г. Москва |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А40-6847/12-41-67 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от истцов Открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" Красных Е.В. по доверенности от 27 августа 2012 года N 356, Михеевой С.В. по доверенности от 27 августа 2012 года N 369, Горбунова Е.Ю. по доверенности от 25 июля 2012 года
Общества с ограниченной ответственностью "Газобетон 48" Михеевой С.В. по доверенности от 09 декабря 2012 года
от ответчиков Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Болдырева С.В. по доверенности от 13 августа 2012 года
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Липецкой области) Бобровской Н.А. по доверенности от 05 декабря 2012 года
от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области Негробова В.Л., Писаренко В.Е. по доверенности от 30 ноября 2012 года N 158
от лиц, не участвовавших в деле Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области Бакланова М.Ю. по доверенности от 31 января 2012 года N 167-ок
Администрации Липецкой области Бакланова М.Ю. по доверенности от 10 июля 2012 года N 7286-01
рассмотрев 16 мая 2013 года в судебном заседании кассационные жалобы истцов Открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" и Общества с ограниченной ответственностью "Газобетон 48", ответчиков Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Липецкой области), третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, лиц, не участвовавших в деле Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, Администрации Липецкой области
на решение от 26 октября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьёй Березовой О.А.
на постановление от 21 февраля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Барановской Е.Н., Красновой С.В., Панкратовой Н.И.
по делу N А40-6847/12-41-67 по иску Открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" (ОАО "НЛМК", ОГРН 1024800823123) и Общества с ограниченной ответственностью "Газобетон 48" (ООО "Газобетон 48", ОГРН 1114823005593) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Липецкой области) об изменении кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Федеральное государственное предприятие "Госземкадастрсъемка"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее-ОАО "НЛМК") и Общество с ограниченной ответственностью "Газобетон-48" (далее - ООО "Газобетон-48") обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата по Липецкой области" о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0035001:230, расположенного по адресу: г. Липецк, пл. Металлургов, 2, на его рыночную стоимость в размере 31 800 000 000 руб.; обязании органа кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 31 800 000 000 руб.; признании рыночной стоимости в размере 31 800 000 000 руб. кадастровой стоимостью, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2009 г.
Определением от 24.02.2012 судом осуществлена замена ответчика Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Липецкой области" его процессуальным правопреемником - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Липецкой области) (далее - ФГБУ "ФКП "Росреестра").
В процессе судебного разбирательства истцы уточнили исковые требования и просили изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0035001:230, расположенного по адресу: г. Липецк, пл. Металлургов, 2, на его рыночную стоимость в размере 31 900 000 000 руб.; обязать орган кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 31 900 000 000 руб.; признать рыночную стоимость в размере 31 900 000 000 руб. кадастровой стоимостью, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2009.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - Управление Росреестра по Липецкой области), Федеральное государственное предприятие "Госземкадастрсъемка" (далее - предприятие "Госземкадастрсъемка").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2012 заявленные истцами требования были удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10. 2012 изменено в части. Признана рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0035001:230 в размере 31 900 000 000 руб. его кадастровой стоимостью с применением ее в качестве таковой с даты вступления в силу решения суда. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "НЛМК" и ООО "Газобетон 48" просят отменить постановление суда апелляционной инстанции от 21.02.2013 в части изменения решения от 26.10.2012, так как в целях восстановления нарушенных прав истцов измененная кадастровая стоимость в размере 31 900 000 000 рублей (равном рыночной стоимости) должна применятся в качестве таковой для целей предусмотренных законодательством с 01.01.2009.
В кассационных жалобах Росреестр, ФГБУ "ФКП "Росреестра" (в лице филиала по Липецкой области), Управление Росреестра по Липецкой области просят отменить принятые по делу решение от 26.10.2012 и постановление от 21.02.2013 как необоснованные, так как представленный истцами в материалы дела отчет по определению рыночной стоимости спорного земельного участка не отвечает признакам достоверного доказательства, судами должным образом не оценено установление новой кадастровой стоимости земельного участка и не соблюдение процедуры досудебного разрешения спора.
В кассационных жалобах Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и Администрация Липецкой области, лица, не участвовавшие в деле, просят отменить принятые по делу об их правах и обязанностях без их участия судебные акты. При этом Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области полагает, что судебные акты затрагивают его права заказчика и стороны по государственному контракту на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земли, а Администрация Липецкой области указывает, что результаты рассмотрения спора влияют на налоговые поступления в бюджет.
В отзывах на кассационные жалобы ОАО "НЛМК" и ООО "Газобетон 48", отмечая несостоятельность их доводов, просят в удовлетворении жалоб Росреестра, ФГБУ "ФКП "Росреестра" (в лице филиала по Липецкой области), Управления Росреестра по Липецкой области отказать, а производство по жалобам лиц, не участвовавших в деле прекратить.
В судебном заседании ФГБУ "ФКП "Росреестра" (в лице филиала по Липецкой области) заявлено ходатайство о приостановлении исполнения решения от 21.10.2012 и постановления от 21.02.2013 до принятия судебного акта судом кассационной инстанции.
Арбитражный суд кассационной инстанции не нашёл оснований для удовлетворения данного ходатайства.
В судебном заседании представители Росреестра, ФГБУ "ФКП "Росреестра" (в лице филиала по Липецкой области), Управления Росреестра по Липецкой области, Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, Администрация Липецкой области, поддержали доводы поданных ими кассационных жалоб и возражали против кассационной жалобы истцов.
Представители ОАО "НЛМК" и ООО "Газобетон 48" поддерживая в судебном заседании доводы своей кассационной жалобы, возражали против удовлетворения кассационных жалоб ответчиков, третьего лица и лиц, не участвовавших в деле.
Извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела представитель предприятия "Госземкадастрсъемка" в судебное заседание не явился, отзывы на кассационные жалобы не представил.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно жалоб, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц участвующих в деле, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену решения, постановления.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ОАО "НЛМК" и ООО "Газобетон-48" на праве долевой собственности принадлежит земельный участок общей площадью 27527526 кв. м с кадастровым номером 48:20:0035001:230, расположенный по адресу: г. Липецк, пл. Металлургов, 2.
Постановлением Администрации Липецкой области от 10.10.2008 N 277 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" была утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 76 664 710 460 руб. 52 коп., что существенно превышало ранее определенную кадастровую стоимость земельного участка, составляющую 26 295 393 936 руб. 24 коп. согласно данным кадастрового паспорта от 21.08.2008 г.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав ОАО "НЛМК" и ООО "Газобетон-48" как собственников земельного участка и плательщиков земельного налога, истцы обратились в арбитражный суд с указанными исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные ОАО "НЛМК" и ООО "Газобетон-48" требования суды исходили из того, что в силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцам на праве собственности, была определена на основании постановления Администрации Липецкой области от 10.10.2008 N 277 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" в размере 76 664 710 460 руб. 52 коп.
Однако истцами представлен отчет Института оценки собственности и финансовой деятельности N НЛМК-1 от 07.12.2011 о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (в 2,4 раза) превышает рыночную стоимость участка, составляющую 31 900 000 000 руб.
Действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Поэтому, по мнению суда, истцы правомерно обратились в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При рассмотрении дела судами были проверены и отклонены доводы ответчиков о том, что представленный истцами в материалы дела отчет по определению рыночной стоимости спорного земельного участка не отвечает признакам достоверного доказательства, не соответствует требованиям статей 11, 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
При этом суды указали, что статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Такое экспертное заключение составлено Некоммерческим партнерством "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО" 26.12.2011, согласно которому отчет ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" от 07.12.2011 N НЛМК-1 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиками не представлены, и в судебном заседании ответчики сослались на отсутствие необходимости назначения по делу соответствующей экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка.
При рассмотрении дела судами были проверены и отклонены и доводы о несоблюдении истцами досудебного порядка разрешения настоящего дела, поскольку обязательный претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиками действующим законодательством не предусмотрен. Наличие же у истцов материально-правовых требований к ответчикам обосновано несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у истцов в силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Судом апелляционной инстанции было учтено, что 18.01.2013 опубликовано решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28.12.2012 N 3930, которым утверждена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка. При этом суд отмечая, что согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2012 N 03-05-05-02/110 вновь определенная кадастровая стоимость будет применяться для целей налогообложения только с 01.01.2014, указал, что предметом настоящего судебного разбирательства она не является и к рассматриваемому спору не относима.
При повторном рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции изменил решение от 26.10.2012, найдя неправомерным выводом суда первой инстанции о признании рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0035001:230 в размере 31 900 000 000 руб. его кадастровой стоимостью с применением ее в качестве таковой с 01.01.2009. Предметом заявленных истцами требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении была проверена и подтверждена решением Липецкого областного суда от 14.05.2010 г. по делу N 3-2/2010, вступившим в законную силу. При таких обстоятельствах рыночная стоимость земельного участка может действовать как новая кадастровая стоимость с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствующими установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационных жалоб Росреестра, ФГБУ "ФКП "Росреестра" (в лице филиала по Липецкой области), Управления Росреестра по Липецкой области, ОАО "НЛМК" и ООО "Газобетон-48" фактически сводящиеся к повторению иной чем у судов оценке обстоятельств дела, проверенные и обоснованно и правомерно отклоненные судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что производство по кассационным жалобам Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и Администрации Липецкой области подлежит прекращению, так как судебными актами непосредственно не затрагиваются их права и обязанности, не создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
производство по кассационным жалобам Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и Администрации Липецкой области прекратить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2013 года по делу N А40-6847/12-41-67 оставить без изменения, кассационные жалобы Открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" и Общества с ограниченной ответственностью "Газобетон 48", Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Липецкой области), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.