г. Москва |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А40-58068/12-149-545 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Администрации городского округа Электрогорск Московской области Тепловой О.С. по доверенности от 14 января 2013 года N 06
от ответчика Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Абдуллаева А.Г. по доверенности от 08 августа 2012 года N 41
рассмотрев 24 января 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Администрации городского округа Электрогорск Московской области
на решение от 18 июля 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузиным М.М.
на постановление от 09 октября 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Пронниковой Е.В., Якутовым Э.В.
по делу N А40-58068/12-149-545
по заявлению Администрации городского округа Электрогорск Московской области
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Электрогорск Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу) от 18 января 2012 года N 13-36/31.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 июля 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2012 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Администрацией в декабре 2010 года было вынесено распоряжение об определении мест складирования снега и растительного мусора.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что 10 января 2012 года по адресу: Московская область, г. Электрогорск, территория городского округа в районе ул. Буденного, вблизи ООО "Элинком" и МУП "Коммунальник" проведена проверка на основании приказа начальника Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному окру от 19 декабря 2011 года N 3701-пр о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, с целью проверки выполнения предписания об устранении нарушений требований природоохранного законодательства и охраны окружающей среды от 28 сентября 2011 года N 13-36/1168 Администрацией.
В соответствии с данным предписанием от 28 сентября 2011 года N 13-36/1168, Администрация должна была устранить в срок до 15 декабря 2011 года следующие нарушения: ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе ул. Буденного, вблизи производственных территорий ООО "Элинком" и МУП "Коммунальщик".
В ходе проведения внеплановой выездной проверки выполнения предписания от 28 сентября 2011 года N 13-36/1168 установлено, что оно не выполнено, свалка отходов производства и потребления не ликвидирована, что является нарушением части 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", о чем составлен Акт проверки от 10 января 2012 года N 370.
18 января 2012 года по результатам проверки в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении N 13-33/32 по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, а также вынесено предписание N 13-26/31, которым Администрации предписано ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе ул. Буденного, вблизи производственных территорий ООО "Элинком" и МУП "Коммунальщик" до 01 июля 2012 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 3, 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Московской области от 08 ноября 2001 года N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области" (далее - Закон об отходах производства и потребления в Московской области) установлено, что выбор мест под строительство объектов по размещению отходов на территории Московской области планируется и осуществляется при наличии: специальных (инженерно-геологических, экологических, социальных и других) исследований; согласований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области; решения Правительства Московской области по согласованию с органами местного самоуправления; каждый объект размещения отходов должен иметь экологический паспорт природопользователя, в котором определены виды отходов, их происхождение, класс опасности, количественные и качественные показатели, рекомендации по безопасному обращению; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов;
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 7 Закона об отходах производства и потребления в Московской области для обеспечения ресурсосбережения и экологической безопасности органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области создается система сортировки, сбора и ликвидации отходов, предусматривающая: организацию накопления и обезвреживания пригодных для использования отходов в установленных (санкционированных) местах; регулярную очистку и вывоз с территорий населенных пунктов отходов, сваленных в неустановленных (несанкционированных) местах; организация работ по очистке от отходов территорий городских и иных поселений, мест временного проживания и отдыха граждан возлагается на органы местного самоуправления.
В силу статьи 15 Закона об отходах производства и потребления в Московской области в соответствии с установленными полномочиями органы местного самоуправления городских округов организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления.
Отказывая в удовлетворении заявления, установив вышеизложенные обстоятельства, а также приняв во внимание то, что согласно постановлению мирового судьи 182 судебного участка Павлово-Посадского судебного района от 05 марта 2012 года Администрация признана виновной в неисполнении предписания от 28 сентября 2011 года N 13-36/1168, суды обоснованно пришли к выводу о том, что государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды неоднократно установлены обстоятельства обязывающие Администрацию ликвидировать свалку отходов, однако последней не принимаются прямые меры к ее ликвидации.
В связи с этим оспариваемое предписание от 18 января 2012 года N 13-36/31 вынесено ответчиком законно, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что Администрация не занимается предпринимательской деятельностью и специализированной деятельностью по размещению отходов производства и потребления, несостоятелен, так как предписание административного органа обусловлено возложенными на администрацию городского округа обязанностями по организации деятельности в области обращения с отходами на вверенной территории, что не исключает возможность привлечения специализированных организаций.
Довод заявителя, что обязанность следить за надлежащим состоянием территории, на которой находится несанкционированная свалка отходов и в отношении которой выдано предписание 28 сентября 2011 года N 13-36/1168, возложена на ООО УК "Элинком" и МУП ДЕЗ, правильно отклонен судами, поскольку в силу статьи 13 Закона об отходах производства и потребления организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.
При этом привлечение органом местного самоуправления к исполнению названных обязанностей иных организаций не освобождает его от ответственности за достижение общего результата и выполнение адресованных ему требований закона.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июля 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2012 года по делу N А40-58068/12-149-545 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации городского округа Электрогорск Московской области без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.