г. Москва |
|
1 декабря 2008 г. |
Дело N А41-9956/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Волкова С.В.
судей Нужнова С.Г., Соловьева С.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области - Зайцева Е.П., доверенность от 20.06.08 N ПП/08-6023
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Наро-Фоминску Московской области - представитель не явился, извещена
от третьих лиц - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Денищич Л.Г., доверенность от 09.01.08 N 14-8/6, удостоверение N 0704;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский, экспериментальный и проектный институт по сельскому строительству" - Балаклиец М.А., доверенность от 19.09.08 б/н (выдана генеральным директором Горячевым А.Ю.), Плотникова К.Е., доверенность от 09.01.08 б/н (выдана генеральным директором Карачевцевым В.Г.)
рассмотрев "24" ноября 2008 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области
на постановление от "09" сентября 2008 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Арсеновым И.Г., Быковым В.П., Мизяк В.П.
по иску (заявлению) Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области
о признании незаконными действий и недействительным решения
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Наро-Фоминску Московской области
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский, экспериментальный и проектный институт по сельскому строительству"
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области (далее - ТУ Росимущества по Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Наро-Фоминску Московской области (далее - ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области) по государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части указания в качестве генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский, экспериментальный и проектный институт по сельскому строительству" (далее - ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой") Горячева Андрея Юрьевича, а также признании недействительным решения ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области от 27.05.08 N 937А о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части указания в качестве генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева Андрея Юрьевича (запись о государственной регистрации от 27.05.08 N 2085030021404).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России), ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой".
В обоснование заявленных требований ТУ Росимущества по Московской области ссылается на принятие оспариваемого решения с нарушением установленного Федеральным законом от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, а именно, осуществление государственной регистрации в отсутствие подписанного уполномоченным лицом заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
При этом заявитель полагает, что у Горячева А.Ю. отсутствовали полномочия по подписанию от имени ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц в связи с несоответствием приказа Минсельхоза России от 05.10.07 N 224-кп о его назначении на должность генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" положениям пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.04 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", согласно которому с даты включения предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, за исключением случаев, если акции созданного посредством его преобразования акционерного общества предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с руководителем предприятия в отношении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
При таких обстоятельствах, учитывая включение ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2007 год (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.06 N 1184-р), у Минсельхоза России, по мнению заявителя, отсутствовали полномочия по назначению руководителя федерального государственного унитарного предприятия.
В обоснование заявленных требований ТУ Росимущества по Московской области ссылается также на нарушение оспариваемым решением о государственной регистрации имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.07.08 заявленные требования удовлетворены частично: решение ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области от 27.05.08 N 937А о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части указания в качестве генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева А.Ю. признано незаконным.
В удовлетворении требований в части признания незаконными действий ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области по государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части указания в качестве генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева А.Ю. отказано.
Признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о его принятии с нарушением установленного пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, что выразилось в осуществлении государственной регистрации в отсутствие подписанного уполномоченным лицом заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
При этом, суд первой инстанции, установив, что приказ от 05.10.07 N 224-кп о назначении на должность генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева А.Ю., послуживший основанием для принятия оспариваемого решения о государственной регистрации изменений, принят Минсельхозом России с нарушением компетенции, определенной в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.04 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", оценил его как не имеющий юридической силы и не влекущий правовых последствий.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.08 принятое по делу решение в части удовлетворения заявления о признании незаконным решения ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, отменено, в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказано. В остальной части принятое по делу решение оставлено без изменения.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения закону и недоказанности факта нарушения оспариваемым решением имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом.
На принятое по делу постановление апелляционной инстанции ТУ Росимущества по Московской области подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также в связи с несоответствием выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции относительно подписания заявления о государственной регистрации изменений уполномоченным лицом - Горячевым А.Ю., назначенным приказом Минсельхоза России от 05.10.07 N 224-кп генеральным директором ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" и, следовательно, имеющим право без доверенности действовать от имени предприятия, сделан без учета положений пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.04 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
Кроме того, в обоснование отсутствия у Горячева А.Ю. полномочий на подписание от имени ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" заявления о государственной регистрации изменений вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, заявитель ссылается на то, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.08 по делу N А40-65599/07-17-423 приказ Минсельхоза России от 05.10.07 N 224-кп о назначении на должность генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева А.Ю. признан недействительным, о чем регистрирующий орган был уведомлен в установленном порядке.
При таких обстоятельствах заявитель полагает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о принятии оспариваемого решения о государственной регистрации изменений с соблюдением требований пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающего необходимость представления для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, подписанного уполномоченным лицом заявления о государственной регистрации.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества по Московской области, а также представитель ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой", действующий на основании доверенности, подписанной генеральным директором Карачевцевым В.Г., доводы кассационной жалобы поддержали; представитель ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой", действующий на основании доверенности, подписанной генеральным директором Горячевым А.Ю., а также представитель Минсельхоза России возражали против ее удовлетворения, полагая, что суд апелляционной инстанции полностью выяснил и оценил фактические обстоятельства и принял законное и обоснованное постановление.
Извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области своего представителя в суд не направила, отзыва на кассационную жалобу не представила.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие не явившегося представителя ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу постановления апелляционной инстанции, изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 27.05.08 ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области принято решение N 937А о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части указания в качестве генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева А.Ю. (запись о государственной регистрации от 27.05.08 N 2085030021404).
Посчитав, что указанное решение не соответствует требованиям пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в связи с осуществлением государственной регистрации в отсутствие подписанного уполномоченным лицом заявления), а также нарушает имущественные права и законные интересы Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом и его приватизации, ТУ Росимущества по Московской области обратилось в суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области по государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части указания в качестве генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева А.Ю., а также признании недействительным решения ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области от 27.05.08 N 937А о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части указания в качестве генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева А.Ю.
Отменяя принятое по делу решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области от 27.05.08 N 937А, суд апелляционной инстанций исходили из соответствия оспариваемого решения закону и недоказанности факта нарушения оспариваемым решением имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит установление факта несоответствия оспариваемого решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверяя оспариваемое решение на соответствие требованиям закона, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соблюдении регистрирующим органом при его принятии установленного пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Так, в силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
При этом в силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: - руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; - учредитель (учредители) юридического лица при его создании; - руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; - конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; - иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Судами первой и апелляционной инстанций, рассматривавшими настоящий спор по существу заявленных требований, установлено, что заявление ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, подписано Горячевым А.Ю., чьи полномочия действовать от имени предприятия без доверенности подтверждены приказом Минсельхоза России от 05.10.07 N 224-кп о назначении его на должность генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой".
Ссылаясь на принятие оспариваемого решения с нарушением установленного пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ТУ Росимущества по Московской области указывало на то, что приказ от 05.10.07 N 224-кп о назначении на должность генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева А.Ю. принят Минсельхозом России с нарушением компетенции, определенной в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.04 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", что свидетельствует об отсутствии у данного ненормативного правового акта юридической силы.
Между тем, как правомерно указано судом апелляционной инстанции, приказ Минсельхоза России от 05.10.07 N 224-кп о назначении Горячева А.Ю. на должность генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" в установленном законом порядке недействительным не признан.
Так, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.05.08 решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.08 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.08 N 09АП-2141/08-АК по делу N А40-65599/07-17-423, в соответствии с которыми приказ Минсельхоза России от 05.10.07 N 224-кп о назначении на должность генерального директора ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" Горячева А.Ю. был признан недействительным, отмены; производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.08 N 8382/08 в передаче дела N А40-65599/07-17-423 Арбитражного суда г. Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.05.08 отказано.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции правомерно указано на недоказанность заявителем того, что у подписавшего заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, Горячева А.Ю. отсутствовали полномочия действовать от имени ФГУП "ЦНИИЭПсельстрой" без доверенности.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи вносятся в реестр на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации.
В пункте 4 статьи 9 данного Закона закреплено положение о том, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, в силу положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрация юридических лиц, в том числе государственная регистрация изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, носит уведомительный характер, в связи с чем регистрирующий орган обязан в пятидневный срок со дня предоставления документов произвести соответствующие регистрационные действия.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о принятии оспариваемого решения с соблюдением требований пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований, суд апелляционной инстанций правомерно исходил из недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым решением о государственной регистрации имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив, что оспариваемое решение ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области от 27.05.08 N 937А соответствует закону и не нарушает имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом, принял обоснованное постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и судебный акт принят при правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2008 г. по делу N А41-9956/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу ТУ Росимущества по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Волков |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.