г. Москва |
|
06 ноября 2012 г. |
Дело N А40-13449/12-104-120 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Л.А. Мойсеевой,
судей И.В. Чалбышевой, Т.В.Федосеевой,
при участии в заседании:
от истца - Д.В.Балашов, доверенность от 15 февраля 2012 года
от ответчика - не явился, извещен
рассмотрев 29 октября 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации Гимназия "Эллада" во имя святых Кирилла и Мефодия
на решение от 10 мая 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Н.О. Хвостовой
на постановление от 12 июля 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Л.А. Яремчук, И.Н. Баниным, В.И. Катуновым
по иску автономной некоммерческой организации Гимназия "Эллада" во имя святых Кирилла и Мефодия (г.Москва, ОГРН:1037739326118)
к Департаменту образования города Москвы (г.Москва, ОГРН: 1027700386625)
о взыскании 10 117 315 руб. 47 коп.
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация Гимназия "Эллада" во имя святых Кирилла и Мефодия обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту образования города Москвы о взыскании суммы недофинансирования за 2010 г. в сумме 10 117 315 руб. 47 коп.
Решением суда первой инстанции от 10 мая 2012 г., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12 июля 2012 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что с 01 января 2005 года федеральным законодательством не предусмотрено финансирование негосударственных образовательных учреждений за счет бюджетных средств и финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, поскольку Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормы п. 4 ст. 5 и п. 7 ст. 41 Закона N 3266-1 признаны утратившими силу с 01 января 2005 года.
Учитывая положения пункта 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о правомерном перечислении истцу общей суммы денежных средств, по заключенным между истцом и Южным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы договорам на получение субсидий из бюджета города Москвы от 18 января 2010 года N 13 и 01 июля 2010 года N 32 в 2010 году в размере 8 976 472 руб. 53 коп. Таким образом, Южное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы исполнило бюджет города Москвы по расходам и в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве получателя бюджетных средств приняло бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
С кассационной жалобой обратился истец, который просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылается на нарушение судом норм процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам и на неправильное применение судом норм материального права. Истец, ссылаясь на подпункты 1-3 статьи 22 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 года "О развитии образования в городе Москве", пункт 3 статьи 3 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве" и Приложением N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 03 ноября 2009 года N 1208-ПП, указывает на обязанность финансирования АНО Гимназия "Эллада" за счет средств бюджета города Москвы с момента государственной аккредитации негосударственной образовательной организации и реализации основных общеобразовательных программ, из расчета 120 339 руб. в год на одного обучающегося. В 2010 году АНО Гимназия "Эллада" произвела обучение 159 воспитанников (среднее число за месяц), что подтверждено классными журналами, в связи с чем финансирование гимназии производилось без учета установленного законом норматива. В связи с этим на основании статьи 293 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит выплате компенсация получателю бюджетных средств в размере недофинансирования.
Истец также указывает, что суд на основании неправильного применения п.4 ст. 5 и п. 7 ст. 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" пришел к выводу об отмене с 01 января 2005 года финансирования негосударственных образовательных учреждений за счет бюджетных средств. Однако суд не учел разграничение полномочий по установлению и исполнению расходных обязательств бюджетов разных уровней в соответствии с положением пункта 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и то, что финансовые требования заявлены не к федеральному бюджету, а к бюджету субъекта Российской Федерации - городу Москве. Также, по мнению истца, невыполнение ответчиком предусмотренной законом обязанности по финансированию гимназии является незаконным бездействием, причинившим истцу вред, подлежащий возмещению на основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца изложил те же доводы, что и в жалобе, представитель ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, участия в рассмотрении кассационной жлобы не принял. Отзыв не представлен.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Кассационная инстанция полагает, что суд не установил характер правоотношений сторон, не проверил доводы истца применительно к определенным правоотношениям, а также, как следствие, не определил, какие нормы процессуального и материального права должны быть применены к данным правоотношениям. Отказывая в иске, суд не установил судьбу неполученных истцом денежных средств, что, по мнению кассационной инстанции, следовало установить, если суд отказал в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах дело подлежит передаче на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При новом рассмотрении суду следует проверить все доводы обеих сторон, в том числе, ответчика, и разрешить спор соответствии с положениями статей 71, 168, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10 мая 2012 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 12 июля 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-13449/12-104-120 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Л.А. Мойсеева |
Судьи |
И.В.Чалбышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.