г. Москва |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А40-1467/12-16-38 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Хомякова Э. Г., Русаковой О. И.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Инфо Комфорт" - Ефимова Н.В дов., от 19.09.2012 г. N 25,
от ответчика (заинтересованного лица) Префектура СВАО г.Москвы - не явился, извещен.
от третьих лиц Департамент земельных ресурсов г. Москвы - не явился, извещен.
от ГУП "Мосгортранс" - не явился, извещен,
от Департамента торговли и услуг г. Москвы не явился, извещен.
от Департамента транспортного развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы - Паламарчук Е.Г. дов. от 04.04.2012 г. N 61-10-775\2,
рассмотрев 19.09.2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Инфо Комфорт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 апреля 2012 года
по делу N А40-1467/12-16-38,
принятое судьей М.Ю. Махалкиным,
на постановление от 24 июля 2012 г. Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями М.Е. Верстовой, А.И. Трубицыным, А.А. Солоповой,
по иску ООО "Инфо Комфорт" (ОГРН 1027700445332; 115093, г. Москва, 1-Щипковский пер., д. 30)
к Префектуре СВАО города Москвы (ОГРН 1037700088703; 129010, г. Москва, Проспект мира, д. 18)
третьи лица: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, ГУП "Мосгортранс", Департамент торговли и услуг г. Москвы, Департамент транспортного развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы,
о признании правомерным размещения остановочно-торговых модулей и обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инфо Комфорт" (далее - ООО "Инфо Комфорт", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Префектуре СВАО города Москвы (далее - ответчик) о признании за ним права на размещение остановочно-торговых модулей по адресам: г. Москва, ул. Хачатуряна, ост. "МКРД 4Д Отрадного" N IBCH6 и г. Москва, ул. Академика Королева, ост. "ул. Аргуновская" N 26.23, и обязании ответчика включить в схему размещения нестационарных торговых объектов остановочно-торговые модули, расположенные по адресам: г. Москва, ул. Хачатуряна, ост. "МКРД 4Д Отрадного" N IBCH6 и г. Москва, ул. Академика Королева, ост. "ул. Аргуновская" N 26.23 (с учетом уточнении в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, том 1, л.д. 142 - 143).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано (том 2, л.д. 84-85).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Инфо Комфорт" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на следующее:
- в связи с изданием постановления Правительства Москвы от 03,02.2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в г. Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", требования, предъявляемые к размещению остановочно-торговых модулей утратили силу (утвержденные постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 г. N 1139-ПП "Об утверждении положения о размещении и установке на территории города Мосты объектов, не являющихся объектами капитального строительства").
В настоящее время отсутствуют нормативные акты регулирующие размещение остановочно-торговых модулей в городе Москве, соответственно, Постановление Правительства РФ N 772 от 29.09.2010 г. не может применяться к спорным правоотношениям, поскольку данное постановление не регулирует процесс включения остановочно-торговых модулей в схему размещения.
К данным спорным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно п. 6. ст. 10 Федерального закона 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Таким образом, ни утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, ни внесение в нее изменений не может повлиять на размещение нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Остановочно-торговые модули, принадлежащие ООО "ИНФО КОМФОРТ", ранее были включены в адресный перечень мест размещения нестационарных торговых объектов на основании решения Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка Правительства Москвы, что подтверждается документами, приобщенными к материалам дела.
Ранее действующий порядок размещения остановочно-торговых модулей регламентирован распоряжением Мэра Москвы от 26.03.2001 г. N 258-РМ "Об упорядочении деятельности по благоустройству остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта", предусматривающим возможность предоставления земельного участка под установку и эксплуатацию остановочно-торговых модулей при наличии оформленных земельно-правовых отношений;- заключенного краткосрочного договора аренды.
В силу п. 2.1 приложения 5 ранее действовавшего постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы", обустройство производится на основании решения Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы по согласованным предложениям Департамента транспорта и связи города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы и префектур административных округов; размещение модуля производится в соответствии с оформленным в установленном порядке градостроительным заключением и краткосрочным договором аренды земельного участка.
Указанная процедура соблюдена, ООО "Люмакс-Линк" заключены краткосрочные договора аренды и разработаны градостроительные заключения.
Доказательств расторжения договоров аренды, заключенных между ООО "Люмакс-Линк" и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, ответчиком не представлено.
Кроме того, поскольку остановочно-торговый модуль состоит из торговой и остановочной части, и располагается на остановках наземного городского пассажирского транспорта, то истцом заключен инвестиционный договор с ГУП "Мосгортранс", в соответствии с которым истцу предоставлено право на обустройство и обновление остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта. Срок действия договора по настоящее время не истек.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Департамента транспортного развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили. Дело рассматривается в их отсутствие в соответствии с ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.04.2003 г. между ООО "Люмакс-Линк " (заказчик) и ООО "ИНФО КОМФОРТ" (инвестор) заключен инвестиционный контракт, по условиям которого ООО "ИНФО КОМФОРТ" принимает на себя обязательства по финансированию строительства остановочно-торговых модулей.
По результатам исполнения настоящего договора инвестор получает в собственность остановочно-торговые модули, а заказчик - право на безвозмездное размещение в остановочной части остановочно-торговых модулей информационных и рекламных щитов.
При этом по условиям главы 3 инвестиционного контракта заказчик обязуется заключить с Москомземом договор аренды земельного участка, на котором устанавливаются остановочно-торговые модули, а также получить всю иную необходимую документацию и провести необходимые согласования.
Между ООО "Люмакс-Линк " (арендатор) и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы (арендодатель) были заключены договоры аренды N М-02-509559 от 19.02.2004 г. и N М-02-509724 от 16.04.2004 г. (л.д. 86 - 103), в соответствии с которым арендатору были предоставлены в аренду земельные участки по адресам: г. Москва, ул. Хачатуряна (ост. "мкр. 4Д, Отрадного", N 1BHC6) и г. Москва, ул. Академика Королева (ост. "ул. Аргуновская", N 26.23), для разработки исходно-разрешительной документации под размещение нестационарных объектов - остановочно-торговых модулей, сроком на 11 месяцев 28 дней.
Согласно Выписке из протокола заседания комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы N 6 от 26 марта 2008 года остановочно-торговые модули по данным адресам были включены в адресный перечень мест размещения нестационарных объектов (том 1, л.д. 35-36).
Полагая, что в связи с изданием постановления Правительства Москвы от 03 февраля 2011 года N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" остановочно-торговые модули исключены из перечня нестационарных торговых объектов, истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями о признании за ним права на размещение остановочно-торговых модулей по указанным адресам и обязании ответчика включить в схему размещения нестационарных торговых объектов остановочно-торговые модули.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 772 от 29.09.2010 г. утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
На основании п. 2 данных Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов регулируется постановлением Правительства Москвы от 03 февраля 2001 года N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", согласно пункту 3 которого размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена - на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии с пунктом 5.1 постановлением Правительства Москвы от 03 февраля 2011 года N 26-ПП понятие остановочно-торгового модуля, как объекта мелкорозничной сети, упразднено.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 03 февраля 2001 года N 26-ПП установлен новый перечень нестационарных торговых объектов, в котором такой вид нестационарного торгового объекта как остановочно-торговый модуль отсутствует.
Как правомерно указали суды, ни статьей 12 Гражданского кодекса РФ, ни иными законами не предусмотрен такой способ защиты права как признание права на размещение остановочно-торговых модулей. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
По смыслу указанной правовой нормы, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения, а нарушено или оспорено может быть только существующее право.
Судами также установлено, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав ответчиком, наличия у него каких-либо договорных отношений с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы по вопросу размещения остановочно-торговых модулей, а также доказательств, подтверждающих его права на данные модули, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Руководствуясь ст.ст. 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2012 г. по делу N А40-1467/12-16-38, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Инфо Комфорт" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С.Чучунова |
Судьи |
Э.Г.Хомяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.