г. Москва |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А40-80160/12-154-740 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Центрального банка Российской Федерации Цветкова В.А. по доверенности от 28 сентября 2011 года N 379 и от 30 сентября 2011 года
от ответчика Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Павлюка И.Ю. по доверенности от 26 ноября 2012 года N 85
рассмотрев 19 марта 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Центрального банка Российской Федерации
на решение от 07 сентября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Полукаровым А.В.
на постановление от 30 ноября 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., Румянцевым П.В.
по делу N А40-80160/12-154-740
по заявлению Центрального банка Российской Федерации к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу о признании незаконными действий выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в размере 6000 рублей за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и произвести возврат указанных денежных средств.
При этом указывалось, что Банк России как органам, выполняющий функции государственной власти освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2012, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11. 2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суды исходили из того, что оспоренные действия не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и охраняемые законом интересы Банка России.
В кассационной жалобе Банк России просит отменить принятое по делу решение и постановление, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом указывается, что учитывая конституционно-правовой статус и полномочия Банка России он относится к органам выполняющим функции государственной власти, в силу чего при получении разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ.
В судебном заседании представитель Банка России поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу возражал против удовлетворения кассационной жалобы, отмечая несостоятельность её доводов.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц участвующих в деле, суд первой, а при повторном рассмотрении дела и суд апелляционной инстанции разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену решения или постановления.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела Головным хранилищем (г. Москва) Центрального хранилища Банка России в 2011 году была уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по объектам, расположенным по адресам: г. Москва, ул. Правды, д. 6, стр. 1, 2; ул. Боженко, вл. 3.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, было рассмотрено заявление от 31.01. 2012 N 1-14-1-2/652 Центрального хранилища Банка России о возврате излишне уплаченной госпошлины, так как Банк России с учетом его особого правового статуса в части обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы Российской Федерации и полномочий по владению и распоряжению имуществом, находящимся в пользовании банка приравнен к органам федеральной государственной власти и согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ должен быть освобожден от уплаты указанной государственной пошлины.
Письмом от 02.03.2012 N 06-51/2697 было сообщено, что Центральный банк Российской Федерации является юридическим лицом и не может быть освобожден от уплаты госпошлины за выдачу лицензии на осуществление им деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию отходов.
Отказывая в удовлетворении заявленных Банком России требований суды, исходя из статьи 75 Конституции Российской Федерации, статей 1, 2, 3, 4, 26 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", разъяснений данных в пункте 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о правомерности действий Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу отказавшего Банку России в возврате уплаченной им как юридическим лицом государственной пошлины за выдачу лицензии на осуществление им деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию отходов. Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно - кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Однако наделение Банка России отдельными функциями государственной власти и нормотворческими полномочиями не может являться в данном случае основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, предусматривающему освобождение от уплаты государственной пошлины только федеральных государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица при обращении за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, в том числе за выдачу разрешений и лицензий.
При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных данной главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России не входит.
Статус Банка России установлен статьей 75 Конституции Российской Федерации, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Таким образом, в указанной статье закреплена независимость Банка России от органов государственной власти.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Закон о Центральном банке) Банк России является юридическим лицом.
Статьей 2 Закона о Центральном банке установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Статьей 4 Закона о Центральном банке предусмотрено, что Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Исходя из статьи 3 Закона о Центральном банке, получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Однако статьей 26 Закона о Центральном банке предусмотрено, что после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России его Совет директоров перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Центральном банке, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О и от 15.01.2003 N 45-О, Банк России является публичным юридическим лицом, а полномочия Банка, предусмотренные положениями частей 1 и 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.
Указанное свидетельствует о том, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.
В соответствии с разъяснениями данными в пункте 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что Банк России относится к иным органам, не входящим в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющим публично-правовые функции. При этом отмечается, что Банк России, будучи отнесенным к иным органам, не входящим в структуру и систему органов государственной власти, освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда он выступает в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Наделение Банка России отдельными функциями государственной власти и нормотворческими полномочиями не свидетельствует о том, что он имеет статус федерального органа государственной власти и не может являться основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины применительно к положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, предусматривающим освобождение от уплаты государственной пошлины только федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Возможность применения налогового законодательства по аналогии не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.
В связи с этим арбитражный суд кассационной инстанции находит выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствующими установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательства.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к повторению проверенных и правомерно и обоснованно отклоненных судами доводов Банка России не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов как не свидетельствующие о неправильном применении или нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2012 года по делу N А40-80160/12-154-740 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.