г. Москва |
|
29 мая 2013 г. |
Дело N А40-91925/12-119-869 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Контакт" Артемьевой Ю.А. по доверенности от 09 июня 2012 года
от заинтересованного лица (ответчика) Департамента земельных ресурсов города Москвы Кравца А.Г. по доверенности от 24 декабря 2012 года N 33-И-7686/12
рассмотрев 23 мая 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица (ответчика) Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 21 ноября 2012 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Быковой Ю.Л.
на постановление от 18 марта 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мухиной С.М., Поповым В.И., Поташовой Ж.В.
по делу N А40-91925/12-119-869
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Контакт" (ООО "Контакт", ОГРН 1047855019156)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконными действий
третье лицо Открытое акционерное общество Инвестиционная компания "Мир фантазий"
УСТАНОВИЛ:
ООО "Контакт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконными действий по отказу в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, выраженные в письме от 05 июня 2012 года N 33-5-7889/12-(0)-1 и об обязании утвердить схему.
В качестве третьего лица по делу привлечено Открытое акционерное общество Инвестиционная компания "Мир фантазий" (далее - ОАО ИК "Мир фантазий").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 ноября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент земельных ресурсов города Москвы просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Контакт" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Контакт" возражал против ее удовлетворения.
Представитель ОАО ИК "Мир фантазий", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Контакт" является собственником квартир N 1 и N 2, расположенных в отдельно стоящем двухквартирном здании по адресу: г. Москва, Островной пр-д, вл. 9, корп. 4.
21 мая 2012 года ООО "Контакт" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с просьбой утвердить схему расположения земельного участка, расположенного под зданием, находящимся по указанному адресу, на кадастровом плане (карте) территории путем издания соответствующего распоряжения.
Письмом от 05 июня 2012 года N 33-5-7889/12-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы указал, что распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка не может быть оформлено по причине отсутствия проекта межевания квартала. Департамент земельных ресурсов города Москвы также сослался на Постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП, указав, что недвижимое имущество, принадлежащее ООО "Контакт" на праве собственности, расположено на земельном участке, находящемся в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторического парка "Москворецкий".
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 ГК РФ, статьей 35 ЗК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ООО "Контакт" как собственник недвижимого имущества имеет безусловное право пользования земельным участком, занятым принадлежащим ему объектом недвижимости.
В соответствии со статей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно статье 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В настоящем случае на спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности заявителя.
Таким образом, заявитель может обращаться за землеустроительной документацией на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Островной пр-д, вл. 9, корп. 4.
При этом в письме Департамента земельных ресурсов города Москвы от 05 июня 2012 года сведений о недостаточности документов не содержится.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП также утвержден Регламент подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", пункт 3.9 которого определяет порядок и срок подготовки распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно пришли к выводу о том, что данном случае ответчиком не приведено оснований, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП, для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Оспариваемые действия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выраженные в отказе, оформленном в письме от 05 июня 2012 года, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, суды правомерно указали, что предметом заявления по настоящему делу является не требование о предоставлении земельного участка на каком-либо праве, а требование, связанное с невыдачей утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка не является основанием для автоматического возникновения прав на земельный участок в соответствии со статьей 29 ЗК РФ и не предопределяет принятие решения органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка, которое должно приниматься в соответствии с действующим законодательством.
Довод о необходимости получения согласия ОАО ИК "Мир Фантазий" (арендатора), несостоятелен, постольку по заявлению собственника здания об оформлении земельно-правовых отношений орган исполнительной власти обязан утвердить и выдать схему расположения земельного участка, образование земельных участков осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти, указанных в статье 29 ЗК РФ.
В соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для утверждения органом власти схемы расположения земельного участка, согласие арендатора этого участка не требуется.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 ноября 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по делу N А40-91925/12-119-869 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.