г. Москва |
|
1 августа 2012 г. |
Дело N А41-33464/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Тихоновой В.К.,
судей Волкова С.В., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
от истца - Боголюбская Т.В. - по доверенности N 12/03/12
от ответчика - МИО - Черняховская Л.В. - по доверенности от 11.01.2012 N ИС-44, от КУИ Администрации Одинцовского района Московской области - Тихонова А.И. - по доверенности от 10.01.2012 N 02
рассмотрев 25 июля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области
на решение от 20 января 2012 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление 28 мая 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мордкиной Л.М., Александровым Д.Д., Шевченко Е.Е.
по заявлению ООО "Авангард"
о признании незаконными действий по начислению арендной платы как противоречащих закону, порядка определения платы не соответствующим закону
к Министерству имущественных отношений Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Авангард" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением с учетом уточнения: 1) о признании порядка определения размера (расчета) арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040803 по формуле Ап = Аб х КД х ПКД х Км х S и с применением коэффициентов, указанных в приложении N 1 к договору аренды, не соответствующим действующем законодательству - Федеральному закону N 212-ФЗ от 24 июля 2007 года "О внесении изменений в законодательстве акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иным нормативным актам, с 30 октября 2007 года; 2) признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Московской области по начислению арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N21100-Z земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040803 по формуле Ап = Аб х КД х ПКд х Км х S и с применением коэффициентов, указанных в приложении N 1 к договору аренды за период с 3 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года, так как эти действия противоречат требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2007 года "О внесении изменений в законодательстве акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иным нормативным актам, определяющим ставку арендной платы за пользование вышеуказанным участком в размере полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка в год.
В обоснование требований ООО "Авангард" ссылается на указанные законы, статью 12, пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 27, пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Закона Московской области о регулировании земельных отношений в Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-03, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 12404/09.
В качестве ответчиков в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
В отзыве на исковое заявление Миноблимущество не согласилось с предъявленными требованиями, полагая себя ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанности арендодателя по договору аренды переданы другому лицу, кроме того, истец не обращался к Администрации Одинцовского района с предложением о внесении изменения в договор аренды в части расчета арендной платы.
В отзыве на исковое заявление КУМИ Администрации Одинцовского муниципального района просил в удовлетворении требований отказать, поскольку арендная плата с учетом дополнительного соглашения установлена в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 января 2012 года по делу N А41-33464/11 признаны незаконными действия Миноблимущества по начислению арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N21100-Z земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040803 по формуле Ап = Аб х КД х ПКд х Км х S и с применением коэффициентов, указанных в приложении N 1 к договору аренды за период с 3 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года, так как эти действия противоречат требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2007 года "О внесении изменений в законодательстве акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иным нормативным актам, определяющим ставку арендной платы за пользование вышеуказанным участком в размере полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка в год.
В остальной части исковых требований отказано.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28 мая 2012 года оставил решение без изменения.
Миноблимущество в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения и постановления в, полагая, в частности, что предъявленные требования фактически направлены на внесение изменений в договор аренды в части размера арендных платежей, положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оспаривании действий заявителем не соблюдены, ссылается на исполнительное производство по другим делам арбитражного суда о взыскании с ООО "Авангард" арендной платы по тому же договору аренды земельного участка за период с 3 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года. В связи с чем просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
От ООО "Авангард" поступил отзыв на кассационную жалобу с возражениями относительно всех её доводов, в которой общество просило оставить судебные акты без изменения как соответствующие нормам права.
Выслушав представителей сторон, поддержавших свои позиции по делу в суде кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отмене состоявшихся по делу решения и постановления по делу.
Признавая незаконными действия Миноблимущества по начислению арендной платы по договору аренды земельного участка в спорный период с 3 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года, суды исходили из обоснованности заявленных требований, в том числе по форме как оспаривание действий государственных органов.
Однако между сторонами возникли гражданские правоотношения, связанные с арендой земельного участка, и спор относительно размера арендной платы за него.
При рассмотрении дела арбитражными судами установлено, что на основании постановления главы администрации Одинцовского района Московской области, N 1834 от 18 сентября 1995 года земельный участок под общей площадью 34 500 кв.м. (кадастровый номер 50:20:0040804), находящийся по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенский с.о. в районе с. Успенское, передан в постоянное (бессрочное) пользование ООО "Авангард". Между ООО "Авангард" (арендатором) и Миноблимуществом (арендодателем) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 21100-Z от 21 ноября 2005 года, по которому арендодатель передал арендатору за плату во временное владение и пользование арендатору земельный участок за указанным кадастровым номером площадью 34 500 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по вышеназванному адресу, под автодорогу, здания, сооружения бывшей насосной станции и для организации опытно-экспериментальных работ по автоматическому поливу.
Договор аренды заключен сроком на 49 лет с 1 октября 2005 года по 1 октября 2054 года, в связи с переоформлением ООО "Авангард" права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды прошел государственную регистрацию в УФРС по Московской области 10 апреля 2006 года.
Правительство Московской области издало постановление от 13 декабря 2006 года за N 1156/47 "О переводе земельного участка, расположенного вблизи с. Успенское, Одинцовского района, из одной категории в другую", а именно из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" земельный участок площадью 34 500 кв.м. переведен в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов" для строительства базы отдыха со спортивно-оздоровительным центром.
Факт ограничения земельного участка в обороте установлен судами обеих инстанций. Однако арендодатель начислял арендные платежи по формуле, предусмотренной договором аренды 2005 года, с применением коэффициента деятельности (Kд) равного 3, в связи с чем арендатор предъявил настоящие требования.
Федеральным законом N 212-ФЗ от 24 июля 2007 года (подпункт "а" пункта 2 статьи 3 Закона) были внесены изменения в пункт 2 статьи 3 ФЗ от 25 декабря 2001 года N 137-Ф) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с установлением порядка определения арендной платы для юридических лиц, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в следующем размере: годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Законом Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (статья 14 Закона) предусмотрено, что при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков арендная плата определяется в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; в случаях, указанных в настоящем пункте, размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Учитывая, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой действующим законодательством ставки арендной платы, арбитражные суды правомерно указали как на не основанное на правовых нормах применение иной ставки арендной платы, чем полтора процента кадастровой стоимости земельного участка в год.
Вместе с тем, Миноблимущество в апелляционной и кассационной жалобах ссылалось на вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда Московской области, которыми присуждены ко взысканию с ООО "Авангард" суммы задолженностей по арендным платежам по указанному договору, в том числе и за спорный период. Непринятие их во внимание судами первой и апелляционной инстанции на том основании, что исполнительные производства, возбужденные в отношении общества по исполнению этих судебных актов, нельзя признать правильным, поскольку в силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Фактически, удовлетворяя предъявленное требование, суды пересмотрели вступившие в законную силу судебные акты по делам в части определения размера долга по арендной плате, при рассмотрении которых суды установили обоснованность требований и возражений сторон.
Ни материальный, ни процессуальный законы не предусматривают пересмотр вступивших в законную силу судебных актов путем признания незаконными действий организации.
Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных актов предусмотрен положениями главы 34, пересмотр в порядке надзора - главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неприменение судами закона, подлежащего применению при рассмотрении дел о взыскании долга по аренде, влечет отмену судебных актов.
С учетом изложенных обстоятельств судебные акты по настоящему делу отменяются с направлением дела на новое рассмотрение для проверки довода заявителя кассационной жалобы о присуждении ко взысканию арендной платы в установленных судом размерах в спорные периоды вступившими в законную силу судебными актами, а также выяснения, имели ли место встречные требования относительно применения ставки арендной платы, установления иных фактов, имеющих значение для настоящего дела и принятия соответствующего нормам права судебного акта.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 января 2012 года по делу N А41-33464/11 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2012 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
В.К. Тихонова |
Судьи |
С.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.