г. Москва |
|
21 ноября 2012 г. |
Дело N А40-53976/12-85-36 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2012г.
Полный текст постановления изготовлен 21.11.2012г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Зверевой Е.А., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца - Абрамова О.С., доверенность б/номера от 01.03.2012 года;
от ответчика - Приходько М.В., доверенность б/номера от 31.12.2012 года;
от третьего лица - Мишина Н.В., доверенность N Д-11/8019 от 30.12.2011 года,
рассмотрев 14.11.2012 в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение от 31 мая 2012 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Беловой А.Р.,
на постановление от 16.08.2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Векличем Б.С., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.,
по заявлению ООО "МАКОНДР" (ОГРН 1027739455259, 107014, г. Москва, ул. Стромынка, 11, 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании зарегистрировать переход права собственности на недвижимое имущество,
третье лицо: Департамент имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МАКОНДР" обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) о признании отказа в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, Стромынский пер., д. 4, оформленного письмом Управления Росреестра по Москве от 16 января 2012 года N 03/005/2011-810 незаконным; а также об обязании Управления Росреестра по Москве зарегистрировать переход права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, Стромынский пер., д.4, общей площадью 32,1 кв. метра (этаж 2, помещение V, комнаты 28,28а,28б,28в,29,29а,29б). К участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Департамент имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
На принятые судебные акты от Управления Росреестра по г. Москве поступила кассационная жалоба, в которой заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, а также на неприменение судами законов, подлежащих применению, на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просил принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции заявитель поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представители истца и третьего лица против доводов кассационной жалобы возражали, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между Департаментом имущества города Москвы и ООО "МАКОНДР" 13.01.2003 был заключен договор на аренду нежилого помещения N 04-21/2003, находящегося в собственности города Москвы, расположенного по адресу: г. Москва, Стромынский пер., д. 4/1, стр. 3, с дополнительными соглашениями от 13.01.2003, от 08.12.2004.
ООО "МАКОНДР", являясь субъектом малого предпринимательства, обратилось в Департамент имущества г. Москвы с письмом от 05.08.2008 N 5 по вопросу выкупа арендуемых ООО "МАКОНДР" нежилых помещений, в том числе нежилого помещения, арендуемого на основании договора от 13.01.2003 N 04-21/2003, расположенного по адресу: г. Москва, Стромынский пер., д. 4/1, стр. 3. Письмом от 16.10.2008 N 08/31491 Департамент имущества указал на то, что положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, определяющие порядок и условия выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, а также в обязанности органов государственной власти при реализации преимущественного права выкупа установлены статьей 9 указанного Закона и вступают в силу с 01.01.2009, в связи с чем рассмотреть обращение о выкупе нежилых помещений в настоящее время не представляется возможным. Заявитель повторно обратился в Департамент имущества г. Москвы с письмом по вопросу о выкупе помещений, в связи с чем Департаментом имущества города Москвы издано распоряжение от 09.08.2011 N 1910-р, в соответствии с которым принято решение приватизировать нежилое помещение по адресу: г. Москва, Стромынский пер., д. 4 общей площадью 32,1 кв. м (этаж 2, помещение V, комнаты 28, 28а, 28б, 29, 29б), запись о государственной регистрации права собственности города Москвы от 04.04.2007 N 77-77-03/023/2007-155, свидетельство 77 АД N 284735, выдано Управлением Федеральной регистрационной службой по Москве от 04.05.2007, путем предоставления ООО "МАКОНДР" преимущественного права выкупа указанного имущества, предоставив рассрочку по оплате сроком на 1 год. Стоимость выкупаемого нежилого помещения установлена в размере 2.200.000 руб. Данным распоряжением Управлению казны было предписано обеспечить заключение договора купли-продажи на нежилое помещение с ООО "МАКОНДР" в установленном порядке. Управлению по работе с недвижимостью в ВАО предписано внести соответствующие изменения в учетные данные реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
В соответствии с распоряжением Департамента имущества города Москвы от 15.08.2011 N 1935-р внесены изменения в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно приложению к данному распоряжению, объект недвижимости по адресу: г. Москва, Стромынский пер., д. 4, общей площадью 32,1 кв.м., был исключен из перечня.
19.08.2011 между Департаментом имущества города Москвы и ООО "МАКОНДР" был заключен договор купли-продажи недвижимости (нежилого помещения) N 10-4, в соответствии с п. 1.1 которого Продавец обязуется передать в собственность Покупателя объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, Стромынский пер., д. 4, общей площадью 32,1 кв.м. (этаж 2, помещение V, комнаты 28, 28а, 28б, 28в, 29, 29а, 29б), согласно кадастровому паспорту помещения инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1441/6 (02115230:0006), выданному ГУП МосгорБТИ (Восточное ТБТИ), а Покупатель принять и оплатить это имущество.
25.10.2011 ООО "МАКОНДР" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии письмом от 27.10.2011 N 03/005/2011-810 приостановило государственную регистрацию, указав на необходимость предоставления заявителем дополнительных документов, необходимых для проведения государственной регистрации. Данные обстоятельства были устранены заявителем, что подтверждается, в том числе распискам от 24.11.2011, 16.12.2011, замечания под пунктами 1,4,5 заявителем были устранены. Однако письмом от 16.01.2012 N 03/005/2011-810 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отказало ООО "МАКОНДР" в регистрации договора купли-продажи помещения и переходе права собственности. При этом в обоснование отказа регистрирующий орган указал, что из содержания договора, распоряжения ДИГМ и иных документов не представляется возможным определить на основании какого акта субъекта или на основании какого органа власти реализуется преимущественное право выкупа. Также указано на то, что исключение субъекта из списка малого и среднего предпринимательства само по себе не является соблюдением требований Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кроме того, отсутствуют правоустанавливающие документы, свидетельствующие о соответствии покупателя легальным критериям субъекта малого и среднего предпринимательства, а также отсутствует отчет оценки ООО "Оценки "Аверс". С данным отказом общество не согласилось и обратилось с требованиями о признании его незаконным в арбитражный суд, которые были удовлетворены, что подтверждается решением и постановлением по делу, с которыми согласна и кассационная коллегия.
Согласно с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним",не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним",в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. На основании ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий требованиям, установленным статьей 3 этого Федерального закона, получил возможность с 01.01.2009 по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. При этом ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрено, что к условиям реализации субъектом малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности отнесены следующие обстоятельства:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", утверждать названные в пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечни имущества вправе федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. При этом государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (часть 4.2 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ) (данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.12.2011 N 9646/11 по делу N А40-97868/10-21-538).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован 25.07.2008.
Вместе с тем, как установлено судом, арендуемое ООО "МАКОНДР" нежилое помещение было включено в Перечень 16.12.2008, то есть после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда о том, что поскольку ООО "МАКОНДР" соответствовало всем условиям ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", кроме условия о том, что объект не должен быть включен в Перечень, которое фактически направлено на ограничение прав Общества, то у Департамента имущества города Москвы, как собственника спорного имущества, имелись основания для заключения с ним договора купли продажи арендуемого объекта недвижимости вне зависимости от того, включен был объект в Перечень или нет, а выпуск Департаментом имущества города Москвы распоряжения от 15.08.2011 N 1935-р об исключении указанного объекта из Перечня позже распоряжения от 09.08.2011 N 1910-р о приватизации указанного объекта не может свидетельствовать о ничтожности договора купли-продажи, так как само по себе наличие объекта в Перечне не является препятствием для осуществления заявителем права на выкуп объекта недвижимости, в связи с чем доводы в жалобе заявителя об обратном коллегия находит несостоятельными.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 мая 2012 г. и постановление от 16 августа 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-53976/12-85-36 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.