г. Москва |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А40-119018/13-77-1037 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Новосёлова А.Л.
судей Малюшина А.А. и Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
от истца: Петровой А.Ю. (дов. от 30.12.2013)
от ответчика: Чупиной В.А. (дов. от 21.08.2013)
от 3-го лица:
рассмотрев 22 сентября 2014 года в судебном заседании
кассационную жалобу Минфина России
на решение от 17 февраля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Романенковой С.В.,
на постановление от 05 мая 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Лящевским И.С., Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054)
к Минфину России (ОГРН 1037739085636)
третьи лица: Министерство экономического развития Самарской области, Министерство строительства Самарской области,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен Мэрией городского округа Тольятти к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) о взыскании 22 850 000 руб. 00 коп. убытков возникших в результате внеочередных предоставлений помещений инвалидам по решениям судов и 14 800 руб. 00 коп. судебных расходов (т.1, л.д.6-9).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 7 октября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Самарской области и Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2014 года исковые требования Мэрии городского округа Тольятти удовлетворены в полном объеме.
Взысканы с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Мэрии городского округа Тольятти убытки в размере 22 850 000 руб. 00 коп. и расходы по проведению оценки квартир в размере 14 800 руб. 00 коп. (т.7, л.д.48-53).
Решение мотивировано тем, что во исполнение решений Центрального районного суда города Тольятти Самарской области инвалидам были предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, что в дальнейшем эти жилые помещения были безвозмездно переданы в собственность указанных лиц, что истцом получены отчеты об оценке рыночной стоимости квартир, за которые уплачено 14 800 руб. 00 коп.
Первая инстанция указала также следующее.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
До 1 января 2005 года (то есть до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленным жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал для подобных случаев специального порядка.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действую в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28 данного закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами для их реализации, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно ЖК РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и ЖК Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку на момент обращений граждан в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривал специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное получение жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Эти Правила применяются, в том числе, к гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года.
Правилами установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в п.1 Правил, согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, установленные Минрегионом России.
Таким образом, субвенции, направляемые из федерального бюджета, являются целевыми межбюджетными трансфертами, предназначенными для обеспечения того объема и целевой направленности расходных обязательств, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Закон Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" регулирует предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 20095 года, и не предусматривает принятие расходного обязательства Самарской области по предоставлению жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года.
Первая инстанция признала доказанными факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного вреда, связь действий (бездействия) Российской Федерации с причиненным вредом.
Первая инстанция отклонила довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2014 года N 09АП-12455/2014-ГК решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2014 года по делу N А40-119018/13 оставлено без изменения (т.7, л.д.88-89).
В кассационной жалобе Минфин России просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом ст.15, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.84, ч.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.17 и 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пп.24 п.2 ст.26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" и, в частности, ее части 5, ч.1 ст.1, п.1 ч.1 ст.2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями от дельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В принятии отзыва истца на кассационную жалобу отказано, поскольку не представлены доказательства направления (вручения) копий отзыва третьим лицам.
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представитель ответчика привел доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Представитель истца просил оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, сославшись на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания кассационной инстанции, своих представителей в суд не направили.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция находит решение от 17 февраля 2014 года и постановление от 5 мая 2014 года подлежащими отмене в связи со следующим.
Согласно пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов малоимущих граждан.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд не учел, что порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, изменился.
Признав, что ущерб истцу причинен неправомерными действиями (бездействием) Российской Федерации в лице Минфина России, суд не указал, в чем заключаются эти неправомерные действия (бездействие).
Судом не проверен довод Минфина России о том, что Российской Федерацией обязанность по перечислению Самарской области субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", исполнена в объеме, установленном федеральными законами о федеральном бюджете, в полном объеме, и что претензий по перечислению и размеру субвенций от органов государственной власти Самарской области не поступало.
Признав размер убытков доказанным, суд не обратил внимания на следующее.
В качестве убытков заявлена рыночная стоимость ряда квартир, переданных в социальный наем, право собственности физических лиц на которые не оформлялось, то есть квартир, право собственности на которые сохранилось у городского округа Тольятти.
Однако ни в исковом заявлении, ни в обжалуемых судебных актах не содержится указания на фактические и правовые основания признания стоимости квартир, оставшихся в собственности городского округа Тольятти, убытками последнего.
Убытки рассчитаны истцом исходя из рыночной стоимости квартир, переданных физическим лицам по договорам социального найма (часть квартир была впоследствии безвозмездно передана в собственность проживающих в них лиц).
Однако ни в исковом заявлении, ни в обжалуемых судебных актах не содержится указания на доказательства, подтверждающие, что упомянутые квартиры предназначались не для передачи в социальный наем, а для свободной продажи, и что такая продажа не состоялась в связи с передачей квартир гражданам по договорам социального найма в целях исполнения решений суда.
Оставлен без надлежащей проверки довод Минфина России о том, что надлежащим представителем Российской Федерации при рассмотрении заявленного иска должно являться с учетом ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство регионального развития Российской Федерации.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что выводы суда, содержащиеся в решении, постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, что судом неправильно применены нормы материального права, а поэтому в силу п.3 ч.1 ст.287, ч.1 и 2 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 17 февраля 2014 года и постановление от 5 мая 2014 года подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное; исследовать вопрос о надлежащем представителе Российской Федерации при рассмотрении заявленного требования; определить предмет доказывания по делу, в который обязательно включить вопросы о наличии и размере возникших у истца убытков, о том, какие неправомерные действия (бездействие) допущены Российской Федерацией в отношении истца и о связи этих действий (бездействия) с причиненным истцу вредом; исходя из установленных обстоятельств принять решение по делу.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2014 года по делу N А40-119018/13 отменить и дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.