, общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ленинского муниципального района Московской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) об обязании принять соответствующее решение (постановление) о предоставлении на праве собственности 21 земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Внуковское, п. ДСК "Мичуринец" (городок писателей "Переделкино") и заключить договоры купли-продажи по цене 2,5% от их кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2011 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2012 года, заявление удовлетворено.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, орган местного самоуправления обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
В обоснование своей кассационной жалобы Администрация указывает, что спорные земельные участки были сняты с кадастрового учета, записи о них аннулированы, в связи с чем, решение судов не может быть исполнено.
Заявитель отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель органа местного самоуправления доводы жалобы поддержал, просил судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании просил оставить решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.09.2011 г.. общественная организация обратилась в Администрацию Ленинского муниципального района Московской области с заявлением о принятии решения о предоставлении в собственность и оформлении договоров купли-продажи в отношении 21 земельного участка, общей площадью 44, 4372 га, расположенных по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Внуковское, п. ДСК "Мичуринец" (городок писателей "Переделкино"), а именно: 50:21:100212:404, 50:21:100212:415, 50:21:100212:447, 50:21:100212:416, 50:21:100212:414, 50:21:100212:434, 50:21:100212:407, 50:21:100212:405, 50:21:100212:406, 50:21:100212:439, 50:21:100212:408, 50:21:100212:436, 50:21:100212:433, 50:21:100212:435, 50:21:100212:411, 50:21:100208:703, 50:21:100212:410, 50:21:100212:409, 50:21:100212:440, 50:21:100212:441, 50:21:100208:687.
Письмом от 18.10.2011 N 7430п заявителю сообщено о невозможности совершения испрашиваемых действий по причине отсутствия данных о государственной регистрации права собственности на какие-либо объекты недвижимости, расположенные на земельных участках N 17 и N 21, и невозможности установления правового режима земель отдельных участков.
Не согласившись с бездействием Администрации и полагая его незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием об обязании органа местного самоуправления принять соответствующее решение о предоставлении земельных участков в собственность и заключить договоры купли-продажи.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 35 ЗК РФ и статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Признавая бездействие Администрации незаконным и восстанавливая права заявителя, арбитражные суды исходили из того, что заявителем были представлены все необходимые документы, позволяющие принять испрашиваемое решение о предоставлении в собственность 21 земельного участка.
Между тем, судами не учтено, что согласно пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следующих случаях:
- земельные участки изъяты из оборота,
- установлен федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков;
- земли зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.
Так, пунктом 2 статьи 95 ЗК РФ предусмотрено, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Согласно представленных в материалы дела кадастровых паспортов земельных участков (т.2 л.д. 1-152) испрашиваемые общественной организацией земельные участки относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов (графа 8.1), в отношении которых установлены ограничения по кругу субъектов прав на землю - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Кроме того, из постановлений Совета Министров РСФСР от 09.01.1990 N 27 и от 25.01.1990 N 80-р следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:21:100212:410 и 50:21:100212:409 расположены объекты культурного наследия федерального значения (дома-музеи Пастернака Б.Л. и Чуковского К.И.), являющиеся филиалами Федерального государственного учреждения культуры "Государственный литературный музей". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.1999 г. N 1761-р и Приказа Министерства культуры РФ от 14 декабря 1999 г. N 837 был учреждено федеральное учреждение культуры "Государственный мемориальный музей Б.Ш.Окуджавы" по месту нахождения дачевладения, расположенного в пос. Мичуринец (Московская область), городок писателей "Переделкино", ул. Довженко, 11.
В силу статьи 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 99 ЗК РФ).
Таким образом, в случае предоставления в собственность земельных участков, в границах которых располагаются объекты культурного значения, необходимо устанавливать зоны охраны таких объектов, которые предполагают определенные ограничения для хозяйствующих субъектов в части режима их использования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности является Министерство культуры Российской Федерации, в связи с чем, привлечение его к участию в рассматриваемом деле являлось обязательным в целях соблюдения прав Российской Федерации как гаранта обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также Федерального государственного учреждения культуры "Государственный литературный музей".
В связи с принятием Мособлисполкомом народных депутатов Решения от 07.09.1989 N 931/29 "Об объявлении заповедным историко-культурным местом местного значения дач Литературного фонда СССР, Дома творчества ("Переделкино") Ленинского района Московской области" при рассмотрении настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций ставился вопрос о статусе земельных участков, образующих городок писателей "Переделкино", в частности, устанавливалась возможность их отнесения к территории историко-культурного заповедника.
Однако, Министерство культуры Московской области как уполномоченный орган в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Московской области привлечено к участию в деле не было.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо установить имеются ли предусмотренный статьей 28 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, в частности, в связи с установленной категорией земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", определить правовой режим земельных участков, занятых объектами культурного наследия федерального значения, и правовые ограничения по использованию участков для хозяйствующих субъектов в будущем, с привлечением компетентных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления установить возможность отнесения земельных участков к территории историко-культурного заповедника или иным землям историко-культурного назначения.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, п.1 ч.4 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2011 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2012 года по делу N А41-42574/11 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.