г. Москва |
|
24 декабря 2010 г. |
Дело N А40-75597/10-147-314 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Бусаровой Л.В.,
судей Чучуновой Н.С., Занездрова Е.В.
при участии в заседании:
от истца: Василевская О.Н.- доверенность от 01.10.2010 года
от ответчика: Мареев А.В.- доверенность от 12.11.2010 года N 12-07-2669/0
рассмотрев 23 декабря 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу
Префектуры СЗАО г. Москвы
на решение от 24 августа 2010 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дейна Н.В.
по заявлению ОАО "ГИСС"
к Префектуре СЗАО г. Москвы
о признании незаконным отказа в регистрации договора
УСТАНОВИЛ: ОАО "Городская информационно-справочная служба" (ОАО "ГИСС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Префектуры СЗАО г.Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, вл. 92, корп. 2, оформленного письмом N 12-05-2014/ос от 26.05.2010 года, не соответствующим закону и иным нормативным актам и об обязании ответчика устранить нарушения прав путем принятия правового акта о предоставлении земельного участка по адресу: г.Москва, Волоколамское шоссе, вл. 92, корп. 2, в аренду.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 24 августа 2010 года отказ Префектуры Северо - Западного административного округа г. Москвы, выраженного в письме от 26.05.2010 года N 12-05-2014/ос признан незаконным. Суд обязал Префектуру Северо - Западного административного округа г. Москвы в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос об оформлении и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0006008:100 по адресу: Волоколамское шоссе, вл. 92, корп. 2 для размещения справочного киоска ОАО "ГИСС".
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что оспариваемый отказ Префектуры СЗАО г.Москвы не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
В кассационной жалобе Префектура СЗАО г.Москвы просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не дана оценка доводам Префектуры СЗАО г.Москвы о том, что на момент обращения заявителя срок действия Градостроительного заключения от 06.05.2008 года N 280/32/162-2008 истек, продленное градостроительное заключение представлено не было.
Утверждение суда о том, что Префектурой СЗАО отказано ОАО "ГИСС" в оформлении земельно-правовых отношений, со ссылкой на п.5 ст.9 Закона г. Москвы от 19.12.2008 года N 48 "О землепользовании в городе Москвы" по причине расположения земельного участка в пределах улично-дорожной сети не
соответствует действительности.
Вывод суда первой инстанции о том, что Департамент имущества города
Москвы, уже распорядился правами аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, Волоколамское шоссе, вл. 92, корп. 2., является ошибочным.
Кроме того, согласно п.п. 8.3.1, 8.4.1 постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 года N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" предусмотрено, что Департаменту земельных ресурсов г. Москвы следует оформлять в установленном порядке с ОАО "ГИСС" земельно-правовые отношений на земельные участки, в соответствии с утвержденной в установленном порядке разрешительной документацией. На основании п.2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.
ОАО "ГИСС" не обращалось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, Префектура СЗАО г. Москвы не является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы. Кроме этого к участию в деле не привлекался Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Префектуры СЗАО г.Москвы доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель ОАО "ГИСС" против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,
ОАО "ГИСС" на основании Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 года N 253-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" обратилось с письмом 15.03.2010 г. исх. N 235-4/10 в Префектуру СЗАО г. Москвы с просьбой рассмотреть вопрос о размещении справочного киоска на земельном участке по адресу: г.Москва, Волоколамское ш., вл. 92, корп. 2.
Письмом N 12-05-2014/ос от 26.05.2010 года Префектура СЗАО г. Москвы отказала заявителю в оформлении земельно-правовых отношений на указанный земельный участок по причине его расположения в пределах улично-дорожной сети, что противоречит п. 5 ст. 9 Закона г. Москвы от 19.12.2008 года N 48 "О землепользовании в городе Москвы".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу пункта 5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии с п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
В силу ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании ст.ст. 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 г. N 133-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов предписывалось подобрать в 2001 - 2003 годах согласованные с ОАО "ГИСС" земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.
Пунктом 6.2.1 Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 г. N 253-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" предусмотрено разработать до конца 2008 года схему размещения справочных объектов городской информационно-справочной системы в пределах средств городского бюджета по согласованию с Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ГИСС" в порядке, установленном Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2005 г. N 391-РП "Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу".
Пунктом 7.1 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 г. N 133-ПП Московскому земельному комитету (в настоящее время - Департамент земельных ресурсов города Москвы) предписано заключать с ОАО "ГИСС" в установленном порядке договоры аренды земли на основании разработанной исходно-разрешительной документации.
В силу пунктов 2 и 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), а предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о соблюдении ОАО "ГИСС" установленного земельным законодательством порядка выбора земельного участка.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок по адресу: г.Москва, Волоколамское ш., вл. 92, корп. 2 предоставлен ОАО "ГИСС" на основании предписаний ненормативно-правовых актов Правительства Москвы с предварительным согласованием размещения на земельном участке справочных киосков городской информационно-справочной системы.
Поскольку заявителем при обращении к ответчику был представлен полный пакет документов, необходимых для оформления земельно-правовых отношений, суд обоснованно признал обжалуемый отказ в оформлении договора аренды земельного участка незаконным, как не соответствующий ст. 31 Земельного кодекса РФ, пп. "д" п. 4 ст. 14 Закона г. Москвы от 14.05.03 г. N 27 "О землепользовании и земельной застройке в городе Москве", устанавливающим, что при предоставлении земельных участков с предварительным местом размещения договор аренды заключается без проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что является недопустимым в суде кассационной инстанции, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта, не усматривается.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2010 года по делу N А40-75597/10-147-314 оставить без изменения, кассационную жалобу Префектуры СЗАО г.Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Бусарова |
Судьи |
Н.С.Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.