г. Москва |
|
03 июля 2012 г. |
Дело N А40-145929/10-79-990 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя Автономной некоммерческой организации "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" Антипова А.В. по доверенности от 01 декабря 2010 г., Мишульского П.В. по доверенности от 29 декабря 2010 г., Соловьёва Б.Г. по доверенности от 27 февраля 2012 г.
от ответчиков Департамента земельных ресурсов города Москвы Ущеко С.С. по доверенности от 10 января 2012 N 33-и-78/12,
Правительства Москвы Белкиной А.Ю. по доверенности от 23 января 2012 N 4-47-4312,
Департамента экономической политики и развития города Москвы Федькина А.А. по доверенности от 23 апреля 2012 N 1-юр
рассмотрев 26 июня 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Автономной некоммерческой организации "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой"
на постановление от 14 марта 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Векличем Б.С., Лепихиным Д.Е., Румянцевым П.В.
по делу N А40-145929/10-79-990
по заявлению Автономной некоммерческой организации "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" (ОГРН 1037739252242) к Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Правительству Москвы, Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Контрольному комитету города Москвы о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" (АНО "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой") обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов города Москвы и Правительства Москвы по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0008012:1004, 77:08:0008012:1002, 77:08:0008012:1003, 77:08:0008001:1008 в аренду, признании незаконными действий Департамента экономической политики и развития Москвы и Контрольного комитета Москвы по отказу в даче согласования на предоставление указанных земельных участков в аренду, об обязании ответчиков предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 77:08:0008001:1008 с указанием срока и условий его предоставления.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2011 заявленные требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявитель действовал в рамках установленного порядка предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места расположения объекта. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 24.03.2008 N 565-РП заявитель является лицом, имеющим право на получение спорного земельного участка в аренду. Нахождение этого участка в составе особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" не свидетельствует о законности оспоренных действий ответчиков.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 решение суда первой инстанции от 27.12.2011 отменено и в удовлетворении заявленных требований отказано, так как оспоренные действия ответчиков соответствуют требованиям закона и иным правовым нормативным актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы АНО "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой".
В кассационной жалобе АНО "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" просит отменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 27.12.2011. При этом указывается на нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент экономической политики и развития города Москвы, указывая на несостоятельность её доводов и правильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители АНО "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители Департамента земельных ресурсов города Москвы, Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы возражали против её удовлетворения и отмены законного и обоснованного постановления суда апелляционной инстанции.
Извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела представитель Контрольного комитета города Москвы в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле суд апелляционной инстанции разрешил спор и отменил решение суда первой инстанции без нарушения норм процессуального права влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления.
При рассмотрении дела судом установлено, что Правительством Москвы 24.03.2008 было издано распоряжение N 565-РП, которым принято к сведению, что по предложению Префектуры СЗАО г. Москвы и АНО "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" на территории Малой Строгинской поймы осуществляется проектирование и строительство Центра круглогодичного использования для развития воднолыжного спорта, АНО "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" будет оформлен земельный участок площадью 7,18 га на территории Малой Строгинской поймы для проектирования, строительства и последующей эксплуатации Центра круглогодичного использования для развития воднолыжного спорта в аренду сроком на 25 лет. Также указанным распоряжением утвержден акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства на территории Малой Строгинской поймы Центра круглогодичного использования для развития воднолыжного спорта от 15.08.2006 N А-2252/16 со следующими техническо-экономическими показателями: площадь земельного участка 7,18 га.
АНО "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" 14.12.2009 обратилась в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об оформлении договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0008012:1004, 77:08:0008012:1002, 77:08:0008012:1003, 77:08:0008001:1008.
Письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы от 04.10.2010 N 33-518/1179/9-(0)-2 заявителю отказано в оформлении договора аренды. В качестве основания указано на то, что Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Контрольным комитетом города Москвы отказано в согласовании проекта распоряжения Правительства Москвы о предоставлении заявителю земельных участков по указанному адресу и продлении сроков строительства центра.
Отказывая в согласовании указанного проекта, Контрольный комитет города Москвы в своем письме от 28.01.2010 N 01-01-12-66/10 указал на то, что в настоящее время не предусмотрена возможность строительства (реконструкции) капитальных объектов на особо охраняемой природной территории, а основания для внеконкурсного предоставления заявителю спорных земельных участков отсутствуют.
Департамент экономической политики и развития города Москвы в письме от 08.02.2010 указал на отсутствие у заявителя документа, предоставляющего ему право проектировать и строить Центр круглогодичного использования для развития воднолыжного спорта на территории малой Строгинской поймы, полученного на основании акта разрешенного использования.
Полагая, что указанные действия ответчиков не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, заявитель, обратился в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая АНО "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий ответчиков суд апелляционной инстанции исходил из правомерности и обоснованности данных действий.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Выбор земельного участка под строительство проведен с нарушением требований пункта 3 статьи 31 ЗК РФ в связи с ненадлежащей информированностью население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Однако решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ, исполнительным органом государственной власти не принималось.
Издание Правительством Москвы распоряжения от 24.03.2008 N 565-РП не свидетельствует, по мнению суда апелляционной инстанции о соблюдении указанной процедуры, так как данный ненормативный правовой акт по своему содержанию не является решением о предоставлении земельного участка.
Изложенное свидетельствует о несоблюдении процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Кроме этого суд апелляционной инстанции учитывал, что испрашиваемый земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории города Москвы - "Природно-исторический парк "Москворецкий".
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 21 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве" определяет, что природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях.
Пунктом ч. 7 ст. 14 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве" предусмотрено, что реализация проектов размещения и реконструкции объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий допускается в соответствии с режимами охраны и использования особо охраняемой природной территории, установленными положением об особо охраняемой природной территории, утвержденным проектом планировки особо охраняемой природной территории, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Постановлением Правительства Москвы от 28.01.2003 N 31-ПП "О генеральной схеме развития и размещения объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 года" запланировано размещение спортивной базы по воднолыжному спорту в Строгинской пойме. Однако постановлением Правительства Москвы от 11.12.2007 N 1057-ПП утверждены новые предложения по развитию и размещению объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 года, среди которых подобный спортивный объект не значится. При этом постановлением Правительства Москвы от 15.09.2009 N 993-ПП признан утратившим пункт 6 постановления Правительства Москвы от 31.05.2005 N 372-ПП, которым Департаменту земельных ресурсов города Москвы было поручено оформить в 2007 - 2008 гг. в установленном порядке в долгосрочную аренду на 25 лет земельные участки расположенным в Строгинской пойме спортивным организациям.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, предоставление земельного участка в аренду для целей размещения Центра круглогодичного использования для развития воднолыжного спорта на спорном земельном участке не соответствует требованиям ч. 7 ст. 14 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве", так как это не предусмотрено проектом планировки особо охраняемой природной территории.
Кроме этого размещение подобного спортивного объекта не соответствует режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории парка "Москворецкий", поскольку согласно Градостроительному обоснованию на территории клуба планируется создание "производственно-спортивной" зоны, что противоречит положениям Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве".
В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы на проектируемой территории, среди прочего, расположены заповедные участки, а также участки для деятельности, не связанной с функционированием природного парка.
Согласно п. 5 Положения о природно-историческом парке "Москворецкий", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2005 N 742-ПП, на территории природно-исторического парка "Москворецкий" запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка "Москворецкий", в том числе возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием природно-исторического парка.
Статьей 8 постановления Правительства Москвы от 27.09.2005 N 742-ПП установлено, что на заповедных участках парка "Москворецкий" не допускается: строительство объектов инфраструктуры, прокладка прогулочных дорог с твердым покрытием, размещение спортивных площадок, проведение любых массовых мероприятий и др.
Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008001:1008 находятся в пределах береговой полосы, то есть земель общего пользования, предоставление которых с правом строительства объектов недвижимости запрещено пунктом 5 ст. 9 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что выводы суда апелляционной инстанции по применению норм права соответствуют установленным им обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у суда апелляционной инстанции оценки обстоятельств дела и толкованию норм права не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2012 года по делу N А40-145929/10-79-990 оставить без изменения, а кассационную жалобу Автономной некоммерческой организации "Водно-лыжный клуб Натальи Румянцевой" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.