г. Москва |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А41-12995/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Олимп Инвест" Коршунова А.И. по доверенности от 14 февраля 2013 года
от третьего лица Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области Штырлова А.В. по доверенности от 24 мая 2013 года N 171-1
рассмотрев 28 мая 2013 года в судебном заседании направленное определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-2314/13 от 24 апреля 2013 года для проверки в порядке кассационного производства постановление от 26 ноября 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Черниковой Е.В., Диаковской Н.В., Епифанцевой С.Ю.
по делу N А41-12995/12
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Олимп Инвест" (ОГРН 1045010206713)
к Администрации Щелковского муниципального района Московской области (ОГРН 1035010204745)
о признании незаконными действий
третьи лица Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Муниципальное медицинское учреждение "Центр детского и специального питания"
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп Инвест" (далее - ООО "Олимп Инвест") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Щелковского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и выкупе нежилого помещения арендуемого заявителем по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Сиреневая, д. 9, пом. 7, об обязании осуществить действия, установленные статьей 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества), а именно обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности); принять решения об условиях приватизации арендуемого имущества; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества.
В качестве третьего лица по делу привлечен Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 августа 2012 года заявленные требования были удовлетворены.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 года установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены судебного акта, а именно суд первой инстанции принял решение о правах лица, не привлеченного к участию в деле - Муниципального медицинского учреждения "Центр детского и специального питания" и рассмотрении дела в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Муниципальное медицинское учреждение "Центр детского и специального питания" привлечено в качестве третьего лица.
Заявитель уточним заявленные требования и просил признать незаконным отказ в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и выкупе нежилого помещения, арендуемого заявителем, а также бездействие Администрации в части совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения, арендуемого заявителем по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Сиреневая, д. 9, пом. 7, обязать Администрацию осуществить юридически значимые действия, установленные в статье 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, а именно обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2012 года указанное решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N ВАС-2314/13 в передаче дела N А41-12995/12 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2012 года ООО "Олимп Инвест" отказано. Дело направлено на рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Московского округа для проверки в порядке кассационного производства правильности применения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ООО "Олимп Инвест" поддержал свои доводы и требования, а представитель Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области возражал против доводов, указывая на их несостоятельность.
Представители Администрации и Муниципального медицинского учреждения "Центр детского и специального питания", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления от 26 ноября 2012 года.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд апелляционной инстанции разрешил спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
Арбитражным судом установлено, что на основании договора аренды от 28 июня 2005 года N 1821, заключенного между Администрацией (арендодателем), Муниципальным медицинским учреждением "Центр детского и специального питания" (балансодержателем) и ООО "Олимп Инвест" (арендатором), во временное владение общества было передано муниципальное недвижимое имущество - нежилые помещения в здании гражданского назначения: мебельный салон общей площадью 260 кв.м (помещения NN 51, 69, 73, 74, 75) и часть нежилых помещений в здании молочной кухни общей площадью 133,6 кв.м (помещения NN 18, 19, 21, 22, 23, 44) общей площадью 393,6 кв.м, расположенные по адресу: г. Щелково, ул. Сиреневая, д. 9.
В соответствии с постановлением Главы Щелковского муниципального района от 25 сентября 2008 года N 3304 "О продаже на аукционе муниципального имущества Щелковского муниципального района - нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Сиреневая, дом 9" часть арендуемых ООО "Олимп Инвест" помещений - мебельный салон общей площадью 260 кв.м (помещения NN 51, 69, 73, 74, 75) была продана Семенцу С.В. по договору купли-продажи от 10 ноября 2008 года N 249.
В результате осуществления технической инвентаризации находящихся в аренде у ООО "Олимп Инвест" и отчужденных в пользу Семенца С.В. нежилых помещений N N 51, 69, 73, 74, 75, 18, 19, 21, 22, 23, 44 были сформированы обособленные объекты недвижимости - помещение N 5 площадью 249,1 кв.м и помещение N 7 площадью 131,6 кв.м.
Соответствующие изменения в договор аренды от 28 июня 2005 года N 1821 внесены не были.
ООО "Олимп Инвест" 07 ноября 2011 года обратилось к Главе Администрации с заявлением о выкупе нежилого помещения общей площадью 133,5 кв.м, расположенного в здании по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Сиреневая, д. 9, арендуемого в соответствии с договором аренды от 28 июня 2005 года N 1821, со ссылкой на нормы статьи 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
Повторное обращение было направлено заявителем 10 ноября 2011 года.
В ответ на обращение от 10 ноября 2011 года Администрация сообщила заявителю о внесении на рассмотрение Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области прогнозного плана приватизации муниципального имущества Щелковского муниципального района на 2012 год, с содержащимся в нем пунктом о преимущественном праве арендатора - ООО "Олимп Инвест" на приобретение истребуемого объекта, и отсутствии возможности для приватизации данного объекта в 2012 году в связи с утверждением решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 20 декабря 2011 года N 253/41 "О принятии решения Совета депутатов Щелковского муниципального района "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества Щелковского муниципального района на 2012 год" плана приватизации в редакции без указанного пункта.
Установив данные обстоятельства, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что указанное решение Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 20 декабря 2011 года N 253/41 и производное от него решение от 20 декабря 2011 года N 253/41-102-НПА "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества Щелковского муниципального района на 2012 год" ООО "Олимп Инвест" в установленном законом порядке не оспорено.
Предусмотренное нормой пункта 2 статьи 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества право арендатора - субъекта малого и среднего предпринимательства ООО "Олимп Инвест" не реализовано.
Доказательства обращения ООО "Олимп Инвест" в орган местного самоуправления с заявлением о соответствии заявителя условиям статьи 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не представлены.
Кроме того, в настоящее время в Едином государственном реестре прав имеется запись о праве собственности Щелковского муниципального района Московской области в отношении нежилого помещения в здании - помещения, назначение: нежилое, общая площадь 131,6 кв.м, этаж 1, адрес объекта: Московская область, г. Щелково, ул. Сиреневая, д. 9, пом. 7, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 222128 от 17 декабря 2008 года, вместе с тем в договор аренды от 28 июня 2005 года N 1821 соответствующие изменения не внесены.
Действительно в силу статьи 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Порядок реализации преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества установлен в статье 4 указанного Закона и предусматривает принятие органом местного самоуправления соответствующего решения об условиях приватизации арендуемого имущества и направление в адрес арендатора - субъекта малого и среднего предпринимательства предложения о заключении договоров купли-продажи муниципального имущества с приложением проекта договора.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 указанного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении данного заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у суда оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судом, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2012 года по делу N А41-12995/12 оставить без изменения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.