23 июля 2010 г. |
Дело N А40-81978/08-54-645 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего- судьи Чучуновой Н.С.
судей: Кузнецова В.В., Петровой Е.А.
при участии в заседании :
от истца (заявителя): Сарвадий А.В. дов. от 8.02.2008 г N 9\14-438д,Лысяков А.С. дов. от 25.02.2010 г., Мироненко А.А. дов. от 20.03.2009 г. N 9\14-Б 13д
от ответчиков:
Федеральное государственное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры":Ковригина Е.А. дов. от 22.12.2009 г.,Яцук М.Н. дов. от 20.07.2010 г.
Министерство культуры Российской Федерации :Чудинова Н.М. дов. от 15.02.2009 г.,Яцук М.Н. дов. от 20.07.2010 г.
ООО"Столешники -Реконструкция": Вайнер Ю.Л. дов. от 26.01.2010 г.
От третьего лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом: Евграфов К.В. дов. от 26.01.2010.
От третьего лица, Управление ФРС по г. Москве :не явился, извещен
рассмотрев 21 июля 2010г.г. в судебном заседании кассационную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью " Столешники -Реконструкция ",Министерства культуры Российской Федерации
на решение от 17 февраля 2010 г. арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Голоушкиной Т.Г.
на постановление от 11 мая 2010 г.. N .09-АП-8064\2010-ГК
Девятого арбитражного апелляционного суда
Принятое судьями Кузнецовой Е.Е.,Барановской Т.Ю., Панкратовой Н.И.
по иску (заявлению) Федеральной службы охраны (ФСО России)
о взыскании признании недействительным договора аренды, обязании возвратить предмет аренды
к Федеральному государственному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры "Министерству культуры Российской Федерации, ООО"Столешники- Реконструкция"
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба охраны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГУК"Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"Министерству культуры Российской Федерации, ООО"Столешники -реконструкция" о признании недействительными договоров аренды комплекса зданий объекта культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу :г. Москва, Столешников пер., д.6, стр.1,2,5, а именно:
-договора аренды от 14.11.2006 г. N 10-02\09-09 строения 1 (флигель) площадью 740, 4 кв.м.запись о регистрации от 12.12.2006 г. N 77-77-13\015\2006-728);
-договора аренды от 14.11.2006 г. N 10-02\09-10 строения 2 (жилой дом площадью 1684, 5 кв.м.(запись о регистрации 12.12.2006 г. N 77-77-13\015\2006-729);
-договора аренды от 14.11.2006 г. N 10-02\09-07 строения 5(флигель) площадью 738,5 кв.м.(запись о регистрации 12.12.2006 г. N 77-77-13\015\2006-730)
Федеральная служба охраны Российской Федерации просила применить последствия недействительности указанных договоров аренды и истребовать у ООО"Столешники- реконструкция" комплекс зданий культурного наследия федерального значения, расположенного о адресу: г.Москва, Столешников пер., д.6, стр.1,2,5
В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил признать недействительным(ничтожным) договор аренды от 14.11.2006 г. N 10-02\09-09(зарегистрирован 12.12.2006 г. N 77-77-13\015\2006-728) помещений общей площадью 740, 4 кв.м. в здании, являющимся объектом культурного наследия, расположенном по адресу: г. Москва,Столешников пер., д.6, стр.1.Истец также заявил отказ от иска в части требования о применении последствий недействительности договора аренды от 14.11.2006 г. N 10-02\09-09(зарегистрирован 12.12.2006. N 77-77\13\015\2006-728) объекта культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу :г. Москва, Столешников пер., д.6 стр.1
В обоснование требований истец сослался на статьи 166, 167, 168, 209, 296, 299 Гражданского Кодекса Российской Федерации, указав, что сделки являются ничтожными, так как совершены без согласия собственника и наделения полномочий собственником по распоряжению имуществом с нарушением действующего законодательства. Ни постановлением Правительства Российской Федерации от 6.04.2004 г. N 191"Вопросы Федерального агентства по культуре и кинематографии", ни Положением Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерству культуры Российской Федерации не предоставлено право распоряжаться объектами федеральной собственности.
Кроме того, договоры аренды заключены без проведения конкурса и оценки имущества, тогда как согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества"заключение договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основе отчета об оценке объекта в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 17 февраля 2010 г. исковые требования удовлетворены.
Признан недействительным договор аренды от 14.11.2006 г. N 10-02\09-09,зарегистрированный в УФРС по г. Москве 12.12.2006 г. N 77-77-13\015\2006-728 аренды помещений в здании, являющемся объектом культурного наследия федерального значения, расположенным по адресу :г. Москва, Столешников пер.,д.6, стр.1 площадью 740 кв.м., заключенным между ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры",Федеральным агентством по культуре и кинематографии и ООО"Столешники- Реконструкция".
Из незаконного владения ООО"Столешники -Реконструкция" истребованы помещения общей площадью 737,1 кв.м(этаж 1 ком.Б,Б1,В,Г,пом.IV комн.1-6,этаж 2, ком.Б,В.Г, пом. VII ком.1, пом.VIII ком. 1-12, этаж 3, ком. Б, В.Г, пом. X ком.3,4пом.XI комн.1-13, этаж 2 ком. В, пом. I ком.1, пом.II ком.1-6, пом.III ком.1-13) в здании объекта культурного наследия федерального значения, расположенном по адресу :г.Москва, Столешников пер.,д.6, стр.1.ООО"Столешники- Реконструкция" обязана и передать указанные помещения в освобожденном виде Федеральной службе охраны Российской Федерации.
В части требования о применении последствий недействительности договора аренды от 14.11.2006 г. N 10-02\09-09(зарегистрирован 12.12.2006 г. N 77-77-13\015\2006-728) объекта культурного наследия федерального значения,расположенного по адресу: г.Москва, Столешников пер.. д.6, стр.1 производство по делу прекращено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2010 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 11 мая 2010 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 17 февраля 2010 г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства культуры Российской Федерации, ООО "Столешники-Реконструкция" -без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО"Столешники-Реконструкция,"Министерство культуры Российской Федерации поданы кассационные жалобы, в которых ответчики просят отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 17 февраля 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2010 г. по основаниям несоответствия выводов, содержащихся в решении, постановлении, имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения норм материального права, принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований Федеральной службе охраны Российской Федерации отказать.
В обоснование жалобы ООО"Столешники -Реконструкция" и Министерство культуры Российской Федерации указали, что признавая недействительным договор аренды от 14.11.2006 г. N 10-02\09-09, суд первой и апелляционной инстанции сослался на пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества""в не действовавшей на дату заключения указанного договора редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. N891, указав, что заключение договоров аренды объектов недвижимости, находящейся в федеральной собственности, осуществляется, как правило, на конкурсной основе в порядке, установленном Министерством государственного имущества Российской Федерации.При этом суды исходили из того, что такой порядок определен Положением о порядке проведения торгов на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящейся в федеральной собственности, утвержденным распоряжением Министерства государственного имущества РФ от 28.07.1998 г. N774-р.
Между тем, на дату заключения спорного договора аренды (14.11.2006 г.) пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации N 685 действовал в редакции постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 156, согласно которому заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли в Российской Федерации.
По состоянию на 14 ноября 2006 г. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации порядок проведения конкурсов установлен не был. При этом измененной редакцией Постановления Правительства N 685 от 23.03.2006 г. не предусматривалось сохранение действия прежнего порядка проведения конкурсов, утвержденного Министерством государственного имущества РФ от 28.07.1998 г. N 774-р.
Кроме того, судом первой и апелляционной инстанции не применен подп."г" п.3 Постановления Правительства РФ N 685( в редакции постановления Правительства РФ от 23.03.2006 г. N 156) о возможности заключения договоров аренды без проведения конкурса в случае установления федеральными законами или изданными до принятия настоящего Постановления иными нормативными актами Российской Федерации особого порядка распоряжения объектами недвижимого имущества.
К спорным правоотношениям подлежала применению часть 1 ст. 55 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой договор аренды объектов культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским Кодексом Российской Федерации для заключения договоров аренды зданий и сооружений и с учетом требований настоящего Федерального закона.
Частью 3 ст. 55 настоящего закона установлено, что договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, и физическим или юридическим лицом.
Надлежащими полномочиями на заключение договоров аренды объектов недвижимости объектов культурного наследия,действовавшим на момент заключения спорного договора аренды законодательством было наделено Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9.03.2004 г. N 314 " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что указанное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом.
Подпунктом "г" пункта 2 Указа установлено, что под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству.
Частью 2 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6.04.2004 г. N 191 "Вопросы Федерального агентства по культуре и кинематографии" и п. 5.2 Положения о федеральном агентстве по культуре и кинематографии ",утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. N 291 предусмотрено, что агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ полномочия собственника в отношении федерального имущества,необходимого для обеспечения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе, имущества, переданного федеральным государственным унитарным учреждениям.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом на момент заключения спорных договоров аренды функционировало на основании положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691, и в соответствии с п.1 положения, являлось органом исполнительной власти,осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно подп."б" п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 200 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 г. N 767)"Вопросы ФАУФИ" Федеральное агентство осуществляет полномочия собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством в отношении имущества федеральных государственных учреждений, за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства.
Полномочия собственника в отношении объектов недвижимости,отнесенных к объектам культуры, осуществляло Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии являлось управомоченным собственником переданного по договору аренды имущества.
В судебном заседании ООО"Столешники -Реконструкция " и Министерство культуры Российской Федерации поддержали доводы кассационной жалобы.
Ответчик, Федеральное государственное учреждение культуры"Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры в судебное заседание явилось, поддержало доводы кассационных жалоб Министерства культуры Российской Федерации и ООО"Столешники -реконструкция."
Федеральная служба охраны Российской федерации(ФСО России) в судебное заседание явилось, с доводами кассационных жалоб не согласно, решение арбитражного суда г. Москвы от 17 февраля 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2010 г. находит законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 447 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор может быть заключен путем проведения торгов.
Собственник федерального имущества- Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации установила постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 685 " О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" обязательное требование к заключению договоров аренды федерального имущества, а именно, заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размере арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации".
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" от 30.06.1998 г. N 685 распоряжением Мингосимущества России от 28.07.1998 г. N 774-р было утверждено Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, которое и должно было применяться при заключении договора.
Распоряжение Мингосимущества России от 28.07.1998 г. N 774-р зарегистрировано в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации РФ 29.07.1998 г. (N 1576)
В соответствии с п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 298 Гражданского Кодекса Российской Федерации на заключение оспариваемых сделок требовалось согласие Российской Федерации.
Согласно ст. 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" установлено, что федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, к функции которого отнесено в том числе осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных учреждений(за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные полномочия собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства)
На заключение оспариваемых сделок согласие Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом получено не было.
Согласие Федерального агентства по культуре и кинематографии не может быть признано согласием Российской Федерации в лице компетентного органа государственной власти, так как по состоянию на 14.11.2006 г. федеральным законодательством к функциям Федерального агентства по культуре и кинематографии полномочие по сдаче объектов культурного наследия в аренду отнесено не было.
Оспариваемый договор аренды заключен с нарушением порядка, установленного п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 685 и в силу ст. 168 Гражданского Кодекса является недействительной сделкой.
Третье лицо, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание явилось, с доводами кассационных жалоб не согласно, обжалуемые судебные акты находит законными и обоснованными.
В обоснование возражений доводам жалоб указало указанное спорное помещение находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, согласно постановлению Правительства от 5.06.2008 г. N 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" осуществляет, соответственно, Росимущество.
В соответствии с п.3 раздела 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, составляют основу национального богатства страны и относятся исключительно к федеральной собственности.
То есть право собственности на спорный объект недвижимости у Российской Федерации возникло в силу прямого указания закона.
Российская Федерация в лице Росимущества, как собственник данного объекта недвижимости, не издавало никаких распоряжений, связанных с передачей в аренду вышеуказанного объекта недвижимости.
Согласие на заключение оспариваемых сделок,данное Федеральным агентством по культуре и кинематографии, не может быть признано согласием Российской Федерации в лице компетентного органа государственной власти, поскольку по состоянию на 14.11.2006 г. Федеральное агентство по культуре и кинематографии полномочиями по сдаче объектов культурного наследия в аренду не обладало.
Договор аренды на оспариваемый объект недвижимости заключен без проведения конкурса и оценки имущества, в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 39.06.2010 г. N 685 "О мерах по обеспечению поступления в Федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.2009 г. N 901 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом", п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 685 признан утратившем силу.
Следовательно, на момент заключения указанного договора аренды недвижимого имущества действовала правовая норма (п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N685) о требовании по проведению конкурса на право заключения договоров аренды для объектов недвижимости, находящейся в федеральной собственности.
В соответствии со ст.168 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Третье лицо, Управление ФРС г. Москвы в судебное заседание не явилось, о дне рассмотрения дела было извещено, отзыв на жалобы не представило, дело рассматривается в их отсутствие в соответствии с п.3 ст.284 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации до 21 июля 2010 г.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции находит доводы жалобы обоснованными и приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда г. Москвы от 17 февраля 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2010 г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд г.Москвы.
Судом первой и апелляционной инстанцией установлено и из материалов дела следует, что 14. ноября 2006 г. между ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"(арендодатель),Федеральное агентство по культуре и кинематографии, действующее от имени собственника арендуемого федерального недвижимого имущества, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 291 "О федеральном агентстве по культуре и кинематографии, именуемого в дальнейшем собственник, и Общество с ограниченной ответственностью "Столешники-Реконструкция"(арендатор) был заключен договор аренды федерального недвижимого имущества N 10-02\09-09, в соответствии с которым арендодатель по заданию собственника передал, а арендатор принял во временное владение и пользование помещения общей площадью 740,4 кв.м. в здании, являющемся объектом культурного наследия федерального значения,"городская усадьба, конец XVIII века", расположенном по адресу :г. Москва, Столешников пер., д.6, стр.1, для использования помещений под "офис".(л.д.47-54т1) Состав помещений, передаваемого в аренду указан в приложении N 2. Договор заключен на срок до 1 января 2032 года., зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы г. Москвы 12 декабря 2006 г.
Договор аренды заключен Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры по поручению Федерального агентства по культуре и кинематографии,действующее от имени собственника согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 291"о федеральном агентстве по культуре и кинематографии". (л.д.55 т.1)
Признавая недействительным указанный договор аренды по основаниям ст. 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации, суд первой и апелляционной инстанции указал, что договор заключен с нарушением порядка, установленного п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования Федерального имущества", то есть не на конкурсной основе и без согласия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; Федеральное агентство по культуре и кинематографии не обладало полномочиями собственника в отношении федерального имущества., необходимого для обеспечения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности. В том числе, имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям.
Указанные выводы суда первой и апелляционной инстанции не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.
На дату заключения договора аренды (14.11.2006 г.) пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации N 685 от 30 июня 1998 г. действовал в редакции Постановления Правительства РФ от 23 марта 2006 г. N 156, согласно которому заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Доказательств того, что на момент заключения спорного договора аренды Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации был установлен порядок проведения конкурсов, не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 в редакции от 5 ноября 2009 г. N 901 пункт 3 признан утратившем силу.
Кроме того, в соответствии с подп."г" п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" в редакции Постановления Правительства РФ от 23.03.2006 г. N 156 договор аренды может заключаться без проведения конкурса в случае установления федеральными законами или изданными до принятия настоящего постановления иными нормативными правовыми актами Российской Федерации особого порядка распоряжения объектами недвижимого имущества.
Согласно ч.1,3 ст.55 Федерального Закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским Кодексом Российской Федерации для заключения договоров аренды зданий, сооружений и, с учетом требований настоящего Федерального закона.
Договор аренды объекта культурного наследия,находящегося в федеральной собственности,заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, и физическим или юридическим лицом.
Согласно подп."а" п.5 Указа резидента Российской федерации от 9.03.2004 г. N 314"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по культуре и кинематографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом.
Подп."г" п.2 названного Указа установлено, что под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества в том числе переданного федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству.
Согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 291 Федеральное агентство по культуре и кинематографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
Пунктом 5.2 указанного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет в порядке и в пределах, определенных Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленном пунктом 2 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе, имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 490-р Агентство находится в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Согласно подп."л" п. 14 Устава Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры, утвержденного Приказом Федерального Агентства по культуре и кинематографии от 14.04.2006 г. N 147 агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры вправе сдавать в аренду, передавать в безвозмездное пользование находящееся в оперативном управлении Агентства недвижимое имущество в установленном законодательством Российской Федерации порядке.(л.д.1-4т.6)
В соответствии с подп.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 г. N 691 "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Из указанных законодательных актов следует, что Федеральное агентство по культуре и кинематографии на момент заключения договора аренды (14.11.2006 г.) наделено было полномочиями собственника в отношении имущества, зарегистрированного на праве оперативного управления за ФГУК"Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры."(л.д.70 т.1)
Распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 16 марта 2007 г. N 309 изъято из оперативного управления государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу :г. Москва, Столешников пер.д.6 (стр.1,2,5) и переданы Федеральной службе охраны Российской Федерации в оперативное управление (л.д.14-16,17-19т1)
Согласно указанному распоряжению, право оперативного управления на указанные объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.
В материалах дела отсутствуют сведения о произведенной государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты недвижимости за истцом.
Федеральная служба охраны российской Федерации не являлась стороной договора аренды от 14 ноября 2006 г. и на момент заключения указанного договора не обладало никакими полномочиями в отношении указанного имущества.
Судами не исследовался вопрос, какие права и интересы ФСО России нарушены при заключении оспариваемого договора аренды.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить какие права истца нарушены при заключении договора аренды от 14.11.2006г.N 10-02\09-09.
Руководствуясь ст. ст. 176, 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение арбитражного суда г. Москвы от 17 февраля 2010 г. по делу N А40-81978/08-54-645, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2010 г. отменить, дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий |
Чучунова Н.С. |
Судьи |
Кузнецов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.