г. Москва |
|
26 июля 2012 г. |
Дело N А40-114881/11-2-775 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Ворониной Е.Ю., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Федерального государственного унитарного предприятия "Космическая связь" - Гущиной А.Н., доверенность N 88 от 02.08.2011 г., Мироновой И.Б., доверенность N 72 от 04.07.2012 г., Дёмина А.А., доверенность N 73 от 04.07.2012 г.,
от заинтересованного лица: Федеральной антимонопольной службы - Зайцевой Н.Н., доверенность N ИА/18784 от 15.06.2012 г., Пищулиной М.В., доверенность N ПС/22755 от 18.07.2012 г., Смирновой И.Ф., доверенность N ИА/15874 от 21.05.2012 г.,
рассмотрев 19 июля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (заинтересованного лица)
на решение от 20 декабря 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление от 20 апреля 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-114881/11-2-775
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Космическая связь" (ОГРН.1027700418723)
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2011 N 125/245-11, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2012 года, заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявление предприятия, суды исходили из отсутствия в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФАС России обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
В обоснование своей кассационной жалобы антимонопольная служба указывает, что к 21 июля 2011 года заявителем не представлено запрошенных документов и информации. Приложенные к письму от 03.08.2011 N 9-21/2574 документы не совпадают с тем перечнем, который был запрошен, и не позволяют принять решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1 17/114-11.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ФАС России доводы жалобы поддержали, просили решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение, пояснив, что запрошенные документы не представлены до настоящего времени.
Представитель заявителя возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемые судебные акты являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам. На вопрос суда кассационной инстанции пояснил, что документы, запрошенные в перечне не представлены.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене вследствие несоответствия выводов имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам по причине неполного выяснения обстоятельствам дела, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в адрес предприятия направлено Определение от 21.06.2011, в котором указывалось на необходимость в срок до 21 июля 2011 года представить информацию и документы, а именно:
1. информацию об организации, осуществляющей разработку конкурсной документации ФГУП "Космическая связь" с приложением подтверждающих документов;
2. копию переписки ФГУП "Космическая связь" с организацией, связанной с разработкой конкурсной документации;
3. конкурсную документацию, а также протоколы, составленные при проведении конкурса на размещение заказа на страхование запуска и эксплуатации космического аппарата "Экспресс-АМ4" со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (сведения предоставляются на бумажном и электронном носителе);
4. копии заявок на участие в Конкурсе со всеми приложениями (сведения предоставляются на бумажных и электронных носителях);
5. копия переписки ФГУП "Космическая связь" с участниками Конкурса, в том числе по вопросам, касающимся разъяснения конкурсной документации;
6. информацию о составе конкурсной комиссии с указанием Ф.И.О., даты рождения и места регистрации каждого из члена данной комиссии, а также с приложением документов, в соответствии с которыми указанный состав образован.
Согласно уведомления о вручении определение получено 27 июня 2011 года.
В связи с тем, что требования управления не были выполнены в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении и составлен Протокол об административном правонарушении от 05.09.2011 N 1 25/245-11.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 15.09.2011 N 1 25/245-11 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ и ему назначен штраф в сумме 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Обязанность представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме предусмотрена пунктом 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.
Документы и сведения запрошены управлением в пределах предоставленных ему статьей 23 Закона о защите конкуренции и пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды исходили из того, что заявителем в ответ на запрос ФАС России информация и документы представлены частично, в том числе, в Комиссию ФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в отношении иной информации даны пояснения об отсутствии возможности их представления.
Между тем, из материалов дела следует, что в ответ на запрос (Определение от 21.06.2011 г..) обществом направлено письмо от 20.07.2011 N 9-21/2416 (т.1 л.д. 18), в котором указано на невозможность представления:
- оригиналов конкурсной документации и протоколов ввиду приобщения их к материалам дела N А40-55118/11-146-449;
- копий заявок на участие в конкурсе в связи с технической невозможностью их полного копирования (заявки имеют более 200 листов каждая, они плотно прошиты и пронумерованы)
- информации о составе конкурсной комиссии с указанием Ф.И.О., даты рождения и места регистрации каждого члена данной комиссии со ссылкой на статьи 5, 6 и 7 Федерального закона "О персональных данных".
Согласно данного письма в качестве приложения был направлен только Приказ N 12/1 от 08.02.2011 "О проведении открытого конкурса на размещение заказа на страхование запуска и эксплуатации на орбите КА "Экспресс-АМ4".
По смыслу данного письма и описи приложения к нему, испрашиваемые документы и сведения в полном объеме заявителем представлены в установленный срок (до 21 июля 2011 года) не были, в частности отсутствует информация относительно пунктов 3.1, 3.2, 3.5 Определения от 21.06.2011 г..
Как отмечено судами, оригиналы конкурсных заявок представлены для рассмотрения на заседании Комиссии ФАС России 02 августа 2011 года, заверенные материалы конкурсных заявок (исх. N 9-21/2574 от 03.08.2011) и разъяснения - 04 августа 2011 года, т.е. за пределами установленного срока.
Однако, согласно описи приложения к письму исх. N 9-21/2574 от 03.08.2011 в качестве "материалов конкурсных заявок" были представлены только копии 2-х страниц Заявки на участие в конкурсе ООО "Росгосстрах" (от 29.04.2011 N 15/04-05/05).
Кроме того, ФАС России в своей кассационной жалобе указывает на непредставление оригиналов конкурсных заявок и ссылается на Протоколы заседания Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1 17/114-11 о нарушении антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении заявленных требований не в полном объеме были проверены доводы лиц, участвующих в деле, выводы судов не основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении, суду первой инстанции необходимо дать оценку доводам ФАС России о непредставлении предприятием документов и сведений согласно перечня, установленного Определением от 21.06.2011 г.., проверить какие именно документы и сведения были представлены при направлении писем от 20.07.2011 N 9-21/2416 и от 03.08.2011 N 9-21/2574 от 03.08.2011, представлялись ли на Комиссию ФАС России оригиналы конкурсных заявок и в каком объеме, установить наличие или отсутствие причин, обозначенных заявителем в своих ответах на запрос, и действительно ли они препятствовали представлению испрашиваемых документов и сведений в полном объеме, т.е. проверить факт наличия (отсутствия) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, с учетом доводов, представленных доказательств и возражений лиц, участвующих в деле, и правильного применения указанных выше норм материального права по данному вопросу.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п.3 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2012 года по делу N А40-114881/11-2-775 - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
Е.Ю.Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.