г. Москва |
|
16 января 2013 г. |
Дело N А40-2596/12-135-38 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Ворониной Е. Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Компания "ЛИГА+" - Получанская Е.Е. - дов. от 09.04.2012 г. N 102
от ответчика Департамент земельных ресурсов г. Москвы - Важина А.Н. - дов. от 24.12.2012 г. N 33-и-7682/12
рассмотрев 15 января 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы
на решение от 18 июня 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление от 07 сентября 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е., Кольцовой Н.Н.,
по заявлению ООО "Компания "ЛИГА+" (ОГРН: 1027700019500)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка
УСТАНОВИЛ:
ООО "Компания "ЛИГА+" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконным отказа от 14.11.2011 г. в оформлении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, вл. 31, стр.4, кадастровый номер 77:01:0004009:58; обязании принять решение о предоставлении в собственность и направлении проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2012 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2012 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества против доводов жалобы возражал, указав на законность вынесенных судебных актов. В материалы дела представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражается несогласие с изложенной Департаментом позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество 03.11.2011 г. обратилось в службу "одного окна" Департамента с заявлением об оформлении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, вл. 31, стр.4, кадастровый номер 77:01:0004009:58.
Письмом от 14.11.2011 г. N 33-5ТО-2204/11-(0) 1 Департамент сообщил об отказе в оформлении земельного участка, указав на то, что данный земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, однако, часть здания, расположенного на нем, выходит за границы сформированного участка, в связи с чем Департаментом оформлено распоряжение N 4702 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004009:58".
Посчитав бездействие Департамента незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 6 данной нормы установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Отказ в предоставлении в собственность земельных участков не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права N 77 АБ 560252 от 19.12.2003 г. общество владеет на праве собственности зданием, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, вл. 31, стр.4.
Обращаясь в "службу одного окна" Департамента общество приложило полный комплект документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 года N 475.
Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, Департамент указал на то, что в соответствии с предоставленным кадастровым паспортом земельного участка, в нем не отражены сведения, касающиеся изменения в части границ данного участка.
Между тем, судами установлено, что согласно пункту 4.4. заключенного между Департаментом и обществом договора аренды, последний обязался в соответствии с техническим заданием Департамента выполнить специальные геодезические работы по выносу границ земельного участка на местности и представить отчет по выполнению указанных работ.
С целью исполнения взятых на себя обязательств, общество заключило 25.07.2011 г. с ООО "ГеоСтрой" договор на выполнение геодезических работ. Результаты выполненных работ были направлены в Департамент 27.09.2011 г., что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации и контроля службы "одного окна". В топографо-геодезических работах была указана новая площадь участка под зданием -0,0327 га.
Между тем, 18.10.2011 г. Заместителем руководителя Департамента было издано Распоряжение N 4702 об уточнении границ земельного участка, арендуемого обществом. К данному Распоряжению приложена Схема расположения земельного участка, на которой отражен уточненный размер площади земельного участка.
Как правильно отметили суды, Департамент по состоянию на 27.09.2011 г. располагал информацией о новой площади земельного участка, а следовательно мог рассчитать кадастровую стоимость данного участка, определив его выкупную цену и заключить с обществом договор купли продажи.
В то же время данные действия Департаментом сделаны не были.
Таким образом, как правильно отмечено судами, Департамент незаконно отказал обществу в оформлении договора купли-продажи земельного участка.
Кроме того, Департамент затребовал от общества предоставление документов, не предусмотренных Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 года N 475.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2012 года по делу N А40-2596/12-135-38 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.