г. Москва |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А40-98580/12-106-459 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "СОЛБИ" Чернышова А.Е. по доверенности N 7 от 10 января 2013 года
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы Павкина В.В. по доверенности от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-139/13
рассмотрев 18 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 25 октября 2012 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузнецовой С.А.
на постановление от 28 января 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Захаровым С.Л., Каменецким Д.В.
по делу N А40-98580/12-106-459
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "СОЛБИ" (ОГРН 1037726019121)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "СОЛБИ" (далее - ООО "Фирма "СОЛБИ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения от 14 мая 2012 года N 2405 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, об обязании привести схему расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Красного маяка, вл. 15 "А", стр. 2 на кадастровой карте территории в соответствии с нормами отвода, предусмотренного для уставного вида деятельности ООО "Фирма "СОЛБИ" с учетом фактически используемой площади земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент земельных ресурсов города Москвы просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Фирма "СОЛБИ" возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Фирма "СОЛБИ" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - нежилое здание общей площадью 303,8 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 15 "А", стр. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 апреля 2005 года N 77 АВ 713764.
ООО "Фирма "СОЛБИ" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении границ и размеров земельного участка, предназначенного для осуществления заявителем уставной деятельности в указанном здании.
Департамент земельных ресурсов города Москвы распоряжением от 14 мая 2012 года N 2405 утвердил схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории. Границы земельного участка на схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории соответствуют габаритам строения ООО "Фирма "СОЛБИ".
При этом из содержания писем Департамента земельных ресурсов города Москвы от 20 июня 2012 года N 33-1-6671/9-(29)-1 и от 26 июня 2012 года N 33-1-6671/9/30/1 следует, что распоряжением от 14 мая 2012 года N 2405 границы испрашиваемого заявителем земельного участка определены в габаритах строения ввиду того, что до настоящего времени Москомархитектурой не разработан проект межевания жилого квартала, в состав которого входит данный земельный участок. Также Департаментом земельных ресурсов города Москвы сообщено, что утвержденная схема расположения земельного участка выполнена на планшете, имеющем обновление по состоянию на 2005 год. Поскольку в настоящее время Департаментом земельных ресурсов города Москвы проводятся работы по актуализации топографической основы по материалам, предоставляемым ГУП "Мосгоргеотрест", актуализация схемы расположения земельного участка в части топографической основы возможна после данного обновления.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, по смыслу статей 33 и 36 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В связи с изложенным, формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правильно исходили из того, что оспариваемым распоряжением границы земельного участка, испрашиваемого ООО "Фирма "СОЛБИ" в целях эксплуатации объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью 303,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 15 "А", стр. 2, на схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории соответствуют габаритам строения ООО "Фирма "СОЛБИ".
Таким образом, границы земельного участка, на котором находится принадлежащий заявителю объект недвижимости - нежилое здание, сформированы Департаментом земельных ресурсов города Москвы по фактической площади объекта без учета площади земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации объекта недвижимости.
При этом доказательства того, что размер испрашиваемого заявителем земельного участка не соответствует заявленной цели эксплуатации объекта недвижимости, отсутствуют.
Установив данные обстоятельства, суды, вопреки доводам ответчика, обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение является незаконным и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2013 года по делу N А40-98580/12-106-459 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.