г. Москва |
|
10 июля 2012 г. |
Дело N А41-30067/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Нужнова С.Г., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца КУИ Егорьевского муниципального района Московской области: неявка, извещен
от ответчика ТУ Росимущества в Московской области: неявка, извещен
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: неявка, извещено
от третьего лица ОАО "ОМА Колос": неявка, извещено
рассмотрев 09.07.2012 в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 21.11.2011
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 26.03.2012
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Ивановой Л.Н., Диаковской Н.В., Черниковой Е.В.,
по иску Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области (Московская обл., г. Егорьевск)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38, стр. 1; ОГРН 1097746296977),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (г. Москва, ул. Поклонная, д. 13; Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8; ОГРН 1047727043561), открытое акционерное общество "ОМА Колос" (Московская обл., г. Егорьевск),
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 28.000 кв. м с кадастровым номером 50:30:001 07 20:0002, расположенный по адресу: г. Егорьевск, ул. Промышленная, д. 7.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.11.2010, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011, иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.08.2011 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суду необходимо, исходя из подлежащих применению норм материального права, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений сторон, установить все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, а также рассмотреть вопрос о необходимости и возможности привлечения к участию в деле ЗАО "Егорьевский агропромышленный комплекс", имеющего в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, рассмотреть вопрос о наличии у истца права на иск, и в случае необходимости, предложить истцу изменить предмет иска.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.10.2011 отказано в передаче дела N А41-30067/10 Арбитражного суда Московской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.08.2011.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда Московской области от 21.11.2011, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012, исковые требования Комитета удовлетворены.
Не согласившись с принятыми при новом рассмотрении дела судебными актами, ответчик - ТУ Росимущества в Московской области, обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, как не соответствующие нормам материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
От Комитета поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, а также Комитетом представлен отзыв, в котором он возражает против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, и просит суд оставить решение и постановление без изменения.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства участвующие в деле лица, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о принятии кассационной жалобы ТУ Росимущества в Московской области к производству, о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм процессуального и материального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения, либо отмены судебных актов, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Главы Егорьевского района Московской области от 05.11.2002 N 3777 между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области и обществом с ограниченной ответственностью "ОМА-Колос" заключен договор аренды от 24.04.2003 N 095/03 земельного участка общей площадью 28.000 кв. м с кадастровым номером 50:30:001 07 20:0002, расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Промышленная, д. 7, для промышленного строительства.
Договор аренды прошел государственную регистрацию, о чем внесена запись от 13.05.2003 N 50-01.30-80.2003-196.1. К данному договору сторонами заключались дополнительные соглашения от 24.04.2003 N 095/03 и от 24.04.2003 N 095-02/05, зарегистрированные в установленном законом порядке.
На спорном земельном участке находится недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности ЗАО "Егорьевский агропромышленный комплекс" (ИНН 5040101808, ОГРН 1105040006334).
Однако, в соответствии с пунктом 53 выписки из ЕГРП от 21.12.2009 N 30/033/2009-234, выданной Егорьевским отделом УФРС по Московской области, вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП 13.05.2003 сделана запись регистрации N 50-01.30-08.2003-195.1.
Истец, полагая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией ошибочно в нарушение действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим иском, направленным на оспаривание зарегистрированного права ответчика. Истец также указывает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пункт 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Суды, установив, что на спорном земельном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ЗАО "Егорьевский агропромышленный комплекс", а арендатор спорного земельного участка является учредителем ЗАО "Егорьевский агропромышленный комплекс", пришли к выводу, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты, являющиеся федеральной собственностью.
При этом, судом апелляционной инстанции было указано, что непривлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица ЗАО "Егорьевский агропромышленный комплекс" не повлекло принятия неправильного решения, так как общество не является стороной договоры аренды спорного земельного участка и в деле отсутствуют доказательства, что общество обращалось за выкупом этого участка.
На основании абзаца 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ законодательством может быть предусмотрено иное распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, осуществляемое не в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Таким образом, полномочия, установленные абзацем 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, будут осуществляться органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено данное поселение, только в период до разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии со статьей 30.1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
На основании статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, а на основании статьи 50 указанного Закона - собственности поселения могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно разъяснению, данному в пункте 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, при оспаривании зарегистрированного права судом разрешается спор о правах на недвижимое имущество.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления, по объективным причинам, не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных Комитетом по управлению имуществом Егорьевского района требований.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Судебная коллегия также считает, что указания суда кассационной инстанции при новом рассмотрении дела судами выполнены, а доводы кассационной жалобы отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на пересмотр спора, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 21.11.2011 Арбитражного суда Московской области и постановление от 26.03.2012 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-30067/10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, а на основании статьи 50 указанного Закона - собственности поселения могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно разъяснению, данному в пункте 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, при оспаривании зарегистрированного права судом разрешается спор о правах на недвижимое имущество."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2012 г. N Ф05-6420/11 по делу N А41-30067/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6420/11
26.03.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1173/12
21.11.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-30067/10
10.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/7212-11
10.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6420/2011
03.05.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1404/11
24.11.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-30067/10