г. Москва |
|
05 июля 2012 г. |
Дело N А40-1269/12-21-12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.,
при участии:
от заявителя Крохиной И.В., дов. от 21.02.2012 N 003-2012, Будагян К.Р., дов. от 21.02.2012 N 001-2012
от административного органа Камышова Д.А., дов. от 30.12.2011 N 05-08-2693/11
рассмотрев 28 июня - 03 июля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АИС-Строй" - заявителя
на решение от 16 февраля 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление от 28 апреля 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Гончаровым В.Я., Поповым В.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АИС-Строй" (ОГРН 1037739141714) о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
По делу объявлялся перерыв на 9 час. 20 мин. 03.07.2012 зал 6.
Общество с ограниченной ответственностью "АИС-Строй" (далее - ООО "АИС-Строй", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент, административный орган) от 14.10.2011 N 1406-219/2011-1 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.39 Кодекса города Москвы об административных правонарушения (далее - КоАП г. Москвы).
Решением названного арбитражного суда от 16.02.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и признать оспоренное по делу постановление незаконным. При этом сослалось на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела. Утверждало о неверной квалификации вмененного административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Департамента возражал против ее удовлетворения.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами двух инстанций, оспариваемым по делу постановлением от 14.10.2011 N 1406-219/2011-1 Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы привлек ООО "АИС-Строй" к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.39 КоАП г. Москвы, в виде штрафа в размере 300 000 рублей за выявленный в ходе проведенной 01.06.2011 проверки факт нарушения обществом установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды при проведении работ по устройству гостевой парковки по адресу г. Москва, ул. Народного ополчения, дворовая территория между корпусами N 1 и N 2 дома N 20. В частности, обществу вменено нарушение требований пунктов 4.1.3.8, 9.3, 9.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, пунктов 6.2.3, 6.2.8 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП, выразившееся в смещении грунта в навал при проведении работ по устройству гостевой парковки, нарушении почвенного покрова, отсутствии ограждения защитными щитами произрастающих на территории смещения грунта деревьев, информационных щитов.
Общество оспорило это постановление в судебном порядке.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций признали документально подтвержденным факт вменяемого обществу правонарушения, соблюденными порядок и срок давности назначения административного наказания. В связи с чем пришли к выводу о законности привлечения общества к административной ответственности по статье 4.39 КоАП г. Москвы.
Суды обсудили ссылку общества на неправильную квалификацию совершенного правонарушения и отклонили как неосновательную, указав, что в данном случае общество привлечено к административной ответственности не за нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений, а за нарушение правил охраны зеленых насаждений.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов двух инстанций ошибочным.
Пунктами 4.1.3.8, 9.3, 9.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы предусмотрено, что при производстве строительных работ на объекте озеленения необходимо ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 м, располагая их треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева и устраивая деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м, на озелененной территории запрещено складировать любые материалы.
В свою очередь пунктами 6.2.3, 6.2.8 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве установлено требование, что до начала производства работ, сопровождающихся уничтожением зеленых насаждений, устанавливаются щиты, оборудуются места складирования материалов и грунта.
Исходя из содержания оспариваемого по делу постановления вменяемое обществу правонарушение заключается в нарушении требований законодательства Москвы об охране зеленых насаждений при выполнении работ по обустройству гостевой парковки.
В соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Согласно абзацу 1 статьи 18 вышеназванного Закона за нарушение требований по защите зеленых насаждений граждане, должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений предусмотрена специальной нормой - статьей 4.17 КоАП г. Москвы.
Довод судов о том, что в данном случае общество привлечено к административной ответственности не за нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений, а за нарушение правил охраны зеленых насаждений, является неосновательным.
В соответствии с положениями пункта 2.9 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы содержание объектов озеленения составляет комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время.
Названной нормой Правил предусмотрено, что содержание зеленых насаждений включает в себя и защиту растений.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что оспоренное по делу постановление от 14.10.2011 N 1406-219/2011-1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 4.39 КоАП г. Москвы содержит неправильную квалификацию правонарушения.
Указанная норма Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды.
За нарушение правил содержания и охраны зеленых насаждений ответственность предусмотрена специальной нормой - статьей 4.17 КоАП г. Москвы.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения по делу о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14.10.2011 N 1406-219/2011-1.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2012 года по делу N А40-1269/12-21-12 отменить.
Признать незаконным и полностью отменить постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 14.10.2011 N 1406-219/2011-1 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АИС-Строй" (ОГРН 1037739141714) к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.39 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.