г. Москва |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А41-18005/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.,
судей Зверевой Е.А., Нужнова С.Г.,
при участии в заседании:
от истца - никто не явился, извещен;
от ответчика - никто не явился, извещен;
от третьих лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 19.02.2013 в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области
на решение от 13.09.2012
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатыревой Г.И.,
по заявлению Администрации города Серпухова Московской области
к Территориальному управлению Росимущества в Московской области
о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ОАО "Центральная телекоммуникационная компания", Комитет по управлению имуществом города Серпухова,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Серпухова Московской области обратилась с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ ФАУГИ, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровым номером 50:58:080201:21, площадью 568 кв.м., для размещения переговорного пункта, расположенного по адресу: г. Серпухов, ул. Бригадная, д.9. К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Управление Росреестра по Московской области, ОАО "Центральная телекоммуникационная компания", Комитет по управлению имуществом города Серпухова.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2012 года было признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:58:080201:21, площадью 568 кв.м., для размещения переговорного пункта, расположенного по адресу: г. Серпухов, ул. Бригадная, д.9. (л.д. 77-79).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 года апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Московской области была возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу (л.д. 80-81).
Не согласившись решение суда первой инстанции ТУ Росимущества в Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемое решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 05.11.1996 между Администрацией г. Серпухова (арендодатель) и Серпуховским узлом электросвязи (арендатор) был заключен договор N 1092-I-10-2005, согласно которому арендодатель на основании постановления Главы администрации от 25.10.1996 N 1202 предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50-58-9-3-6-11, площадью 518 кв. м, расположенный в градостроительной зоне N IX по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Бригадная, д. 9. Данный договор был зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 06.11.2002. Согласно кадастровому паспорту от 17.03.2011 N МО-11/ЗВ/1-74702, кадастровый номер указанного земельного участка стал - 50:58:080201:21, площадь - 568 кв.м. 27.06.2011 стороны указанного договора подписали дополнительное соглашение к договору аренды земли о продлении срока действия данного договора с 01.01.2011 по 31.12.2020. На указанном земельном участке расположено нежилое здание - АТС, общей площадью 426, 70 кв. м, принадлежащее ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" на праве собственности, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 06.11.2002 серии 50 АД N 001356. Согласно данным ЕГРП, правообладателем указанного земельного участка является Российская Федерация.
Истец, считая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства, обратился в суд с рассматриваемым иском, который был удовлетворен, что подтверждается решением по делу, с которым в настоящее время согласна и кассационная инстанция.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах". При этом выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости. Причем в выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п. 52 абз.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.10г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), то оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из части 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации права собственности Российской Федерации, следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, однако в качестве доказательств такие акты участниками процесса суду в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены.
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Судом было установлено, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке. При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер, а доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок в материалы дела также не представлено. Кроме того, судом было установлено отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
В деле правоустанавливающих документов в отношении спорного земельного участка, представленном Управлением Росреестра по МО, имеется заявление КУИ г. Серпухова от 10.10.2002, адресованное отделу МОРП в г. Серпухове, о государственной регистрации права РФ на спорный земельный участок.
При этом, как правомерно отмечено судом, КУИ г. Серпухова не наделен полномочиями на обращения с соответствующими заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13.09.2012 по делу N А41-18005/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2013 г. N Ф05-371/13 по делу N А41-18005/2012