г. Москва |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А41-26134/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р. Р.,
судей Ворониной Е. Ю., Кузнецова А. М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Скаф" - Яковлева М.И. доверенность от 24 мая 2012 года,
от заинтересованного лица: Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москве - извещено, представитель не явился,
Комитет лесного хозяйства - Малышева Е.С. доверенность от 21 января 2013 года N 30-8/дов.,
от третьего лица ГКУ Московской области "Мособллес" - Чепуркова Е.С. доверенность от 20 августа 2012 года N 43,
рассмотрев 18 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 20 сентября 2012 года,
принятое судьей С.В. Нечаевой,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 04 февраля 2013 года,
принятое судьями Л.М. Мордкиной, Д.Д. Александровым, С.А. Коноваловым,
по заявлению ООО "Скаф" (ОГРН.1095024007330)
об оспаривании бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области, связанного с не заключением договора аренды лесного участка Клинского лесничества Истринского участкового лесничества в квартале 92, выдел 3,
третье лицо - государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Скаф" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москве с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании бездействия Управления Лесного хозяйства по Московской области и г. Москва по заключению договора аренды лесного участка Клинского лесничества Истринское участковое лесничество в квартале 92, выдел 3, площадью 58 300 кв. м, с кадастровым номером 50:09:0040312:161, сельское поселение Соколовское, д. Лопотово, б/о "Зеленый мыс", для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет, незаконным; обязании Комитета лесного хозяйства по Московской области и городу Москве в срок не позднее 10 дней с даты вступления в силу решения суда заключить с ООО "Скаф" договор аренды лесного участка Клинского лесничества Истринское участковое лесничество в квартале 92 выдел 3, площадью 58.300 кв. м, с кадастровым номером 50:09:0040312:161, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Соколовское, д. Лопотово, б/о "Зеленый мыс", для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2012 года, на основании заявленных ходатайств и в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена заинтересованного лица - Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва на - Комитетом лесного хозяйства Московской области; третьего лица - Клинского филиала Федерального государственного учреждения "Мособллес" на - Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес".
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для предоставления ООО "Скаф" спорного лесного участка без проведения аукциона. По мнению комитета, Лесной кодекс Российской Федерации регламентирует основание, порядок и процедуру заключения договора аренды лесного участка как по результатам проведения аукциона, так и без них. Предоставление лесных участков площадью большей, чем занято объектами недвижимости, не подпадает под нормативно-правовое регулирование статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с этим доводы общества о том, что лесное законодательство не урегулировало правоотношения по порядку предоставления лицам лесных участков на правах аренды являются несостоятельными.
Также ссылается на то, что Комитет лесного хозяйства по Московской области не является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва по настоящему спору.
В судебном заседании представители комитета и ГКУ Московской области "Мособллес" доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представитель общества в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, указал на законность и обоснованность судебных актов, отсутствие оснований к их отмене.
Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направил.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ООО "Скаф", являясь собственником 64-х объектов недвижимости базы отдыха "Зеленый мыс", расположенных на лесном участке Клинского лесничества Истринское участковое лесничество, в квартале 92, выдел 3 площадью 58.300 кв. м, относящегося к землям лесного фонда, с кадастровым номером 50:09:0040312:161, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом ориентира: Московская область, Солнечногорский р-н, с.п. Соколовское, д. Лопотово-2, 13 апреля 2012 года обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва с заявлением о заключении договора аренды лесного участка Истринского участкового лесничества в квартале 92 выдел 3, площадью 58.300 кв. м, для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Поскольку Управлением лесного хозяйства по Московской области и городу Москве в установленный законом срок решение по заключению договора аренды указанного лесного участка не принято, общество, посчитав бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве нарушающим свои права и законные интересы, обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь приоритетом правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области, связанного с не заключением договора аренды указанного лесного участка.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Поскольку лесным законодательством правоотношения, связанные с оформлением прав аренды на земельные участки, находящиеся под объектами недвижимости, не урегулированы, вопрос о наличии оснований для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка подлежит рассмотрению по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющей в данном случае приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30 октября 2007 года N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Таким образом, правилен вывод судов, основанный на приоритете статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перед частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации применительно к тем случаям, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязанность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 декабря 2009 года N 10520/09.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заявителем были представлены в комитет документы, предусмотренные Перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 октября 2007 года N 370, а также наличие достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством, для принятия комитетом решения о предоставлении ООО "Скаф" в аренду лесного участка Клинского лесничества Истринское участковое лесничество в квартале 92, выдел 3, площадью 58.300 кв. м, с кадастровым номером 50:09:0040312:161, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Соколовское, д. Лопотово, б/о "Зеленый мыс", для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Суды, признав незаконным бездействие, правомерно в целях устранения допущенных нарушений в соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложили на комитет обязанность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ устранить нарушения путем заключения договора аренды указанного лесного участка в 10-дневный срок с даты вступления в силу решения суда.
Что же касается иных доводов кассационной жалобы, то они фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судебных инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2012 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2013 года по делу N А41-26134/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения принятых по делу судебных актов, введенное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2013 года.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.