г. Москва |
|
06 ноября 2012 г. |
Дело N А41-37643/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Зверевой Е.А., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя ТУ Росимущества в Московской области: Рамазанов А.Р., дов. от 29.08.2012 N ИИ/08-8199/д (полномочия в соотв. с ч. 2 ст. 62 АПК РФ)
от ответчика Администрации Можайского муниципального района Московской области: Солдатенков В.В., дов. от 14.12.2011 N 2435 (полномочия в соотв. с ч. 2 ст. 62 АПК РФ)
от ответчика Можайского районного потребительского общества (РАЙПО): Гришутин Н.И., дов. от 22.07.2011 N 4-2768 (50АА0598626) (полномочия в соотв. с ч. 2 ст. 62 АПК РФ)
от ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации Можайского муниципального района: Петренко М.В., дов. от 23.01.2012 N 33 (полномочия в соотв. с ч. 2 ст. 62 АПК РФ)
от третьего лица ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей заповедник": неявка, извещено
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: неявка, извещено
от третьего лица Министерства культуры Российской Федерации: Рысева Е.В., дов. от 03.09.2012 N 105-43 "Д" (полномочия в соотв. с ч. 2 ст. 62 АПК РФ)
рассмотрев 30.10.2012 в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Администрации Можайского муниципального района Московской области
на постановление от 05.07.2012
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кручининой Н.А., Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
к Администрации Можайского муниципального района Московской области, Можайскому районное потребительское общество (РАЙПО), Комитету по управлению имуществом Администрации Можайского муниципального района,
третьи лица: ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей заповедник", Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Московской области, Министерство культуры Российской Федерации,
о признании незаконным постановления Главы Можайского муниципального района Московской области и признании незаконным договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом изменений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2011), к Администрации Можайского муниципального района Московской области, Можайскому районному потребительскому обществу (далее - Можайское РАЙПО), Комитету по управлению имуществом Администрации Можайского муниципального района о признании незаконным постановления Главы Можайского муниципального района Московской области от 06.05.2009 N 598-П "О предоставлении в собственность Можайскому районному потребительскому обществу за плату земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0030323:13" и признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0030323:13 от 28.05.2009, заключенный между Можайским районным потребительским обществом и Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник", Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и Министерство культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 суд перешел к рассмотрению дела N А41-37643/11 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для арбитражного суда первой инстанции, поскольку установил, что суд первой инстанции рассмотрел заявление ТУ Росимущества в Московской области без учета заявленного им требования о признании незаконным договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0030323:13 от 28.05.2009, заключенного между Можайским районным потребительским обществом и Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района Московской области (с учетом последнего уточнения заявленных требований).
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции было удовлетворено ходатайство "об уточнении" исковых требований, согласно которому истец просит:
- признать незаконным постановление Главы Можайского муниципального района Московской области от 06.05.2009 N 598-П "О предоставлении в собственность Можайскому районному потребительскому обществу за плату земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0030323:13";
- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0030323:13 от 28.05.2009, заключенный между Можайским районным потребительским обществом и Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района Московской области;
- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0030323:13.
Таким образом, апелляционным судом было принято дополнительное требование.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2012 отменено, заявленные требования удовлетворены частично - суд апелляционной инстанции признал недействительным договор купли-продажи от 28.05.2009, заключенный между Можайским РАЙПО и Можайским муниципальным районом Московской области в лице Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м с кадастровым номером 50:18:0030323:13; а также признал право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м с кадастровым номером 50:18:0030323:13. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик - Администрация Можайского муниципального района Московской области, обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление в части признания недействительным договора купли-продажи от 28.05.2009 земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м с кадастровым номером 50:18:0030323:13, признания права собственности Российской Федерации на участок, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, отказав ТУ Росимущества в Московской области в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы и требования кассационной жалобы; представители истца и третьего лица - Министерства культуры Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства третьи лица - ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей заповедник" и Управление Росреестра по Московской области явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, отзывы не представили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о принятии кассационной жалобы Администрации Можайского муниципального района Московской области к производству, о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статей 284, 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным судом обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 подлежит отмене в части удовлетворения иска, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Положением ТУ Росимущества в Московской области, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 66, Управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и имуществом, составляющим казну Российской Федерации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на тот факт, что спорный земельный участок входит в состав территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, являющегося федеральной собственностью, в связи с чем правом распоряжения спорным земельным участком обладает исключительно лицо, осуществляющее полномочия собственника - Росимущество, которое согласия н выкуп земельного участка не давало.
Суд апелляционной инстанции указал следующее.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 Бородинское поле и памятники на нем включены в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.1961 N 683 Бородинское поле объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея.
Решением исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся от 03.05.1972 N 480/11 утверждены и словесно описаны границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, земли в границах Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника являются особо охраняемой территорией, утверждены и словесно описаны границы территории охранной зоны Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника площадью 645 кв. км и режим содержания, территория населенных пунктов в существующих границах, а также территории утраченных деревень отнесены к зоне регулирования застройки с установленным режимом содержания.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.1993 N 1266 "О неотложных мерах по сохранению Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника", памятники истории и культуры, находящиеся на Бородинском поле, переданы в оперативное управление Государственному Бородинскому военно-историческому музею-заповеднику. Министерству культуры Российской Федерации поручено определить границы территории музея-заповедника и установить режим содержания и использования памятников истории и культуры.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.05.1994 N 701-р, также установлены и словесно описаны границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, согласно которому площадь территории Государственного Бородинского военно-исторического музея заповедника, установленная распоряжением Правительства Российской Федерации, составила 109,7 кв. км.
Указом Президента Российской Федерации от 24.01.1995 N 64 Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры) включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено принять необходимые меры по обеспечению деятельности музея-заповедника в соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487, согласно пункту 6 которого внесенные в Государственный свод особо ценные объекты являются исключительно федеральной собственностью, изменение их формы собственности и перепрофилирование не допускается.
Имущество, здания и сооружения организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам, находятся в их оперативном управлении.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 N 4-р Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник включен в перечень федеральных государственных музеев.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 99 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие 29.10.2001, объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры) отнесены к землям историко-культурного назначения. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", вступившего в действие 29.06.2002, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий, выявленных объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения. Согласно статья 9 указанного закона к полномочиям федеральных органов государственной власти, в том числе, относятся сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения.
Правительство Московской области своим постановлением от 30.09.2004 N 596/38 включило памятники археологии, архитектуры и монументального зодчества Бородинского поля в Перечень объектов исторического и культурного значения, являющихся национальным достоянием, на которые создается областной страховой фонд документации.
Законом Московской области от 23.03.2005 N 2/133-П в территорию Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника вошли два сельских поселения (Борисовское и Бородинское) муниципального образования "Можайский район Московской области".
Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" внесены изменения в Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с которыми с 01.01.2008 государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, отнесена к компетенции федеральных органов государственной власти, а государственная охрана остальных объектов культурного наследия федерального значения отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территорией музея-заповедника являются земельные участки, которые предоставлены последнему в установленном порядке с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями и иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.
Историко-культурным заповедникам федерального значения, т.е. имеющим особое значение для истории и культуры Российской Федерации, присваивается статус особо охраняемых территорий.
Из содержания статей 58, 59, 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" граница историко-культурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница (в отношении историко-культурного заповедника федерального значения - федеральным органом охраны объектов культурного наследия).
Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается данный заповедник.
В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих собой историко-культурную ценность или имеющих природоохранное, рекреационное или оздоровительное значение, в историческом поселении градостроительная деятельность подлежит особому регулированию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами и законодательством субъектов Российской Федерации.
Земли в границах установленных территорий государственных музеев-заповедников относятся к землям историко-культурного назначения и находятся в ограниченном гражданском обороте в соответствии с нормами земельного законодательства в целях сохранения культурного и природного наследия (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 57 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (статья 9).
В силу положений статей 9.1, 33, 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ограничения на использование земельных участков, находящихся в зонах охраны объекта культурного наследия.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что территория д. /с./п. Бородино является составной частью территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и на нее распространяется правовой статус объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и особо ценного объекта культурного значения со ссылкой на то, что доказательств обратного не представлено.
Апелляционным судом также установлено, что согласно постановлению главы Администрации Бородинского сельского совета Можайского района Московской области от 23.10.1995 N 200 "О закреплении за Куракинским сельпо земельной площади в пользовании" Куракинскому сельпо Можайского района было выдано свидетельство о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования от 01.11.1995 N 22985, в том числе о предоставлении земельного участка в д. Бородино площадью 0,5 га.
Согласно постановлению Главы Можайского Района Московской области от 25.11.2003 N 1863-П "Об утверждении отведенных в натуре границ земельных участков Можайскому Районному Потребительскому обществу" по результатам рассмотрения материалов по отводу земельных участков в натуре Можайскому РАЙПО и в соответствии со статьями 31, 31 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены в натуре границы земельных участков общей площадью 18393 кв. м, в том числе площадью 1028 кв. м под магазин в д. Бородино.
Согласно постановлению главы Администрации Можайского района Московской области от 25.11.2003 N 1863-П на праве пользования в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставлении земельных участков для строительства, предоставлен земельный участок площадью 1028 кв. м в д. Бородино на праве пользования.
Апелляционным судом сделан вывод о том, что после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации Можайскому РАЙПО земельный участок не мог быть предоставлен в пользование в силу статьи 20 названного Кодекса.
Апелляционный суд указал, что доказательств того, что Можайскому РАЙПО принадлежал земельный участок в д. Бородино площадью 1028 кв. м под размещение магазина на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в законную силу Земельного кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Однако, данный вывод не соответствует выводу того же суда о том, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.04.2002 серия АГ N 715188, Можайское РАЙПО является собственником магазина с пристройкой, общая площадь 396,10 кв. м, инв. N 3749, лит. А, А1, адрес объекта: Московская область, Можайский район, Бородинский с.о., с. Бородино, номер объекта: 50:18:12:00883:001, что также подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.09.2008 N 18/12/2008-126, а согласно инвентаризационной карточке, магазин инв. N 3749 площадью 396,1 кв. м был построен в 1958 году и расположен у дороги между двумя жилыми домами, что подтверждается планом земельного участка.
В связи с поступившим 22.08.2008 от ответчика - Можайского РАЙПО, заявления о предоставлении в собственность застроенного земельного участка с кадастровым номером 50:18:0030323:13, постановлением Главы Можайского муниципального района Московской области от 06.05.2009 N 598-П "О предоставлении в собственность за плату земельного участка", Можайскому РАЙПО предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, д. Бородино, площадью 1028 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0030323:13, под магазин как собственнику объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.04.2002 серии 50 АГ N 715188.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на часть 1 статьи 65, статью 198, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что Администрации Можайского муниципального района Московской области не представлено доказательств законности и обоснованности действий при принятии оспариваемого ненормативного акта по продаже участка, поскольку не представлено доказательств наличия полномочий по распоряжению спорным земельным участком.
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обжалования ненормативного акта, явился самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, в связи с чем в признании постановления Главы муниципального района недействительным отказано.
Однако суд апелляционной инстанции, установив, что спорный земельный участок входит в состав территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника включенного в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и являющегося особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от 20.02.1995 N 176 и от 24.01.1995 N 64, признал заключенный ответчиками на основании постановления договор купли-продажи земельного участка недействительным.
Апелляционный суд сослался на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Однако установление границ Бородинского музея само по себе не является основанием отнесения земельных участков и земель, вошедших в такие границы, к федеральной собственности, а влечет соответствующие ограничения их использования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
Апелляционный суд пришел к неправомерному выводу о том, что территория музея заповедника площадью 109,7 кв. км является единым земельным участком и может рассматриваться как объект гражданских прав. Данная территория включает в себя различные категории земель.
Апелляционный суд не учел, что в соответствии со статьями 5, 6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня его официального опубликования ранее изданные законодательные и нормативные правовые акты применяются только в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3.1 вышеуказанного закона земли поселений относятся к неразграниченной собственности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 вышеназванного Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участниками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федерального закона об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности не принято. Таким образом, право распоряжения не разграниченным земельным участком принадлежит органу местного самоуправления.
Апелляционный суд установил, что на спорном земельном участке находится здание магазина, расположенного в границах населенного пункта между двумя жилыми домами. Нахождения объектов историко-культурного назначения, подлежащих охране, на спорном земельном участке не установлено.
Кроме того, в соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику недвижимости, расположенному на земельном участке, передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Таким образом, собственник магазина, который расположен на спорном земельном участке, вправе пользоваться и владеть земельным участком, на котором расположен магазин, и также выкупить его в соответствии с действующим законодательством, а надлежащим продавцом в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является муниципальный орган управления.
Вывод апелляционного суда о недействительности договора купли-продажи земельного участка противоречит также правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участка, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Кодексом, в т.ч. имеют право на приобретение этого земельного участка в собственность.
Кроме того, в соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Апелляционным судом установлено, что земельным участком владеет магазин, расположенный на нем, однако сделан вывод, не соответствующий установленным обстоятельствам, о том, что Российская Федерация владеет спорным участком, поскольку владеет Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником.
В соответствии с пунктом 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с иском о признании права собственности на недвижимое имущество вправе обратиться лицо, владеющее недвижимым имуществом, право на которое зарегистрировано за другим лицом. Таким образом, требование о признании права собственности на земельный участок является ненадлежащим способом защиты, так как не может восстановить прав истца, поскольку земельный участок занят недвижимым имуществом ответчика.
На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что судебный акт в части удовлетворения иска подлежит отмене, поскольку апелляционным судом установлены все обстоятельств спора и дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам, но неправильно применены нормы права.
Суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить судебный акт в обжалуемой части - отметить постановление в части признания недействительным договора купли-продажи от 28.05.2009 земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0030323:13, заключенный между Можайским РАЙПО и Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района Московской области, а также в части признания права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, п. Бородино, площадью 1028 кв. м, с кадастровым номером 50:18:0030323:13.
В остальной части судебный акт не обжаловался и изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 05.07.2012 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-37643/11 в части удовлетворения иска отменить.
В указанной части в иске отказать.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участка, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Кодексом, в т.ч. имеют право на приобретение этого земельного участка в собственность.
Кроме того, в соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
...
В соответствии с пунктом 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с иском о признании права собственности на недвижимое имущество вправе обратиться лицо, владеющее недвижимым имуществом, право на которое зарегистрировано за другим лицом. Таким образом, требование о признании права собственности на земельный участок является ненадлежащим способом защиты, так как не может восстановить прав истца, поскольку земельный участок занят недвижимым имуществом ответчика."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 ноября 2012 г. N Ф05-10427/12 по делу N А41-37643/2011