г. Москва |
|
25 апреля 2013 г. |
Дело N А40-114201/12-92-1054 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "ГАМАС" Русаков В.И., доверенность от 22.05.2012 N НПФ-12/31-07,
от Министерства культуры Российской Федерации Палкина О.А., доверенность от 26.12.2012 N 152-43 "Д",
рассмотрев 18 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства культуры Российской Федерации (ОГРН 1037739317021)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 22 октября 2012 года,
принятое судьёй И.Н. Уточкиным,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 17 января 2013 года,
принятое судьями Д.Е. Лепихиным, Н.Н. Кольцовой, П.В. Румянцевым,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "ГАМАС" (ОГРН 1087847039961)
о признании незаконным решения Министерства от 09.07.2012 N 1255-05-05
третье лицо Институт археологии РАН
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "ГАМАС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству культуры Российской Федерации (далее - министерство) о признании незаконным решения от 09.07.2012 N 1255-05-05, возложении обязанности на министерство выдать разрешение (открытый лист) Чопу А.В.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 требования общества были удовлетворены.
Министерство культуры Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на то, что суды неправильно не применили статью 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку правом на получение разрешения (открытого листа) обладает физическое лицо, а не юридическое.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель министерства доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель общества возражал против её удовлетворения, указал, что нарушение его прав оспариваемым ненормативным актом выражается в том, что в будущем он планировал использовать результаты работ физического лица в просветительских и обучающих целях.
Институт археологии Российской Академии Наук, уведомленный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направил. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судами при рассмотрении дела установлено, что 31.05.2012 научный сотрудник общества Чоп А.В. обратился в министерство с заявлением на получение разрешения (открытого листа) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
09.07.2012 министерством принято решение N 1255-05-05 об отказе в выдаче разрешения (открытого листа) на право проведения археологических разведок на основании подпункта "б" пункта 15 Положения о выдаче разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 03.02.2009 N 15 (далее - Положение).
Проверяя законность данного решения министерства, признавая его незаконным, суды посчитали, что оно принято с нарушением законодательства, нарушает права общества.
При этом судами не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия.
Порядок выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия определен Положением.
В силу пункта 3 Положения разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставной целью деятельности которых является проведение археологических полевых работ.
Для получения разрешения (открытого листа) указанное физическое лицо, обладающее научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ, представляет в Министерство заявление о выдаче разрешения (открытого листа) с приложением документов, определенных пунктом 6 Положения.
Министерство при поступлении заявления с прилагаемыми к нему документами проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленном им заявлении и прилагаемых к нему документах; соответствия заявителя требованиям, установленным пунктами 3 и 4 Положения; соответствия представленной заявителем документации, обосновывающей проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации и научной обоснованности проведения археологических полевых работ.
Из вышеприведенных норм следует что, заявителем и получателем разрешения (открытого листа) может являться исключительно физическое лицо, а не юридическое, в связи с чем вывод судов о нарушении прав общества отказом физическому лицу в выдаче разрешения (открытого листа) не соответствует нормам права..
Следовательно, отказ министерства в выдаче разрешения (открытого листа) физическому лицу, при отсутствии законодательно установленной возможности получения данного разрешения юридическим лицом, не нарушает прав общества.
Поскольку судами верно установлено обстоятельства дела, но имеет место неправильное применение статьи 13 Гражданского кодекса РФ, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Закона, Положения, суд кассационной инстанций, отменяя судебные акты двух инстанций по причине неправильного применения норм права, полагает возможным принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд кассационной инстанции исходит из того, что отсутствуют одно из оснований в виде нарушения прав заявителя, как это требует статья 13 Гражданского кодекса РФ, статья 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признания ненормативного акта недействительным.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2013 года по делу N А40-114201/12-92-1054 отменить.
Отказать ООО "НПФ "Гамас" в удовлетворении заявленных требований по настоящему делу.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.