г. Москва |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А40-173961/13-85-1563 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Калининой Н. С.,
судей Дербенева А. А., Чучуновой Н.С.,
при участии в заседании:
от истца - Департамента городского имущества города Москвы: Дмитриева Е.А., дов. от 18.12.2013,
от ответчика - Управления Росреестра по Москве: Штарк Н.Г., дов. от 30.12.2013,
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ИГМА-1": не явился, извещен,
рассмотрев 22 апреля 2014 года в судебном заседании кассационную
жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение от 29 апреля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Беловой А.Р.,
на постановление от 16 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,Цымбаренко И.Б.,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "ИГМА-1"
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, ответчик) о признании незаконным отказа N 02/123/2013-563 в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды от 06.06.2007 N 03-00361/07, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "ИГМА-1" в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу г. Москва, ул. Советской Армии, д. 15; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать дополнительное соглашение от 28.06.2013.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвует, общество с ограниченной ответственностью "ИГМА-1" (далее - ООО "ИГМА-1").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2014 по делу N А40-173961/13-85-1563, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
Законность вынесенных судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления Росреестра по Москве, в которой заявитель просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что на момент обращения Департамента с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предоставляющая возможность субъектам малого и среднего предпринимательства на пролонгацию действия договора аренды без проведения конкурса, утратила силу.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
ООО "ИГМА-1" в судебное заседание кассационной инстанции не явилось, о его месте и времени извещено надлежащим образом (информация о судебном заседании размещена на официальном сайте суда в сети Интернет), что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
При рассмотрении кассационной жалобы представитель Управления Росреестра по Москве поддержал изложенные в ней доводы и требования, представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, проверив в пределах требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене обжалуемого решения и постановления.
При рассмотрении дела арбитражные суды установили, что 06.06.2007 между Департаментом имущества города Москвы, в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы (арендодателем) и ООО "ИГМА-1" (арендатором) заключен договор N 03-00361/07 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения, находящегося в собственности города Москвы), в соответствии с п. 1.1. которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилой объект общей площадью 167,9 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Советской Армии, д. 15
Согласно п. 1.2 договора технические характеристики и иные сведения об объекте аренды указаны в техническом паспорте БТИ N 750/3 по состоянию на 28.08.1994, экспликации и поэтажном плане, которые являются неотъемлемой частью договора.
В п. 2.1 договора срок его действия установлен до 06.06.2012.
Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.06.2013 стороны подписали дополнительное соглашение к указанному договору аренды, которым продлили срок действия договора до 30.06.2015.
Департамент городского имущества г. Москвы 13.09.2013 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 28.06.2013.
Уведомлением от 01.11.2013 N 02/123/2013-563 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Советской Армии, д. 15.
В качестве оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды Управление Росреестра по Москве указало на непредставление Департаментом имущества города Москвы необходимых для осуществления регистрационных действий документов, подтверждающих проведение конкурса или аукциона по предоставлению имущества в аренду на новый срок либо подтверждающих возможность продления договора аренды, дополнительное соглашение к которому заявлено к регистрации, на новый срок без проведения конкурсов или аукционов.
Полагая указанный отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации дополнительного соглашения незаконным, Департамент городского имущества города Москвы обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключения из этого правила перечислены в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В силу ч. 9 ст. 17.1 указанного Федерального закона по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Вместе с тем, ч. 4 ст. 53 Федерального закона "О защите конкуренции" (в редакции, действовавшей до 01.07.2013) предусматривала, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Признавая обжалуемый отказ в государственной регистрации дополнительного соглашения незаконным, суды исходил из того, что на момент обращения в регистрирующий орган за осуществлением соответствующего регистрирующего действия ООО "ИГМА-1" относилось к субъектам малого предпринимательства, что сторонами не оспаривается, а потому на него распространяется норма ч. 4 ст. 53 Федерального закона "О защите конкуренции".
При этом, суды указали, что дополнительное соглашение к договору аренды содержало условие о продлении срока аренды и не касалось иных условий существенных договора, в том числе его предмета.
Однако судебная коллегия полагает данные выводы судов первой и апелляционной инстанции не соответствующими и нормам материального права.
В соответствии с требованиям статей 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и законности сделки, а основанием для государственной регистрации служат договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В силу п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, дополнительное соглашение от 28.06.2013 к договору аренды подлежит государственной регистрации и может считаться заключенным именно с момента регистрации, а не с даты его подписания сторонами.
Соответствующий правовой подход отражен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.10.2011 N 4904/11.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 28.06.2013 к договору аренды после того, как ч. 4 ст. 53 Федерального закона "О защите конкуренции" утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
В данном случае не подлежит применению ч. 4 ст. 53 Федерального закона "О защите конкуренции", утратившая силу на момент обращения с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения, поскольку по общему правилу в целях государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним подлежит применению законодательство, действующее на дату обращения заявителя к государственному регистратору для совершения регистрационных действий.
Исходя из изложенного, на дату обращения Департамента в Управление Росреестра по Москве договоры аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в ча. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции") могли быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов, либо в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, возможно при условии, что размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации, а также при условии того, что минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств представления Департаментом всех необходимых для государственной регистрации документов, подтверждающих соблюдение требований действующего законодательства, отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является правомерным.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого отказа Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации дополнительного соглашения, в связи с чем на основании полномочий, предоставленных п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции, судебная коллегия отменяет принятые по делу судебные акты и отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 апреля 2014 года по делу N А40-173961/13-85-1563, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2014 года отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
Н.С.Калинина |
Судьи |
А.А.Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 28.06.2013 к договору аренды после того, как ч. 4 ст. 53 Федерального закона "О защите конкуренции" утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
В данном случае не подлежит применению ч. 4 ст. 53 Федерального закона "О защите конкуренции", утратившая силу на момент обращения с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения, поскольку по общему правилу в целях государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним подлежит применению законодательство, действующее на дату обращения заявителя к государственному регистратору для совершения регистрационных действий.
Исходя из изложенного, на дату обращения Департамента в Управление Росреестра по Москве договоры аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в ча. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции") могли быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов, либо в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, возможно при условии, что размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации, а также при условии того, что минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств представления Департаментом всех необходимых для государственной регистрации документов, подтверждающих соблюдение требований действующего законодательства, отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является правомерным.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 апреля 2014 года по делу N А40-173961/13-85-1563, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2014 года отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 сентября 2014 г. N Ф05-10535/14 по делу N А40-173961/2013