г. Москва |
|
14 июня 2012 г. |
Дело N А40-103998/11-17-916 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Агапова М.Р., Борзыкина М.В.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Росмонтажналадка" Сергеев А.С., доверенность от 25.07.2012 N 26/2012, Богун О.В., доверенность от 08.08.2011,
от УФАС по М.О. Шишкова И.С., доверенность от 02.05.2012,
от Военной прокуратуры РВСН Улитин А.Ю., доверенность от 21.05.2012 N 427/КР-2189,
рассмотрев 07 июня 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Росмонтажналадка"
на решение от 09 декабря 2011 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление от 03 апреля 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.,
по делу N А40-103998/11-17-916
по заявлению закрытого акционерного общества "Росмонтажналадка" (ОГРН 1027700361600) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области о привлечении к административной ответственности,
третье лицо - Военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Росмонтажналадка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 04 августа 2011 года по делу N А 07-26-251/11 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2012 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Росмонтажналадка" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители ЗАО "Росмонтажналадка" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области и Военной прокуратуры ракетных войск стратегического назначения возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что по результатам конкурса на выполнение профилактических наладочных, ремонтно-восстановительных работ и устранение неисправностей на системах электроснабжения, технических системах и агрегатах объектов РВСН в 2010 году (лот N 4) между Минобороны РФ (Заказчик) и ЗАО "Росмонтажналадка" (Исполнитель) был заключен государственный контракт от 09.08.2010 N АЗ/10-804 (далее - Контракт).
01.11.2010 между Минобороны РФ и ЗАО "Росмонтажналадка" заключено дополнительное соглашение к Контракту, по которому Исполнитель вместо исполнения работ по техническому заданию N 4 взял на себя обязательства по выполнению работ, предусмотренных техническим заданием N 4/1, в результате чего стоимость работ по контракту увеличилась с 3 190 000 руб. до 3 509 000 руб.
Изменение условий государственного контракта привело к дополнительному расходованию средств бюджета Российской Федерации в сумме 319 000 руб., уплаченных платежными поручениями N N 52843 от 26.08.2011, 72157 от 22.11.2010, 77071 от 09.12.2010, 82165 от 23.12.2010.
Проверкой, проведенной Военной прокуратурой Ракетных войск стратегического назначения соблюдения бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов, при заключении и исполнении указанного выше государственного контракта, выявлен факт нарушения ЗАО "Росмонтажналадка" положений частей 4.1, 6 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), что привело к необоснованному дополнительному расходованию государственных средств.
По данному факту в отношении ЗАО "Росмонтажналадка" возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 23.66 КоАП РФ материалы проверки были направлены Военной прокуратурой Ракетных войск стратегического назначения Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области.
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 04 августа 2011 года по делу N А07-26-251/11 ЗАО "Росмонтажналадка" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 638000 рублей.
Частьб 3 статьи 7.32 КоАП РФ установлена ответственность за изменение условий государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе, увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного или муниципального контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу пунктов 1,2 статьи 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с частями 4.1, 6 статьи 9 Закона цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи.
Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 Закона. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
В случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком, в ходе исполнения контракта на выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом.
Согласно части 3 статьи 38 Закона государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правильно установили, что в дополнительном соглашении стороны указали на наличие оснований для увеличения цены контракта, сославшись на частью 6 статьи 9 Закона. Между тем, какие указанные в данной норме обстоятельства возникли через 3 дня после подписания государственного контракта, не указали.
Таким образом, учитывая, что в данном случае антимонопольным органом установлены последствия неправомерного увеличения цены контракта, в виде дополнительного расходования средств государственного бюджета, суды обоснованно пришли к выводу о доказанности события вмененного заявителю административного правонарушения. Порядок и сроки привлечения ЗАО "Росмонтажналадка" к административной ответственности, вопреки доводам заявителя, антимонопольным органом соблюдены.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, суды правомерно посчитали, что вина заявителя установлена, поскольку им не принято всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов, хотя у него имелась такая возможность.
Вопреки доводам кассационной жалобы существенных нарушений, влекущих отмену принятого постановления по делу об административном правонарушении, при привлечении заявителя к ответственности допущено не было. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении имеется указание на то, что при составлении данного постановления генеральному директору разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ, от подписи он отказался, данные объяснения подписаны работником прокуратуры и заместителем генерального директора общества. Кроме того, суды установили, что в данном случае в материалах административного дела имеется ходатайство генерального директора общества от 04.08.2011 об отложении рассмотрения дела, содержащее сведения, свидетельствующие о том, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество было уведомлено. Мотивы и сроки отложения в данном ходатайстве не указаны, в связи с чем определением от 04.08.2011 административным органом в его удовлетворении было отказано. Данные обстоятельства подтверждаются и телефонограммой, переданной ответчиком Обществу.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным органом (военным прокурором Ракетных войск стратегического назначения), на основании материалов прокурорской проверки исполнения поднадзорными должностными лицами Ракетных войск стратегического назначения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Суд не может согласиться с доводами кассационной жалобы относительно вынесения постановления неуполномоченным органом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23.66 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по статье 7.32 КоАП РФ рассматриваются органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которым согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 94 является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.
ФАС России и ее территориальные органы, в числе других полномочий, осуществляют контрольные и надзорные функции при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, исходя из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы".
Деятельность Рособоронзаказа распространяется на сферу размещения государственных оборонных заказов и заказов, сведения о которых составляют государственную тайну, что следует из пункта 1 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2005 года N 56с "Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу".
Поскольку из материалов дела не следует, что государственный контракт, заключен по итогам размещения именно государственного оборонного заказа, и что при его размещении использовались сведения, составляющие государственную тайну, суды правильно пришли, к выводу о наличии у антимонопольного органа полномочий по принятию постановления.
Суды исходили из того, что из конкурсной документации не следует, что государственный контракт, заключен по итогам размещения именно государственного оборонного заказа, и что при его размещении использовались сведения, составляющие государственную тайну, дело правомерно рассмотрено УФАС по Московской области (на территории Московской области - по месту совершения административного правонарушения внесения изменения в государственный контракт, повлекших дополнительное расходование средств федерального бюджета), а не Федеральной службой по оборонному заказу.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя и признания незаконным оспариваемого постановления.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2012 года по делу N А40-103998/11-17-916 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Росмонтажналадка" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.