город Москва |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А40-119018/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.05.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 17.02.2014 по делу N А40-119018/13
по иску Мэрии городского округа Тольятти
(ОГРН 1036301078054, 445011, Самарская обл, г. Тольятти, пл. Свободы, д. 4)
к РФ в лице Министерства финансов РФ
(ОГРН 1037739085636, 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1)
о взыскании убытков
третьи лица: Министерство экономического развития Самарской области,
Министерство строительства Самарской области
при участии в судебном заседании:
от истца: Видченко А.В. по доверенности от 30.12.2013
от ответчика: Чупина В.А. по доверенности от 21.08.2013
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск Мэрии городского округа Тольятти к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений помещений инвалидам по решению судов в размере 22.850.000 руб. 00 коп. и расходов на проведение оценки квартир в размере 14.800 руб.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца против доводов жалобы возражал, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
На основании решений судов общей юрисдикции в городе Тольятти Самарской области мэрией города были предоставлены гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда на общую сумму 22.850.000 руб. 00 коп.
Согласно статьи 49 Жилищного кодекса РФ инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно ЖК РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и ЖК РФ, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
По правилам ст.84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Согласно правилам статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ при рассмотрении требований о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Вышеуказанные факты при рассмотрении дела в суде первой инстанции доказаны.
Поскольку доказательства оплаты отыскиваемой суммы убытков ответчик не представил исковое требование в заявленном размере удовлетворено обоснованно.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку расчет истца нормативно и документально обоснован, допустимые документальные подтверждения заявленных возражений заявитель жалобы не представил.
Поскольку на момент обращений граждан в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Жилищный кодекс РФ не предусматривал специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Вместе с тем не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Минрегионом России.
При таком положении субвенции, направляемые из федерального бюджета, являются целевыми межбюджетными трансфертами, предназначенными для обеспечения того объема и целевой направленности расходных обязательств, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут быть признаны обоснованными, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений лицам, указанным в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2014 по делу N А40-119018/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов РФ без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119018/2013
Истец: Мэрии городского округа Тольятти, Мэрия городского округа Тольятти
Ответчик: Министерство Финансов РФ
Третье лицо: Министерство строительства Самарской обл, Министерство экономического развития Самарской обл.
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8553/14
16.03.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2831/15
16.12.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-119018/13
29.09.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8553/14
05.05.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12455/14
17.02.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-119018/13