г. Москва |
|
09 ноября 2012 г. |
Дело N А40-20534/12-139-188 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.
судей: Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "Центр аттестации рабочих мест" (г. Ижевск, ОГРН 1041800252471): Горшунова А.П. - дов. от 27.02.2012 г.
от заинтересованного лица - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1047796261424): Гарифуллин Г.Ф. - дов. от 18.07.2012 г. N Д-19-8, Рыжиков М.А. - дов. от 11.10.2012 г. N Д-19-20
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике (г. Ижевск, ОГРН в материалах дела не содержится): Шувалова В.А. - дов. от 25.04.2012 б/н,
рассмотрев 01 ноября 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центр аттестации рабочих мест" (заявитель)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 04 мая 2012 года,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 26 июля 2012 года,
принятое судьями Свиридовым В.А., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Центр аттестации рабочих мест"
о признании незаконным решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, оформленного письмом от 13.12.2011 N 22-3/10/2-1253Б; обязать названное министерство включить заявителя в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Центр аттестации рабочих мест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство) об исключении общества из Реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, выраженное в письме от 13.12.2011 г. N 22-3/10/2-1253Б; обязать Министерство включить общество в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2012 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Полагает принятые судебные акты незаконными и не основанными на нормах действующего законодательства.
Представители Министерства и третьего лица, участвующего в деле - Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике против доводов жалобы возражали. Считают принятые по делу судебные акты законными и вынесенными с правильным применением норм действующего законодательства. От третьего лица в материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с изложенной подателем жалобы позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам совещания по вопросу "О контроле за обеспечением безопасности при проведении горных работ на угольных предприятиях" от 03.03.2011 г. N ВП-П9-1352 Министерство письмом от 05.04.2011 г. N 22-3-1131 поручило Роструду провести соответствующие проверки в аттестующих организациях.
11 ноября 2011 г. Роструд направил в адрес Министерства отчет от 07.11.2011 г. N 982-ПР со справкой о результатах проведения проверок организаций, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда по состоянию на 7 ноября 2011 года.
Из данной справки следует, что при проведении проверки в отношении общества установлены следующие нарушения: отсутствие приборов для измерения электромагнитного излучения радиочастотного диапазона и лазерного излучения, отсутствие химико-аналитической (мокрой) лаборатории.
По результатам представленных сведений, Министерство 13.12.2011 г. приняло решение N 22-3/10/2-12536 об исключении общества из Реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Посчитав принятое решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно части 3 статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, а перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
На основании Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, оно наделено полномочиями по утверждению перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
В силу своих полномочий Министерство 01.04.2010 г. издало приказ N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги области охраны труда", зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.06.2010 г. за N 17648.
Согласно пункту 7 Правил, организация, предполагающая осуществление функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда указывает: сведения об аккредитованной испытательной лаборатории аттестующей организации, осуществляющей измерительные и оценочные работы, предусмотренные действующим порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, включая инструментальную оценку физических, химических производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, оснащенной аттестованным испытательным оборудованием и поверенными средствами измерений, включая оборудование и средства измерения, предназначенные для измерения физических факторов (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, электромагнитные поля и излучения, ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук воздушный, инфразвук, вибрация (локальная, общая), аэрозоли (пыли), освещение) и химических факторов (химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа).
Как правильно отмечено судами, организации, осуществляющие функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, должны обладать соответствующей химической лабораторией для проведения проверки рабочих мест на их соответствие требованиям охраны труда.
Отсутствие соответствующей лаборатории свидетельствует о невозможности организации проводить аттестацию рабочих мест, и такие организации подлежат исключению из Реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что у общества соответствующая требованиям действующего законодательства лаборатория отсутствовала.
В поданной жалобе общество ссылается на то, что у него имеются договора с третьими лицами на проведение испытаний, невозможность проведения которых выявлена Рострудом.
Между тем, из требований действующего законодательства следует, что соответствующие лаборатории должны находиться непосредственно у организации. Наличие таких лабораторий у третьих лиц не может являться свидетельством проведения конкретных испытаний организацией, аттестующей рабочие места.
Общество также указывает на то, что 17.04.2012 г. экспертной организацией "СОДЕЙСТВИЕ" была проведена проверка измерительной лаборатории в порядке инспекционного контроля и установлен факт ее соответствия требованиям действующего законодательства, что также свидетельствует, по его мнению, о незаконности решения Министерства.
Как правильно отмечено судами, то обстоятельство, что общество соответствует требованиям законодательства в сфере проведения проверок рабочих мест в 2012 г., еще не свидетельствует о том, что оно соответствовало предъявляемым требованиям в 2011 г., то есть на момент проведения Рострудом проверки и не может подтверждать незаконность принятого Министерством решения.
В случае соответствия предъявляемым законом требованиям, общество не лишено возможности обратиться в установленном порядке в компетентный орган для включения его в Реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителями установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2012 года по делу N А40-20534/12-139-188 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Центр аттестации рабочих мест" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.