г. Москва |
|
3 августа 2012 г. |
Дело N А40-6261/12-121-58 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Адамовой В. Б.,
судей Ворониной Е. Ю., Долгашевой В. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Государственное унитарное предприятие г. Москвы "Дирекция единого заказчика Басманного района": Щербакова Н.А., доверенность N 109 от 28.12.2011,
от заинтересованного лица - Федеральная антимонопольная служба: Дулахаева Э.Б., доверенность N ИА/47053 от 16.12.2011, Алексеева А.А., доверенность N ИА/30572 от 10.08.2011,
рассмотрев 01 августа 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение от 02.02.2012
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление от 03.04.2012
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Векличем Б.С.,
по заявлению Государственного унитарного предприятия г. Москвы "Дирекция единого заказчика Басманного района" (ОГРН: 1027700132371)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН:1047796269663)
о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.2011 N 125/204-11 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ: Государственное унитарное предприятие г. Москвы "Дирекция единого заказчика Басманного района" (далее - заявитель, ГУП "ДЕЗ Басманного района") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 08.11.2011 N 125/204-11 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012, заявленные требования удовлетворены. При этом суды исходили из отсутствия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФАС России обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ГУП "ДЕЗ Басманного района" требований. Ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ГУП "ДЕЗ Басманного района" возражало против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ссылаясь на законность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержала кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней. Представила письменные пояснения по делу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для приобщения их к материалам дела.
Представитель заявителя не возражала против приобщения письменных пояснений к материалам дела, возражала против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа ФАС России от 31.05.2011 N 409 назначено проведение плановой выездной проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности в отношении заявителя. Срок проведения проверки определен с 06.06.2011 по 05.07.2011.
Пунктом 10 указанного приказа утвержден Перечень представляемых ГУП "ДЕЗ Басманного района" документов и сведений. Срок предоставления затребованных документов и сведений определен до 09.06.2012.
Впоследствии перечень представляемых документов (сведений) дополнялся дважды: требованием ФАС России от 20.06.2011 N 04/23420, срок исполнения которого не позднее 24.06.2011; требованием ФАС России от 27.06.2011 N 04/24405, срок исполнения которого не позднее 30.06.2011.
Приказом ФАС России от 04.07.2011 N 491 проведение плановой выездной проверки продлено по 05.09.2011 в связи с необходимостью получения в полном объеме документов и сведений, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства.
Протоколом ФАС России от 02.09.2011 N 1 25/204-11 зафиксировано предоставление ГУП "ДЕЗ Басманного района" затребованных документов, информации не в полном объеме. Постановлением ФАС России от 08.11.2011 по делу N 1 25/204-11 ГУП "ДЕЗ Басманного района" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, в пределах своих полномочий.
Таким образом, оспариваемое постановление принято антимонопольным органом в пределах полномочий.
Порядок и срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как установлено судами, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель не представил в ФАС России следующую информацию:
- сведения о нахождении в собственности (или на ином законном использовании) сетей инженерно-технического обеспечения, используемых для предоставления коммунальных услуг (с приложением подтверждающих документов) (пункт 16 приказа ФАС России от 31.05.2011 N 409);
- копии действующих договоров на предоставление услуг водоснабжения и водоотведения, заключенных ГУП "ДЕЗ Басманного района" с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами (пункт 3 требования о предоставлении документов (информации) от 27.06.2011 N 04/24405).
Однако материалами дела подтверждается, что 01.07.2011 в письме от 30.06.2011, исходящий N 1673, одновременно с информацией об установленных тарифах на подключение к сетям водоснабжения, водоотведения, тепловым сетям, представлены сведения о том, что сети списаны с баланса заявителя.
Из данных заявителем объяснений и представленных им документов следует, что сети инженерно-технического обеспечения, используемые для предоставления коммунальных услуг, не находятся у ГУП "ДЕЗ Басманного района" в собственности (или на ином законном праве).
Согласно пункту 3 требования о предоставлении документов от 27.06.2011 N 04/24405 (с учетом Протокола ФАС России от 2.09.2011 N 1 25/204-11) заявителю надлежало в срок до 30.06.2011 представить в ФАС России копии действующих договоров на предоставление услуг водоснабжения и водоотведения, заключенных ГУП "ДЕЗ Басманного района" с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами. Данное требование ФАС России было передано заявителем в ГУ ИС Басманного района, осуществляющее на основании постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" функции оператора по расчетам, в том числе между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг, и наделенное полномочиями по заключению соответствующих договоров.
На запрос ГУП "ДЕЗ Басманного района" от 30.06.2011 N 1675 был получен ответ из ГУ ИС Басманного района от 01.07.2011 N 437, в котором указано, что копии договоров на предоставление услуг водоснабжения и водоотведения, заключенных ГУП "ДЕЗ Басманного района" с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами в Басманном районе, отсутствуют. В то же время с данным ответом были направлены в адрес ГУП "ДЕЗ Басманного района" имеющиеся в наличии копии договоров на коммунальные услуги с приложениями, а также копия договора об организации расчетов населения, юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица за услуги водоснабжения и канализации, оказанные управляющей компанией, от 19.01.2007 N 31-039/14/010-07, заключенного между ГУ ИС ЦАО (ЕИРЦ), ГУП "ДЕЗ Басманного района" (Управляющая компания), МГУП "Мосводоканал" (Поставщик) и АКБ "Банк Москвы" (Банк), с дополнительными соглашениями к нему.
Письмом заявителя от 22.07.2011 N 1808 указанные документы и сведения были доведены до сведения ФАС России. При этом из материалов дела следует, что на момент получения запроса антимонопольного органа и рассмотрения административного дела, заявителем не были заключены договоры с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами.
Также судами установлено, что в рамках дела об административном правонарушении, заявитель сообщал антимонопольному органу о невозможности представления данной информации ввиду отсутствия сетей на балансе организации, по причине того, что в 2008 году с баланса заявителя были списаны все объекты недвижимости, включая сети.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании вышеизложенного судами был сделан обоснованный вывод о том, что поскольку заявитель предпринял все зависящие от него меры по исполнению требования антимонопольного органа, он не может быть привлечен к административной ответственности ввиду отсутствия в его действиях вины и, следовательно, состава административного правонарушения.
Таким образом, довод кассационной жалобы о наличии у ФАС России оснований для привлечения ГУП "ДЕЗ Басманного района" к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ не нашел своего объективного подтверждения.
Довод антимонопольного органа о том, что заявитель должен был представить сведения о наличии права, на основании которого ГУП "ДЕЗ Басманного района" эксплуатирует сети водоснабжения и водоотведения, с использованием которых предприятие оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям, не принимается судом кассационной инстанции. В данном случае невозможность представления заявителем части запрошенных антимонопольным органом документов ввиду их отсутствия, о чем ФАС России была уведомлена, не свидетельствует о намеренном непредставлении, искажении либо недостоверности представляемой информации и не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований полагать, что выводы судов о применении норм права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, у кассационной коллегии нет.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления, в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2012, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 по делу N А40-6261/12-121-58 оставить без изменения. Кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Б.Адамова |
Судьи |
Е.Ю.Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.