г. Москва |
|
15 октября 2012 г. |
Дело N А41-16936\09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н.С.
судей: Русаковой О.И.. Хомякова Э.Г.
от истца(заявителя),Министерство имущественных отношений Московской области "(ОГРН 1025005245055) Гусева М.Н., дов. от 12..01.2012 г.
от ответчика, ООО"ИКЕА МОС" (Торговля и недвижимость) ( ОГРН 1035009550080, ИНН 5047028579) -Панов А.А. дов. от 02.10.2012 г. N 262\12.
от третьего лица, Администрация городского округа Балашиха-не явилось, извещено.
от третьего лица, Управление Росреестра по Московской области-не явился, извещено.
рассмотрев 8 октября 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства имущественных отношений Московской области
на постановление от 25 июня 2012 г..
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Ивановой Л.Н., Марченковой Н.В.
по иску Министерства имущественных отношений Московской области
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка в размере 4 496 256 руб.36коп.
к Обществу с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС"(Торговля и Недвижимость)
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО"ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" о взыскании задолженности договору аренды земельного участка N 01016 -Z за период с 01.01.2009 по 31.03.2009 в сумме 4 496 256 руб. 36 коп., из которой 4460 571 руб. 80 коп- сумма основного долга, 35 684 руб. 56 коп.-пени.
Требования заявлены истцом со ссылкой на нормы статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации, мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по внесению арендных платежей.
Решением арбитражного суда Московской области от 06 ноября.2009 исковые требования удовлетворены, с ООО "ИКЕА МОС"(Торговля и недвижимость) в пользу Министерства имущественных отношений Московской области взыскано 4 460 571 руб. 80 коп. -задолженность по арендной плате, 35 684 руб. 56 коп. пени, а всего 4 496 256 руб. 36 коп
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля.2010 решение суда Московской области от 06.11.2009 по настоящему делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО"ИКЕА МОС"("Торговля и Недвижимость")-без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2010 решение Арбитражного суда Московской области от 06 ноября 2009 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 по делу N А41-16936/09 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При этом суд кассационной инстанции указал на то, что при новом рассмотрении дела суду необходимо принять во внимание и учесть те обстоятельства, которые были даны по делам N А41-15150/09 и NА41-1783/09, учесть судебный акт, который будет принят по делу NА41-9995/10, установить реальное местонахождение спорного земельного участка, для чего в случае необходимости рассмотреть вопрос о назначении соответствующей экспертизы для составления ситуационного плана; установить, вошел ли спорный земельный участок в границы поселения и с какого момента.
Решением арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 г. исковые требования удовлетворены. С ООО"ИКЕА МОС"(Торговля и недвижимость) в пользу Министерства имущественных отношений взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.01.2009 г. по 31.03.2009 г. в размере 4 460 571.80 руб., пени в размере 35 684.56 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2012 г. решение арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 г. отменено, в удовлетворении исковых требований Министерству имущественных отношений Московской области отказано.
Не согласившись с постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2012 г. Министерство имущественных отношений Московской области подало кассационную жалобу, в которой истец просит отменить обжалуемой постановление по основаниям несоответствия выводов, содержащихся в постановлении, имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения норм материального права, оставить в силе решение арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 г.
В обоснование доводов жалобы Министерство имущественных отношений Московской области указало, что согласно ст. 84 Земельного Кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения,отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. ст. 2, 4, 14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
В 2005 г. в установленном порядке были утверждены генеральный план городского округа Балашиха и границы города Балашиха.
Из экспликации генерального плана усматривается, что спорный земельный участок, обозначенный в нем под номером N 76, расположен в квартале Абрамцево города Балашиха.
Согласно ст. 81 Земельного Кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.7 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ"О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно имеющемуся в деле кадастровому паспорту от 12.04.2006 N 15.1\06-1725, спорный земельный участок отнесен к категории "земли населенных пунктов", что подтверждает его нахождение в границах населенного пункта.
Таким образом, спорный земельный участок находится непосредственно в квартале Абрамцево города Балашиха.
C данным выводом согласился и Федеральный арбитражный суд Московской области по делу N А41-6610\11, указав, что решением арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2011 г. по делуNА41-9995\10 установлено, что арендованный обществом земельный участок входит в границы г. Балашиха, и ответчик обязан вносить арендную плату исходя из базового размера арендной платы для города Балашиха.
Согласно сведениям из ЕГРП, спорный земельный участок находится по адресу: г.Балашиха, квартал Абрамцево, что также подтверждает нахождение земельного участка в границах города Балашиха.
Не приняв во внимание указанные выводы Федерального арбитражного суда Московского округа, суд апелляционной инстанции сделал необоснованный вывод о том, что истцом не доказан факт включения спорного земельного участка в границы города Балашиха, в связи с чем в удовлетворении требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание то, что согласно п.3.5 дополнительного с оглашения N 2 от 25 апреля 2005 г. к договору размер арендной платы изменяется в зависимости от изменения административно-территориального устройства Московской области, базового размера арендной платы(Аб),значений повышающего коэффициента(Пкд), коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования (Км), категории, разрешенного вида использования, а также в иных случаях. установленных законом.
Размер арендной платы изменяется, и арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае изменения(введения) базового размера арендной платы, коэффициентов, установленных полномочным органом государственной власти Московской области и органов местного самоуправления, без согласования с арендатором и без внесения изменений или дополнений в договор путем направления соответствующего уведомления арендатору.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 г. N 12404\09, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующим органом нормативного акта не является изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1709\11 по делу А55-35889\2009, в котором указано, что согласно п.3 ст.65 Земельного Кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен. Органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки аренных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условий договора о согласованном размере арендной платы.
Таким образом, ООО"ИКЕА МОС"(Торговля и недвижимость) обязано применять базовый размер арендной платы(Аб), установленный на основании Закона Московской области от 19.09.2008 г. 3126\2008-ОЗ" Об установлении базового размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области" в размере 52,93 руб.\кв.м, установленный для города Балашиха.
В судебном заседании истец поддержал доводы кассационной жалобы
Ответчик, ООО"ИКЕА МОС" в судебное заседание явился, с доводами кассационной жалобы не согласно, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2012 г. находит законным и обоснованным.
В обоснование возражений ответчик указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства включения земельного участка в границы города Балашиха, что исключает возможность применения нового базового размера арендной платы(Аб), установленного законом для городов в размере 52.93 руб.кв\м..
Границы населенного пункта могли были быть изменены только на основании нормативного правового акта, принятого исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.(ч.3 ст.84 Земельного Кодекс РФ в редакциях до 18 декабря 2006 г.), генерального плана муниципального образования, принятого после 1 января 2007 г. ( соответствующее положение было включено в Земельный Кодекс РФ ст. 24 Федерального Закона "О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 232-ФЗ от 18 декабря 2006 г. и вступило в силу с 1 января 2007 г.)
Генеральный план городского округа Балашиха в любом случае не подтверждает факт включения земельного участка в границы города Балашиха.
В Генеральном плане городского округа границы города Балашиха не обозначены. В любом случае по состоянию на 30 декабря 2005 г. у органов местного самоуправления отсутствовали полномочия по изменению и утверждению границ населенных пунктов. Такие полномочия в силу ч.3 ст. 84 ЗК РФ( в редакции от 21 июля 2005 г.,действовавшей на момент принятия Генерального плана) и п. "е" ст.2 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" (в редакции от 21 сентября 2004 г.) имелись исключительно у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ни в одном судебном акте, ни в каком -либо ином документе не сделан вывод о том, что земельный участок вошел в границы города Балашиха в связи с принятием генерального плана в 2005 году.Ссылки в различных судебных актах на то, что 30 декабря 2005 г. был утвержден генеральный план, никакого отношения к настоящему спору не имеют.
Адрес и категория земель, указанные в кадастровом паспорте от 12 апреля 2006 г. не подтверждают включение земельного участка в границы города Балашиха.
Земельный участок был отнесен к категории "земли населенных пунктов" еще Постановлением Правительства Московской области "О предоставлении земельного участка вблизи д. Абрамцево Балашихинского района" N 325\15 от 27 мая 2003 г.
По состоянию на 27 мая 2003 г. в законодательстве отсутствовала норма, согласно которой изменение категории земельного участка влекло бы его включение в границы того или иного населенного пункта. Единственный способ, предусмотренный действовавшим до состоянию на 27 мая 2003 г. законодательством для включения земельных участков в границы населенных пунктов, был закреплен в ч.3 ст.84 Земельного Кодекса РФ, согласно которому утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приведенное положение Земельного Кодекса нашло свое отражение в Уставе Московской области, а именно в ст. 39, в соответствии с которой порядок образования, преобразования,упразднения административно-территориальных единиц Московской области, присвоения им наименований, изменения их статуса, установления и изменения их границ устанавливаются законами Московской области.
То есть, для включения Земельного участка в границы города Балашиха в 2003 г., должен был быть принят закон Московской области, которым бы изменялись границы города Балашиха таким образом, чтобы спорный земельный участок был бы в них включен. Однако, такой закон принят не был.
Действующим законодательством (Законом Московской области от 21 октября 2011 г. N 170\2011-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки,находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2012 г.") прямо предусмотрена возможность нахождения земельных участков, относящихся к категории "земли населенных пунктов" вне границ населенных пунктов. Данным законом, среди прочих, установлен базовый размер арендной платы за пользование земельными участками, относящимся к категории земель населенных пунктов.
Наличие в законодательстве такого положения свидетельствует о том, что изменение категории земель не означает включение земельного участка в границы города Балашиха и не может изменять границы близлежащих населенных пунктов.
В постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа по делам N А41-9995\2010 и N А41-6610\2011 не содержится выводов о том, что спорный земельный участок включен в границы города Балашиха.
Адресные характеристики земельного участка" квартал Абрамцево" не может служить основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
Ни из Закона о государственном кадастре недвижимости, ни из иных федеральных законов не следует, что произвольное описание местоположение земельного участка, указанное в кадастровом паспорте. каким-то образом юридически отражает закрепленные границы населенного пункта.
Правильным является вывод суда апелляционной инстанции от 25 июня 2012 г. о том, что не соблюдена процедура включения спорного земельного участка в границы города Балашиха, установленная ст. 4.1 Федерального Закона "О введение в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г..Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании ч.18 ст.4.1 указанного Закона мог принять решение о включении земельного участка в границы населенных пунктов.
Доказательств соблюдения исполнительным органом государственной власти субъекта РФ установленной процедуры не представлено.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2009 г. по делу N А41-1783\09 установлено, что правовым актом соответствующего органа исполнительной власти Московской области до настоящего времени не включен указанный земельный участок в границы г. Балашиха.
Вопрос о вхождении спорного земельного участка в границы г. Балашиха был решен судом по делу N А41-1783\09, на что было указано Федеральным арбитражным судом Московского округа в постановлении от 26 апреля 2010 г. по настоящему делу.
Третьи лица, Администрация городского округа.Балашиха и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения были извещены, отзывы на жалобу не представили,дело рассматривается в их отсутствие в соответствие с ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2012 г. подлежит отмене, решение арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 г.оставить в силе.
Судом первой и апелляционной инстанцией установлено и из материалов дела следует, что земельный участок площадью 8,0 га, расположенный по адресу: Балашихинский район, д. Абрамцево изначально был предоставлен в пользование ЗАО" Агрофирма "Первое Мая".
Постановлением Главы Балашихинского района N 395 от 6 мая 2002 г. утвержден акт выбора земельного участка площадью 8.0 га(земли сельскохозяйственного назначения), расположенного по адресу :Балашихинский район,д.Абрамцево, возле МКАД, под строительство спортивно-оздоровительного и выставочного комплекса.
В п.2 указанного постановления Главы Балашихинского района ходатайствовал перед Правительством Московской области об изменении целевого назначения земельного участка площадью 8,0 га, предоставленного ранее сельскохозяйственному предприятию ЗАО "Агрофирма "Первое Мая" ;об изъятии указанного земельного участка у сельскохозяйственного предприятия ЗАО" Агрофирма "Первое Мая" и предоставлением его ООО "ТурИнтел" под строительство строительно-оздоровительного и выставочного торгового комплекса(л.д.51т.1)
Постановлением Правительством Московской области N 325/15 от 27 мая 2003 г. "О предоставлении земельного участка вблизи д. Абрамцево Балашихинского района", изменено целевое назначение земельного участка площадью 83 330 кв. м. с кадастровым номером 5061560408 01:0005 из земель, находящихся в государственной собственности, вблизи д. Абрамцево Балашихинского района с "земель сельскохозяйственного назначения" в "земли населенных пунктов."
Указанным постановлением Правительства Московской области земельный участок площадью 83330 кв.м., расположенный вблизи д. Абрамцево Балашихинского района, предоставлен в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "ТурИнтэл" для размещения объектов парковой зоны, эколого-просветительского торгово-рекреационного комплекса.
Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Московской области поручено внести изменения в документы государственного земельного кадастра в порядке, установленном законодательством, Министерству имущественных отношений Московской области предписано заключить договор аренды указанного земельного участка с ООО ТурИнтэл"(л.д.52т.1)
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Московской области, Министерством имущественных отношений (арендодатель) заключен договор аренды N 01016-Z от 7 июля 2003 г. с ООО "ТурИнтэл"(арендатор) на земельный участок с кадастровым номером 50:15:040801:0005 площадью 83330 кв.м., категория -"земли поселений", в границах, указанных в кадастровом плане(приложение N 1 к договору ), расположенный вблизи д. Абрамцево, с\о Пехра-Покровский Балашихинского района Московской области.(л.д.9-15т.1)
Земельный участок передан в пользование ООО "ТурИнтэл" для размещения объектов парковой зоны, эколого-просветительского и торгово-рекреационного комплекса.(п.1.3)
Согласно пункту 2.1 договора земельный участок предоставлен в аренду сроком на 49 лет, с 01 июня 2003 года по 31 мая 2052 года.
В соответствии с п.3.1 договора арендная плата вносится арендатором в размере, порядке и на условиях, определенных в настоящем договоре.
Размер арендной платы за земельный участок определяется в приложении N 2 к настоящему договору, которое является его неотъемлемой частью.(п.3.2)
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается ежегодно с учетом изменения ставки земельного налога, площади земельного участка и вида деятельности арендатора.
Арендатор ежегодно представляет арендодателю справку о размере земельного налога.Справка должна представляться не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта об установлении(изменении) ставки земельного налога. Данная справка является неотъемлемой частью настоящего договора.
Размер арендной платы считается измененным со дня введения новой ставки земельного налога.
Договор аренды N 01016 от 7 июля зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 16.07.2003 г.
Впоследствии права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды земельного участка уступлены ООО "Экоцентр", которое, в свою очередь, уступило права аренды ООО "ИКЕА МОС" ("Торговля и Недвижимость") по договору о передаче прав и обязанностей от 02.12.2004.
Договор уступки прав зарегистрирован в установленном законом порядке. что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 623999 от 30.12.2004(т.1 л.д. 54).
25 апреля 2005 г. между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) и ООО "ИКЕА МОС" (Торговля и Недвижимость) (арендатор) подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды земельного участка от 07.07.2003 N 01016-Z (т.1 л.д.24-28).
По условиям дополнительного соглашения ООО"ИКЕА МОС" передан в аренду земельный участок площадью 83 330 кв.м., кадастровый номер 50:15:040801:0005, категория "земли поселений", в границах, указанных на плане земельного участка (приложение N 1 к настоящему договору) и установленных на местности, по адресным ориентирам :Московская область,Балашихинский район, Пехра-Покровский с\о, вблизи д. Абрамцево.
Земельный участок предоставлен для размещения арендатором объектов парковой зоны, эколого-просветительского и торгово-рекреационного комплекса.
Согласно пункту 3.1 дополнительного соглашения размер арендной платы за земельный участок на дату подписания установлен в приложении N 2 (Расчет арендной платы ), которое является неотъемлемой частью договора.(л.д.29т.1)
В приложении N 2 к дополнительному соглашению N 2 договора от 07.07.2003 N 01016-Z размер арендной платы за земельный участок определен в соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96 - ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" в редакции Закона Московской области от 21.09.2004 N 120/2004 -ОЗ,по формуле:
Ап = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где: Ап - арендная плата; Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке, Пкд - повышенный коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
C 01.01.2005 размер годовой арендной платы за земельный участок
составит 213 491, 46 рублей (т.1 л.д.29).
Размер ежеквартальной арендной платы за земельный участок в 2005
году составит 53 372, 87 рублей (т.1 л.д.29).
Пунктом 3.5 дополнительного соглашения N 2 от 25.04.2005 предусмотрено, что размер арендной платы изменяется в зависимости от изменения административно-территориального устройства Московской области, базового размера арендной платы (Аб), значений повышающего коэффициента (Пкд), коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования (Км), категории, разрешенного вида использования, а также в иных случаях, установленным законом. Размер арендной платы изменяется, и арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае изменения (введения) базового размера арендной платы, коэффициентов, полномочным органом государственной власти Московской области и органов местного самоуправления, без согласования с арендатором и без внесения изменений или дополнений в договор путем направления соответствующего уведомления арендатору.
Стороны считают размер арендной платы измененным со дня введения нового базового размера арендной платы, а также с даты принятия соответствующего распорядительного акта об изменении административно-территориального устройства Московской области, категории, разрешенного вида использования земельного участка, коэффициентов в соответствии с законодательством Московской области.
В соответствии с Законом Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" Губернатором Московской области издано постановление от 27.08.2004 г. N 180-ПГ "Об объединении некоторых населенных пунктов Балашихинского района Московской области и города Балашиха Московской области", согласно которому объединены поселок совхоза имени 1 Мая, село Щитниково, деревня Абрамцево Пехро-Покровского сельского округа Балашихинского района Московской области и город Балашиха Московской области в единый населенный пункт - город Балашиха Московской области (пункт 1 Постановления), в связи с чем подлежали исключению из учетных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области административно-территориальных и территориальных единиц Московской области поселок совхоза им. 1 Мая, село Щитниково, деревня Абрамцево Пехра-Покровского сельского округа Балашихинского района Московской области и Пехра-Покровский сельский округ Балашихинского района Московской области.(л.д.32т.1)
Постановлением Главы муниципального образования "Балашихинский район" Московской области от 27.10.2004 г.N 1524 деревне Абрамцево, объединенной с городом Балашиха, присвоено наименование "квартал Абрамцево".
Решением Совета депутатов Балашихинского района Московской области от 20.12.2005 N 8/39 "О принятии постановления "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха" и постановлением Главы Балашихинского района Московской области от 30.12.2005 N 53/39 "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха утвержден Генеральный план городского округа Балашиха (т.1 л.д.34,40).
Законом Московской области N 99\2006-ОЗ от 7 июля 2006 г. утверждены границы городского округа Балашиха в виде картографического описания, являющегося неотъемлемой частью настоящего Закона.
Согласно картографическому описанию границы городского округа Балашиха проходят,в том числе :
от точки Г общим направлением на юго- восток по северо-восточной границе 3 квартала Алексеевского лесопарка НП "Лосиный Остров", далее по северной и северо-восточной границе 4 квартала и северным границам 7 и 8 квартала Алексеевского лесопарка, далее по северной и северо-восточной границе земель закрытого акционерного общества "Агрофирма Первое Мая".
70 м на север по восточной стороне от автомобильной дороги А-103 щелковское шоссе, пересекая автомобильную дорогу А-103 Щелковское шоссе по северо-восточной границе 48 квартала Озерного лесопарка и северо-восточной границе территории бывшего поселка совхоза им Первое Мая,
По западной и северной границе территории домовладения N 2 по ул. Западной пос. Восточной и восточной границе дома N 96 бывшего села Щитниково Балашихинского района до автомобильной дороги А-103 Щелковское шоссе.
Полагая, что в соответствии с указанными ненормативными актами земельный участок с кадастровым номером 50615:04 08 016005 был включен в границы городского округа Балашиха,, в связи с чем при расчете арендной платы за пользование данным земельным участком подлежал применению базовый размер арендной платы, установленный на основании Закона Московской области N 125\2008-ОЗ от 19.09.2008 г. для городов в размере 52,93 руб.\кв.м., Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес ООО "ИКЕА МОС" (Торговля и недвижимость) соответствующее уведомление исх.N ИС-3223 от 13.03.2009 г. об изменении размера и порядка исчисления арендной платы и претензию исхN ИС-5139 от 16.04.2009 г. с требованием уплаты арендной платы за период с 01.01.2009 г. по 31.03.2009 г. в сумме 4 460 571 руб. 57 коп. и пени в размере 35 683 руб. 28 коп.(л.д.36т.1)
Отказ арендатора от погашения задолженности по договору аренды земельного участка N 01016-Z от 07.07.2003 г. в указанном размере послужил основанием для обращения Министерства имущественных отношений Московской области с настоящим иском в суд.
Арбитражный суд Московской области, повторно рассмотрев дело, выполняя указания суда кассационной инстанции,. пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии со ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование являются земельный налог(до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За земли, переданные в аренду, взимается плата.
Порядок определения размера арендной платы,порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Согласно ст.14 Закона Московской области N 23\96-ОЗ от 7 июня 1996 г. " О регулировании земельных отношений в Московской области" в редакции Законов Московской области N 125\2008-ОЗ от 19.09.2008, N 96\2009-ОЗ от 17.07.2009 г. порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена следующий:
Апл= Абх КдхПкдхКмхS,где:
Аб-базовый размер арендной платы,
Кд-коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка.
Пкд-корректирующий коэффициент,
Км-коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования,
S-площадь земельного участка.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при исчислении арендной платы ООО"ИКЕА МОС" (Торговля и Недвижимость) Министерством имущественных отношений Московской области с 16.12.2008 г.правильно применен базовый размер арендной платы, установленный на основании Закона Московской области от 19 сентября 2008 г. N 125\2008-ОЗ для городов в размере 52,93 руб.\кв. м(гр.2 приложения к Закону Московской области от 19 сентября 2008 г. N 12\2008-ОЗ)
Доводы ответчика о том, что находящейся в пользовании земельный участок площадью 83330 кв. м. вблизи д. Абрамцево Пехра-Покровский с\о не вошел в границы городского округа Балашиха,не может признан обоснованным, так как противоречит имеющимся в деле доказательствам, которым судом первой инстанции дана правильная оценка.
Согласно п.1 ст.84 Земельного Кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1)утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений.
В соответствии с Федеральным Законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный Закон "О введение в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации" включение земельных участков в границы населенных пунктов и исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Включение деревни Абрамцево Пехра-Покровского сельского округа Балашихинского района Московской области в границы населенного пункта-город Балашиха осуществлено на основании Постановления Губернатора Московской области N 180-ПГ от 27 августа 2004 г., которое не признано недействительным в установленном законом порядке.Границы городского округа Балашиха, в который включена деревня Абрамцево утверждены Законом Московской области N 99\2006-ОЗ от 7 июля 2006 г. "О городском округе Балашиха и его границе".
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что в соответствии со ст. 4.1 Федерального Закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ" О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации " спорный земельный участок до настоящего времени не включен в границы г. Балашиха в соответствии с правовым актом соответствующего органа исполнительной власти Московской области,не правомерен.
Вопрос о том, включен ли арендуемый ООО"ИКЕА МОС"(Торговля и Недвижимость") земельный участок в границы города Балашиха был предметом исследования при рассмотрении арбитражным судом Московской области дела N А41-9995/10 по заявлению ООО "ИКЕА МОС" (Торговля и Недвижимость) о признании Решения Совета депутатов городского округа Балашиха от 09.12.2008 N 55/347 "О принятии постановления "Об утверждении проекта границ города Балашихи" и Постановления Главы городского округа Балашиха от 16.12.2008 N 51/347 "Об утверждении проекта границ города Балашихи" недействующим с момента их принятия в части включения земельного участка с кадастровым номером 50:156040801:0005 в границы города Балашиха.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.04.2011 по делу N А41-9995/10 в удовлетворения заявления отказано. Суд кассационной инстанции, проверяя законность данного решения, указал в постановлении от 25 июля 2011 г. на то, что отказывая в удовлетворении заявленных требований суд правомерно исходил из того, что постановлением Губернатора Московской области от 27 августа 2004 г. N 180-ПГ "Об объединении некоторых населенных пунктов Балашихинского района Московской области и города Балашиха Московской области" поселок совхоза им.1 Мая, село Щитниково, деревня Абрамцево Пехра-Покровского сельского округа Балашихинского района Московской области и город Балашиха объединены в единый населенный пункт-город Балашиха Московской области.
В рамках рассмотрения дела N А41-9995/10 судом установлено соответствие Генерального плана городского округа Балашиха положениям статей 15, 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Соответствие генерального плана городского округа Балашиха указанным положениям законодательства было предметом рассмотрения по делу N А41-15150/09 Арбитражного суда Московской области по заявлению заместителя Прокурора Московской области к Администрации городского округа Балашиха, Совету депутатов городского округа Балашиха, Главе городского округа Балашиха о признании недействующим Генерального плана городского округа Балашиха, утвержденного решением Совета депутатов Балашихинского района от 20.12.2005 N 8/39 и постановлением Главы Балашихинского района от 30.12.2005 N 53/59 в части установления границ Национального парка "Лосиный остров".
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.12.2009 по делу N А41-15150/09 признан недействующим, утвержденный решением Совета депутатов Балашихинского района Московской области от 20.12.2005 N 8/39 "О принятии постановления "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха" и постановлением Главы Балашихинского района Московской области от 30.12. 2005 N 53/39 "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха", Генеральный план городского округа Балашиха только в части отображения границ земель особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка "Лосиный остров", информации о состоянии данной территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования, предложений по ее территориальному планированию.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2011 г. по делу N А41-9995\10(л.д.5-13т.6)Судебными актами по делу N А41-9995\10 также установлено, что арендованный ООО"ИКЕА МОС"("Торговля и недвижимость") входит в границы города Балашиха.
Указанные выводы сделаны судами на основании кадастрового плана земельного участка от 12 апреля 2006 г. N 15.1\06-1725, согласно которому местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:15604 08 01:0005-Московская область,,Балашихинский район. г. Балашиха, квартал Абрамцево.
Согласно справке Управления Федерального агентства кадастра объект ов недвижимости по Московской области от 22 марта 2009 г. N 1025-12\610 адрес земельного участка Балашихинский район,с. о Пехра-Покровский, вблизи д. Абрамцево изменен на основании справки о местоположении объекта недвижимости от 5 апреля 2006 г. на адрес: г. Балашиха, квартал Абрамцево.(л.д.39т.1)
В соответствии с ч.2 ст. 69 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Неправомерным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что истцом не представлены доказательства соблюдения требования законодательства о согласовании существенного условия договора -размера арендной платы и государственной регистрации изменений в договор.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным изменение арендной платы путем направления уведомления ответчика без соответствующего внесения изменений в договор аренды.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что согласно п.3.5 дополнительного соглашения N 2 от 25 апреля 2005 г. к договору аренды размер арендной платы изменяется в зависимости от изменения административно-территориального устройства Московской области, базового размера арендной платы(Аб),значений повышающего коэффициента, коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования, категории, разрешенного вида использования. Размер арендной платы изменяется и арендная плата подлежит уплате в указанных случаях без внесения изменений или дополнений в договор аренды путем направления соответствующего уведомления арендатору.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404\09 и от 05.07.2011N 1709\11 изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующим органом нормативного акта не является изменением условий договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 ст. 614 Гражданского Кодекса РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Согласно п.3 ст. 65 Земельного Кодекса РФ стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен. Органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
Таким образом, ООО "ИКЕА МОС" ("Торговля и недвижимость") обязан с 16.12.2008 применять базовый размер арендной платы (Аб), установленный на основании Закона Московской области от 19.09.2008 N 126/2008-ОЗ для городов в размере 52,93руб./кв.м (гр. 2 приложения к Закону Московской области от 19 сентября 2008 года N 126/2008-ОЗ).
Судом первой инстанции дана оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 176,284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации постановил:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня.2012 г. по делу N А41-16936/09 отменить, решение арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 г. оставить в силе.
Взыскать с ООО "ИКЕА МОС" в доход бюджета госпошлину в размере 2000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий судья |
Н.С.Чучунова |
Судьи |
О.И.Русакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.