г. Москва |
|
07 марта 2013 г. |
Дело N А40-40270/12-7-377 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Дербеневым А.А., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
от истца ООО "Издательский дом Крон-Пресс" (ИНН 7707064700, ОГРН
1027700452075, 117447, г.Москва, Севастопольский пр-т. д.10)- Маляров В.С. дов от 01.09.2010 г.
от ответчика Департамента земельных ресурсов г.Москвы (ИНН 7705031674,
ОГРН 1037739510423, 115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д.20) -Брызгалова А.Ф. дов от 05.02.2013 г
рассмотрев 28.02.2013 г. в судебном заседании кассационную
жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 13.09.2012 г.
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Белицкой С.В.
на постановление от 09.11.2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Пронниковой Е.В., Якутовым Э.В.
по иску ООО "Издательский дом Крон-Пресс" (ИНН 7707064700, ОГРН 1027700452075, 117447, г.Москва, Севастопольский пр-т. д.10)
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423, 115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д.20)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Крон-Пресс" (далее - заявитель, ООО "Издательский дом "Крон-Пресс") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее - ответчик, ДЗР г. Москвы), оформленного письмом от 06.02.2012 N 33-5Т9-1182/11 (0)-1, по вопросу внесения изменений в договор аренды земельного участка от 30.11.2006 N М-09-032137 и об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы внести изменения в вышеуказанный договор в части разрешенного использования земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2012 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент земельных ресурсов г. Москвы просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по основаниям несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование кассационной жалобы Департамент земельных ресурсов г. Москвы ссылается на следующее:
- Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП (ред. от 11.05.2011- действовала на момент обращения) "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" утверждено Приложение 1 к Регламенту, которым определен перечень документов, которые необходимо представить заявителю.
Пунктом 6 указанного перечня определено, что для подготовки дополнительного соглашения к договору аренды в числе прочих документов представляются документы, подтверждающие необходимость оформления такого соглашения.
При подготовке дополнительного соглашения к договору в каждом конкретном случае Департаментом оценивается достаточность представленных документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений в договор.
Суд первой и апелляционной инстанции, указывая, что Департамент "не наделен полномочиями проверять правомерность владения юридическими лицами зданиями, находящимися в частной собственности, не учли, что во внесении изменений в договор аренды земельного участка было отказано в связи с тем, что заявитель не представил документы на оставшиеся площади здания, подтверждающие его права на них и позволяющие определить их функциональное назначение.
Статья 37 ГрК РФ устанавливает, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" в решениях о предоставлении земельного участка на праве аренды, а также в заключаемых договорах аренды, предметом которых являются земельные участки, устанавливается вид разрешенного использования земельного участка использования из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка.
В соответствии с п. 5.1 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" фактическое использование земельного участка устанавливается на основании указанного при проведении технической инвентаризации функционального назначения зданий и сооружений, расположенных на земельном участке.
Постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" предписывает Департаменту земельных ресурсов города Москвы при подготовке материалов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, в качестве вида разрешенного использования участков устанавливать эксплуатацию зданий, сооружений с их функциональным назначением, указанным в градостроительном плане земельного участка или иной документации по планировке территории, с отнесением к одному из 16 видов разрешенного использования земельных участков, для которых проведена кадастровая оценка.
При этом п.6.3 постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" предписывает Москомархитектуре при подготовке градостроительных планов земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, в качестве вида основного разрешенного использования таких участков указывать эксплуатацию зданий и сооружений с их функциональным назначением, разрешенным для данных земельных участков.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что разрешенное использование участка должно соответствовать фактическому функциональному назначению зданий.
В соответствии с изложенной в Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 позиции при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты, то есть учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
В данном случае помещения, на которые заявитель подтвердил свое право собственности, используются под гостиницу. При этом Департаменту не было и не могло быть известно в связи с отсутствием документов, в каких целях используется оставшаяся часть помещений в объекте недвижимого имущества и каким лицом. В случае, если помещения, на которые заявитель не подтвердил свои права, принадлежат иному лицу и используются им не для целей осуществления гостиничной деятельности, то при внесении изменений в договор аренды в части разрешенного использования земельного участка, а именно, цели предоставления участка в аренду, осуществление иной деятельности на данном участке, кроме гостиничной, будет не возможно, что может нарушить права лиц, владеющих оставшимися помещениями.
Кроме того, в случае если оставшиеся площади используются не под гостиницу, а в иных целях, это также может повлиять кадастровую стоимость земельного участка и как следствие, на размер арендной платы, рассчитываемой на основании Постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" и напрямую зависящей от кадастровой стоимости участка. При подобных обстоятельствах будут нарушены права Департамента, как представителя собственника земельного участка, на получение в бюджет денежных средств за пользование земельным участком, которые могли бы быть получены при правильном расчете арендной платы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамент земельных ресурсов г.Москвы поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ООО "Издательский дом "Крон-Пресс" против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что 30.11.2006 между ООО "Издательский дом "Крон-Пресс" и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-09-032137, предметом которого является аренда земельного участка, площадью 1442 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Ленинградское шоссе, вл. 61, стр. 4, предоставленный для сборки, комплектации и ремонта художественных, ювелирных изделий и административно-хозяйственной деятельности, сроком на 49 лет. Согласно Приложению N 1 к Договору кадастровый номер земельного участка - 77:09:01004:065.
В соответствии с распоряжением Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 26.08.2011 N 3959 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001004:65" назначение земельного участка, арендуемого заявителем в соответствии с названным Договором, изменено на - объекты размещения гостиниц и прочих мест временного проживания.
02.12.2011 заявитель обратился в службу "одного окна" УРЗ в САО (заявка N 33-5Т9-1182/11-(0)-0) для внесения изменений в договор аренды земельного участка, связанных с изменением назначения земельного участка.
Письмом ДЗР г. Москвы от 06.02.2012 N 33-5Т9-1182/11 (0)-1 во внесении изменений в договор аренды земельного участка от 30.11.2006 N М-09-032137 отказано, в связи с изменением площади расположенного на нем объекта.
Не согласившись с данным отказом ООО "Издательский дом "Крон-Пресс" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено. что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с нормами Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" и Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП полномочиями для принятия решения о внесении изменений в договор аренды в части разрешенного использования земельного участка обладает Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 26.08.2011 N 3959 произведено изменение разрешенного использования земельного участка, предоставленного по договору долгосрочной аренды земельного участка от 30.11.2006 N М-09-032137. Данное распоряжение является основанием для внесения изменений в договор аренды и не противоречит положениям п. 6 приложения N 1 к Регламенту, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, которым определена необходимость приобщения к заявлению на подготовку дополнительного соглашения документов, подтверждающих необходимость его оформления.
Распоряжение Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 26.08.2011 N 3959 не оспорено и не отменено в установленном порядке.
Внесение измененного вида разрешенного использования в государственный кадастр недвижимости подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001004:65.
Судами установлено, что Департаментом земельных ресурсов г. Москвы не представлено доказательств обоснованности своего требования о предоставлении указанных в письме от 06.02.2012 N 33-5Т9-1182/11 (0)-1 документов.
Постановлением Правительства г. Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП определено, что для подготовки дополнительного соглашения представляются, в том числе, документы, подтверждающие необходимость оформления дополнительного соглашения. Конкретный перечень документов распоряжением не установлен. Заявителем были представлены необходимые документы для внесения изменения в договор аренды: распоряжение ДЗР г. Москвы от 26.08.2011 N 3959, кадастровая выписка о земельном участке.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, исходя из содержания дополнительного соглашения от 06.11.2007 N 1 к договору долгосрочной аренды земельного участка от 30.11.2006 N М-09-032137 установил, что Департаменту земельных ресурсов г. Москвы было известно о переходе права собственности на все здание по адресу г. Москва Ленинградское шоссе, д. 61, стр. 4, в связи с чем, права и обязанности по договору перешли к ООО "Издательский дом "Крон-Пресс".
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции признав оспариваемый заявителем отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы препятствующим использованию земельного участка его владельцем в соответствии с установленным видом разрешенного использования, пришли к правильному выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Судами первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследованы обстоятельства дела, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 сентября 2012 года Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2012 года по делу N А40-40270/12-7-377 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С.Чучунова |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 26.08.2011 N 3959 произведено изменение разрешенного использования земельного участка, предоставленного по договору долгосрочной аренды земельного участка от 30.11.2006 N М-09-032137. Данное распоряжение является основанием для внесения изменений в договор аренды и не противоречит положениям п. 6 приложения N 1 к Регламенту, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, которым определена необходимость приобщения к заявлению на подготовку дополнительного соглашения документов, подтверждающих необходимость его оформления.
...
Постановлением Правительства г. Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП определено, что для подготовки дополнительного соглашения представляются, в том числе, документы, подтверждающие необходимость оформления дополнительного соглашения. Конкретный перечень документов распоряжением не установлен. Заявителем были представлены необходимые документы для внесения изменения в договор аренды: распоряжение ДЗР г. Москвы от 26.08.2011 N 3959, кадастровая выписка о земельном участке."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 марта 2013 г. N Ф05-457/13 по делу N А40-40270/2012