г. Москва |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А40-147112/10-146-984 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании
от заявителей - Тюваковой Е.А., дов. от 09.09.2011 N 19-01-13/931, Позднова А.А., дов. от 09.09.2011 N 19-01-13/932,
от заинтересованного лица - Бальжирова Б.В., дов. от 03.02.2011 N 1/13, Мецаева Б.К., дов. от 05.08.2011 N 7/13, Степаненко И.Г., дов. от 10.11.2011 N 10/13,
от третьих лиц: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - Крикуновой Ю.С., дов. от 16.12.2010 N 52 АА 0272422, Сухоруковой Л.Г., дов. от 20.12.2010, Полосиной И.Л., дов. от 20.12.2010, от ОАО "Щекиноазот" - Цыганова В.А., дов. от 18.10.2011,
рассмотрев 21 декабря 2011 года в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - третьего лица, Федеральной службы по тарифам - заинтересованного лица
на решение от 24.06.2011
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Ласкиным Л.В.,
на постановление от 19.09.2011
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.,
по делу N А40-147112/10-146-984
по заявлению Департамента Тульской области по тарифам о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам,
третьи лица: открытое акционерное общество "Щекиноазот" (ОГРН 1027100507015), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ОГРН 1075260020043),
УСТАНОВИЛ:
Департамент Тульской области по тарифам (далее - Департамент) обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим приказа Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 23.04.2010 N 140-к "Об отмене постановления Департамента Тульской области по тарифам от 23.12.2009 N 48/4 "О корректировке необходимой валовой выручки филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Поволжья" на 2010 год" и N 48/5 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области" (далее - приказ от 23.04.2010 N 140-к).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 03.12.2010 N ВАС-15455/10 передал дело для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд города Москвы, сославшись на ненормативный характер оспариваемого акта ФСТ России.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Щекиноазот" (далее - ОАО "Щекиноазот"), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.06.2011 приказ ФСТ России от 23.04.2010 N 140-к признан недействительным.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.09.2011 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ФСТ России подали кассационные жалобы, в которых просят их отменить как незаконные и необоснованные и отказать в удовлетворении заявленного требования. При этом сослались на неправильное применение судами норм материального права, на ошибочность вывода двух судебных инстанций относительно превышения ФСТ России своих полномочий при вынесении приказа от 23.04.2010 N 140-к, нарушения данным приказом прав и законных интересов Департамента в сфере экономической деятельности, на фактическое нерассмотрение судами вопроса о наличии правовых оснований для отмены постановлений Департамента Тульской области по тарифам.
В отзыве на жалобы ОАО "Щекиноазот" возражало против их удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители ФСТ России и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" поддержали кассационные жалобы по изложенным в них доводам. Представители Департамента, ОАО "Щекиноазот" просили кассационные жалобы отклонить, считая обжалованные решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене.
Как установлено судами, оспариваемым по делу приказом ФСТ России от 23.04.2010 N 140-к с 01.05.2010 отменены постановления Департамента Тульской области по тарифам от 23.12.2009 N 48/4 "О корректировке необходимой валовой выручки филиала "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на 2010 год" и от 23.12.2009 N 48/5 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области". Этим приказом Департаменту предписано с 01.05.2010 установить и ввести в действие тарифы на услугу по передаче электрической энергии на территории Тульской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Признавая приказ ФСТ России от 23.04.2010 N 140-к недействительным, суды двух инстанций сослались на отсутствие правовых оснований для его вынесения, поскольку приказ не содержит выводов о превышении Департаментом Тульской области по тарифам полномочий, а основывается только на доводах о противоречии тарифных решений действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов двух инстанций неверным.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о госрегулировании тарифов) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое им с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) установлено, что ФСТ России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Также предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов являются органами, уполномоченными отменять решения органов местного самоуправления, принятые с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в области электроэнергетики.
Как правильно указали суды двух инстанций, законодательством установлено два самостоятельных основания для отмены тарифных решений регулирующих органов, вынесенных с превышением полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и противоречащих законодательству Российской Федерации в области электроэнергетики.
В приказе ФСТ России от 23.04.2010 N 140-к (стр. 2) указано на то, что, рассчитав и утвердив тариф, скорректировав необходимую валовую выручку (НВВ) организации в порядке, не предусмотренном действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов, Департамент превысил свои полномочия.
В связи с чем вывод судов двух инстанций о том, что оспариваемый приказ ФСТ России не содержит выводов о превышении Департаментом Тульской области по тарифам полномочий, не соответствует материалам дела.
Также судами не учтено, что названные в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 основания для отмены решений в области государственного регулирования тарифов не являются взаимоисключающими.
Утверждение тарифным органом субъекта Российской Федерации тарифа и корректировка необходимой валовой выручки организации с нарушением законодательства свидетельствуют о выходе тарифного органа за пределы предоставленных ему полномочий.
Поскольку основания вынесения ФСТ России приказа от 23.04.2010 N 140-к и отмены постановлений Департамента Тульской области по тарифам от 23.12.2009 N 48/4 и от 23.12.2009 N 48/5 не были предметом проверки судов двух инстанций, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июня 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2011 года по делу N А40-147112/10-146-984 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.