город Москва |
|
30 июля 2012 г. |
Дело N А40-103382/11-130-638 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кобылянского В.В., Денисовой Н.Д.
при участии в заседании:
от заявителя - Дикий И.Н., дов. от 10.01.2012 г.. N 1
от ответчика - Камышов В.Г., дов. от 17.04.2012 г.. N 5797/2012
от третьего лица - не явился, уведомлен
рассмотрев 23 июля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Росреестра по Москве (ответчик)
на решение от 14 февраля 2012 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Андрияновой С.М.
и на постановление от 02 мая 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е.
по делу N А40-103382/11-130-638
по заявлению ГУП "Промстройторг" (ОГРН 1027700336839)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании отказа в регистрации права недействительным
третье лицо: Департамент имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ: Государственное унитарное предприятие "Промстройторг" (далее - ГУП "Промстройторг") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), оформленного сообщением от 28.07.2011 г.. N 10/010/2011-522, в государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Промстройторг" на здание "Проходная", общей площадью 52 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, 1-я Карачаровская ул., домовладение 20, и об обязании ответчика в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать право хозяйственного ведения ГУП "Промстройторг" на этот объект, ссылаясь на представление регистратору полного пакета документов, необходимого для государственной регистрации права, возникшего до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2012 г.., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2012 г.., требования удовлетворены.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что государственное унитарное предприятие города Москвы, обратившееся за государственной регистрацией своего права хозяйственного ведения на один из объектов недвижимого имущества, было создано в 1957 году и на момент издания Комитетом по управлению имуществом Москвы распоряжения от 10.10.1996 г.. N 3000-р заявленный к регистрации объект уже находился в составе имущественного комплекса в фактическом владении и пользовании этого предприятия, в связи с чем требования регистратора о предоставления акта приема-передачи этого объекта, подписанного Департаментом имущества города Москвы и руководителем предприятия, и документа о присвоении этому объекту в установленном порядке адреса, являются неправомерными, а доводы регистратора о выявленных противоречиях между заявленными правами и уже зарегистрированными правами с указанием на отсутствие основания полагать, что домовладение 20 по адресу: г.Москва, ул.1-я Карачаровская, площадью 52,0 кв.м. и нежилое здание площадью 832,0 кв.м., на которое было оформлено право хозяйственного ведения, являются одним и тем же объектом, являются необоснованными.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ответчик - Управление Росреестра по Москве ссылается на производный характер права хозяйственного ведения унитарного предприятия, в связи с чем это право может быть оформлено только после надлежащей государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный к регистрации объект недвижимости, тогда как последняя еще не была произведена; на то, что закрепление имущества за ГУП "Промстройторг" на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы от 10.10.1996 г.. N 3000-р еще не означает его фактическую передачу, а также настаивает на своих доводах как об отсутствии основания полагать, что заявленный к регистрации объект недвижимости площадью 52,0 кв.м., располагающийся по адресу: г.Москва, 1-я Карачаровская ул., домовладение 20, и указанные в распоряжении Комитета по управлению имуществом Москвы от 10.10.1996 г.. N 3000-р объект недвижимости площадью 723,0 кв.м., располагающийся по адресу: г.Москва, 1-я Карачаровская ул., домовладение 20, и в распоряжении Комитета по управлению имуществом Москвы от 01.10.1997 г.. N 2673-р объект недвижимости площадью 832,0 кв.м., располагающийся по адресу: г.Москва, 1-я Карачаровская ул., дом 20, на которое уже было оформлено права хозяйственного ведения, являются одним и тем объектом, так и о невозможности осуществления государственной регистрации права в отсутствие документов, подтверждающих присвоение адресов в установленном в городе Москве порядке, в связи с чем просит решение от 14 февраля 2012 г.. и постановление от 02 мая 2012 г.. отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
ГУП "Промстройторг" поддерживает приведенные в ранее представленном отзыве доводы о том, что непредставление регистратору акта приема-передачи не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на имущество, переданное предприятию до введения требований о государственной регистрации прав на объекты недвижимости; что заявленный к регистрации объект недвижимости является одним из строений имущественного комплекса складских помещений - базы ОРСПО "Моснерудпром", в связи с чем отсутствуют противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, а также о том, что в соответствии с пунктами 20 и 28 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 г.. N 219, отсутствие государственной регистрации права собственности города Москвы и документов, подтверждающих присвоение адресов в установленном в городе Москве порядке, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения, просит судебные акты оставить без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Управления Росреестра по Москве к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном интернет сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства третье лицо - Департамент имущество города Москвы явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Отдел рабочего снабжения с торгово-заготовительной базой при Главвмоснерудпроме был создан на основании решения Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся от 28.02.1957г. N 10/5 "Об организации при Главвмоснерудпроме Отдела рабочего снабжения".
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы от 10.10.1996 г.. N 3000-р "О приведении учредительных документов предприятия Отдел рабочего снабжения Производственного объединения "Моснерудпром" (ОРСПО "Моснерудпром") в соответствие с действующим законодательством" государственное предприятие ОРС ПО "Моснерудпром" переименовано в ГУП "Промстройторг", а также предусмотрено оформление с этим предприятием договора о закреплении имущества (основных и оборотных средств) на праве хозяйственного ведения на основании паспорта имущественного комплекса и балансового отчета на 01.06.1996 г.., в том числе в отношении помещений общей площадью 723 кв.м. по 1-й Карачаровской ул., д.20.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы от 01.10.1997 г.. N 2673-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета от10.10.1996 г.. N 3000-р" уточнена площадь передаваемых по договору в хозяйственное ведение ГУП "Промстройторг" помещений по 1-й Карачаровской ул., д.20 - 831,7 кв.м.
Распоряжением Департамента имущества города Москвы от 27.12.2006 г.. N 4086-р "О ликвидации государственных унитарных предприятий города Москвы" предусмотрена ликвидация в числе других предприятий и ГУП "Промстройторг".
Управление Росреестра по Москве оспариваемым решением, оформленным сообщением от 28.07.2011 г.. N 10/010/2011-522, на основании абзацев 10 и 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Промстройторг" на здание "Проходная", общей площадью 52 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, 1-я Карачаровская ул., домовладение 20 в связи с непредставлением подписанного между Департаментом имущества города Москвы и руководителем предприятия акта приемки-передачи в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимости; в связи с отсутствием основания полагать, что домовладение 20 по адресу: г.Москва, ул.1-я Карачаровская, площадью 52,0 кв.м. и нежилое здание площадью 832,0 кв.м., в соответствии с распоряжением от 01.10.1997 г.. N 2673-р, на которое было оформлено право хозяйственного ведения, являются одним и тем же объектом, а также в связи с отсутствием документов, подтверждающих присвоение адресов в установленном в городе Москве порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу названного Федерального закона, является юридически действительной.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 г.. N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что начиная с 8 декабря 1994 года созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 г.. N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
Требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Установив, что право хозяйственного ведения ГУП "Промстройторг" на заявленный к регистрации объект - здание "Проходная", общей площадью 52 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, 1-я Карачаровская ул., домовладение 20, возникло до введения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и что этот объект является одним из строений имущественного комплекса складских помещений - базы ОРС ПО "Моснерудпром", в связи с чем отсутствуют противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о незаконности требований регистратора по представлению дополнительных документов - акта приема-передачи и документов, подтверждающих присвоение адресов в установленном в городе Москве порядке, и, соответственно, отказе по этим основаниям в государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Промстройторг" на заявленный к регистрации объект недвижимости.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2012 года по делу N А40-103382/11-130-638 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2012 года и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2012 года по делу N А40-103382/11-130-638, введенное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2012 г..
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 г.. N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что начиная с 8 декабря 1994 года созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 г.. N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2012 г. N Ф05-7333/12 по делу N А40-103382/2011