г. Москва |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А40-54884/12-127-523 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Дунаевой Н.Ю., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
от истца ЗАО "ЭРИОЛА" - не явился, извещен,
от ответчика ГБКУ г. Москвы "Московский драматический театр им. К.С.Станиславского" - Артемов 05.06.2013дов от 10.12.2012 г
от третьих лиц: 1. ДИгМ - Сычев И.В. дов. от 27.02.2013г.N ДГИ - Д-149\13
2.Департамента культурного наследия г. Москвы - Пефтиева О.И. дов. от 29.12.2012 N 16-02-393\1-151
3.Департамента культуры г. Москвы - не явился, извещен
4.Управления Росреестра по г. Москве - не явилось, извещено
рассмотрев 05.06.2013 г. в судебном заседании кассационную
жалобу ЗАО "ЭРИОЛА"
на решение от 28 ноября 2012 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Скачковой Ю.А.,
на постановление от 25 февраля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Тихоновым А.П., Кораблевой М.С., Кузнецовой Е.Е.
по иску ЗАО "ЭРИОЛА"
к ГБКУ г. Москвы "Московский драматический театр им. К.С. Станиславского"
о понуждении осуществить действия, направленные на государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды
третьи лица ДИгМ, Департамент культурного наследия г. Москвы, Департамент культуры г. Москвы, Управление Росреестра по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ответчику о понуждении совершить действия по государственной регистрации дополнительного соглашения от 01.10.10 г. к договору аренды от 01.05.1999 г. на основании ст.165,168, 307, 309, 314, 432, 619 Гражданского кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28 ноября 2012 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 28 ноября 2012 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ЗАО"ЭРИОЛА"-без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО"ЭРИОЛА" подана кассационная жалоба, в которой истец просит отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 28 ноября 2012 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 г. по основаниям несоответствия выводов, содержащихся в решении, постановлении, имеющимся доказательствам, неправильного применения норм материального права, принято новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы истец указал, что не согласен с выводами судов о том, что подписание дополнительного соглашения в отношении имущества,находящегося в собственности г. Москвы,без согласия и участия Департамента г. Москвы противоречит ст. 608 ГК РФ.
Договор аренды от 1 мая 1999 г. от 1 мая 1999 г. был заключен в соответствии с Распоряжением Мэра г. Москвы от 07.06.1994 г. N 277-РМ "О порядке сдачи театрами в аренду нежилых помещений", пунктом 1 которого установлено, что в целях укрепления материально-технической базы и развития уставной деятельности театров,относящихся к ведению Комитета по культуре и Правительства г. Москвы, согласно прилагаемому перечню, разрешено с 1 -го января 1994 г. в установленном порядке самостоятельно сдавать в аренду нежилые помещения,находящиеся в оперативном управлении или полном хозяйственном ведении указанных театров,независимо от категорий зданий.
В п.8 Перечня театров, имеющих право самостоятельно сдавать а аренду нежилые помещения,находящиеся в полном право самостоятельно сдавать в аренду нежилые помещения, утвержденного указанным Распоряжением мэра г. Москвы,названы ГУК г. Москвы "МДТ им. К. С. Станиславского" и помещения в здании по ул. Тверской, д. 23, стр. 1, 1а, 2, 3.
Постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2000 N 325 "О передаче театрально-концертным организациям в оперативное управление зданий и помещений" подтверждено право театрально-концертных организаций самостоятельно сдавать в аренду нежилые помещения, переданные им в оперативное управление. Пунктом 44 Приложения (Перечня театрально-концертных организаций, помещения и здания которых подлежат передаче в оперативное управление) указаны помещения, переданные ГУК г. Москвы им. К.С. Станиславского " в здании по ул. Тверской.д. 23 стр. 1, 1а, 2, 3.
Согласно дополнительному соглашению от 14 февраля 2003 г. к контракту на право оперативного управления от 14.02.2003 г. N 0-28 Департамент имущества г. Москвы разрешил ответчику сдавать в аренду нежилые помещения по ул. Тверской, д. 23/12, стр.1-1а, переданные ответчику в оперативное управление по данному контракту.
В соответствии со ст. 296 Гражданского Кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и и распоряжаются этим имуществом в пределах,установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Договор аренды был заключен в соответствии с нормами действующего на тот момент законодательства.
Вывод суда о нарушении порядка согласования договора аренды от 1 мая 1999 г. с ДИГМ, выполняющего полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом г. Москвы, утвержденному Распоряжением Департамента имущества г. Москвы от 14 октября 2009 г. N 3133-р, противоречит ст. 4 ГК РФ, устанавливающий, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
По указанным основаниям истец не согласен с выводом суда о несоблюдении при подписании дополнительного соглашения от 1 октября 2010 г. Приказа Департамента культуры г. Москвы от 17 сентября 2010 г. N 548 "Об упорядочении сдачи помещений в аренду, поскольку был издан в целях исполнения указанного Распоряжения Департамента имущества г. Москвы от 14 октября 2009 г. N 3133-р.
Суд сделал вывод о том, что подписанное дополнительное соглашение между истцом и ответчиком не соответствует требованиям законодательства РФ, а именно, постановлению Правительства Москвы N 486-ПП от 19 июня 2007 г. "О порядке учета доходов от сдачи в аренду государственного имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениями г. Москвы", а также Постановлению Правительства г. Москвы от 29.01.2008 г. N 76-ПП "О порядке использования государственными учреждениями недвижимого имущества,переданного им в оперативное управление".
Нормативные акты, которые суд счел нарушенными, являются утратившими силу.
Дополнительным соглашением от 01.10.2010 г. к договору аренды от 01.05.1999 г. стороны намеревались привести в соответствие договор аренды с контрактом на право оперативного и конфигурацией помещений.
Необоснованным находит истец и вывод суда о нарушении при заключении договора,выразившимся в его несогласовании с органом по охране культурного наследия. Согласно Положению о Комитете по культурному наследию г. Москвы, действовавшему на дату подписания дополнительного соглашения, в нем не предусмотрены функции Комитета по согласованию договоров аренды.
В судебное заседание истец не явился, о дне рассмотрения дела был извещен, дело рассматривается в его отсутствие с ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Ответчик. ГБУК г. Москвы "Московский драматический театр им. К.С. Станиславского" в судебное заседание явился, с доводами кассационной жалобы не согласен, решение арбитражного суда от 21 ноября 2012 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2013 г. находит законными и обоснованными.
В обоснование возражений ответчик указал, что договор аренды заключен без согласования с Департаментом имущества г. Москвы, что является нарушением ст.ст. 298, 608 Гражданского кодекса РФ.
В адрес театра было направлено представление, в котором предлагалось принять меры по расторжению договора аренды.
ГБУК г. Москвы "Московский драматический театр" им. К.С. Станиславского", являясь бюджетным учреждением, без согласия собственника каким-либо образом не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
Пунктом 3.1 Постановоления Правительства г. Москвы от 19 июня 20007г. N 486-ПП"О порядке учета доходов от сдачи в аренду государственного имущества,переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям г. Москвы", действовавшего на момент заключения дополнительного соглашения к договору предусмотрено, что бюджетные учреждения г. Москвы с 1 января 2007. Должны организовать работу по включению в качестве третьей стороны договора Департамента имущества г. Москвы. Указанное требование содержалось и в п. 7 Постановления Правительства г. Москвы от 29.01.2008 г. N 76-ПП.
Дополнительное соглашение от 1 октября 2010 г. предусматривало внесение в договор изменений в связи с значительными осуществленными перепланировками, в том числе и в здании, расположенном по адресу :г. Москва, ул. Тверская, д.23, стр. 1.
Указанное здание является объектом культурного наследия, что подтверждается охранным обязательством N 179 от 16 января 1992 г.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 52 N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" объекты культурного наследия используются с обязательным согласованием осуществления проектирования и проведения землеустроительных работ, земляных, мелиоративных,хозяйственных и иных работ на территории культурного наследия.
Никах согласований по произведенным перепланировкам с Департаментом культурного наследия г. Москвы не проводилось.
Истцом была представлена в материалы дела копия разрешения Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы от 10.02.2003 г., в котором указано кафе-клуб "Сан-Мишель".
Третьи лица, Департамент имущества г. Москвы, Департамент культурного наследия г. Москвы в судебное заседание явились, с доводами кассационной жалобы не согласен по основаниям, указанным ГБУК г. Москвы им. К.С. Станиславского.
Третьи лица, Департамент культуры г. Москвы,Управление Росреестра г. Москвы в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения были извещены, отзыв на жалобу не представили, дело рассматривается в их отсутствие в соответствие с ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекс а Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения ответчика, третьих лиц, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судом первой и апелляционной инстанцией установлено и из материалов дела следует, что 01.05.1999 г. между Драматическим театром имени К.С. Станиславского (арендодатель) и ЗАО "ЭРИОЛА" (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Москва, ул. Тверская, д. 23, стр. 1, общей площадью 767,1 кв.м. под размещение клуба "Станиславский". В состав арендуемого помещения вошли: фойе - 523,1 кв.м. пристройка - 170 кв.м., подвал театра 27,5 кв.м., 4-й этаж здания - 46,5 кв. м.(л.д. 16-21 т. 1) Договор заключен на срок с 01.05.99 г. по 30.04.2002 г., зарегистрирован в установленном порядке 02.09.99г., запись о государственной регистрации N 77-01/00-02/1999-28448.
Основанием для заключения договора явилось Распоряжение Мэра г. Москвы от 7 июня 1994 г. N 277-РМ "О порядке сдачи театрами в аренду нежилых помещений", согласно которому Московскому драматическому театру им. Станиславского разрешено в установленном порядке самостоятельно сдавать в аренду нежилые помещения в целях укрепления материально- технической базы и развития уставной деятельности театра.
Помещение передано по акту приема-передачи 1.05.2009 г. Арендатор обязался использовать помещение строго оп назначению, указанному в п. 2.1 договора, своевременно производить оплату платежей.
Согласно п. 5.3.8 договора арендатор не вправе без письменного разрешения арендодателя производить никаких перепланировок или капитального ремонта.
26.04.04 г. сторонами заключено и зарегистрировано дополнительное соглашение, в котором арендуемая площадь изменена по обоюдному согласию сторон на 940,9 кв.м., срок аренды установлен до 31.12.2033 г. (л.д. 87-88 т. 1)
Площадь нежилых помещений, подлежащих передаче арендатору, определена на основании данных территориального бюро технической инвентаризации..
01.10.09г. между ГБУ "Московский драматический театр им. К.С. Станиславского " и ЗАО "ЭРИОЛА" заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 01.05.1999 г., которым установлен размер арендной платы в размере 5 313 420 руб. в год (включая НДС). Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке (л.д.41 т. 1)
14.02.2003 г. между Департаментом имущество г. Москвы и Государственным учреждением культуры г. Москвы "Московский драматический театр им. К.С. Станиславского" был заключен контракт, в соответствии с которым театру передано в оперативное управление помещения общей площадью 5691,6 кв. м. по адресу: г. Москва, ул.Тверская. стр. 1-1а. (л.д. 87-90 т. 1). По условиям контракта учреждение не вправе производить никаких перепланировок и переоборудование помещения без письменного разрешения Департамента,не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, в том числе, правом передачи в аренду без письменного разрешения Департамента.
Дополнительным соглашением к указанному контракту 14.02.2003 г. Государственному учреждению им. К.С. Станиславского разрешено сдавать в аренду нежилые помещения по ул. Тверской,д.23/12, стр.1-1а и направлять 100% средств, получаемых от аренды на развитие уставной деятельности театра.(л.д. 93 т. 1)
18 декабря 2008 г. между Департаментом имущества г. Москвы и Государственным учреждением культуры г. Москвы, Московским драматическим театром им. К.С. Станиславского заключено дополнительное с соглашение к контракту от 14.02.2003 г., которым внесены изменения относительно используемой театром площади с 5691,6 кв.м. на 5847,4 кв.м. (л.д.97 т. 1). Изменения внесены на основании паспорта БТИ по состоянию на 23.10.2007г.Согласно справки БТИ по состоянию на 17.12.2008 г. изменение площади здания произошло за счет произведенной перепланировки и обустройства антресоли 1-го этажа. (л.д.117 т.1).
01.10.2010 г. между ГБУ "Московский драматический театр им. К.С. Станиславского" и ЗАО"ЭРИОЛА" подписано дополнительное соглашения к договору аренды от 01.05.1999 г., согласно которому площадь арендуемых помещений составляет 998 кв.м., изменено также и наименование арендуемых помещений и величина ставки арендной платы.
Государственная регистрация указанного соглашения не была произведена, так как площадь подвальных помещений увеличилась на 4,4 кв.м., которая требовала внесения изменения в ЕГРП.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москвы отказано в государственной регистрации внесения изменений в запись ЕГРП и выдачи повторного свидетельства в отношении объекта недвижимого имущества,расположенного по адресу :Москва,ул. Тверская, д. 23, стр. 1 (л.д. 40 т. 1). Основанием к отказу в государственной регистрации таких изменений явилось то обстоятельство, что в регистрирующий орган не представлены документы, из которых бы усматривалось, в результате каких работ объект недвижимости претерпел существенные изменения в сторону увеличения его площади, а также документы, подтверждающие что при проведении работ не были затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. Кроме того, в результате сопоставления представленных в Управление документов и документов БТИ, имеющихся в материалах ранее представленного регистрационного дела установлено, что внешние границы данных объектов не совпадают, из чего можно сделать вывод о том, что часть здания располагается вне границ земельного участка, расположенного под зданием. Подобное изменение параметров объекта подпадает под определение понятия реконструкции, содержащиеся в ст.1 Градостроительного Кодекса РФ.
В соответствии с письмом Департамента культурного наследия г.Москвы от 08.08.2012 г., поступившим в ответ на запрос Управления, объект недвижимого имущества,расположенный по адресу: г.Москва, ул. Тверская, д. 23, стр. 1 является объектом культурного наследия., работ по реконструкции объекта должны проводиться в соответствии с нормами Федерального Закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ"Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры)".
Отказывая в иске ЗАО"ЭРИОЛА" обязать ГБКУ г. Москвы "Московский драматический театр им. К.С. Станиславского зарегистрировать дополнительное соглашение от 01.10.2010 г. к договору аренды от 01.05.1999 г., суд первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что стороны при подписании дополнительного соглашения от 01.10.10 г. нарушили требования действующего федерального законодательства о памятниках культуры г. Москвы, не привели условия договора аренды от 01.05.1999 г. в соответствии с законодательством, не согласовали сдачу в аренду спорных нежилых помещений, часть которого является памятником культуры, с Департаментом культурного наследия г. Москвы, с Департаментом культуры г. Москвы, с Департаментом имущества г. Москвы, как собственником (ст.608 Гражданского кодекса РФ).
5 августа 2010 г. Департаментом имущества г.Москвы в адрес ГБУ "Московский драматический театр им. К.С. Станиславского" было направлено представление N 2136-0/01-43 о принятии мер к досрочному прекращению договоров аренды,заключенных с нарушением установленного законодательства.
Дополнительное соглашение от 01.10.2010 г. не соответствовало Постановлению Правительства РФ N 486-ПП от 19 июня 2007 г. "О порядке учета доходов от сдачи в аренду государственного имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям г. Москвы", а также Постановлению Правительства г. Москвы от 29.01.2008 г. N 76-ПП "О порядке использования государственными учреждениями недвижимого имущества, переданного в оперативное управление" и требованиям Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)народов Российской Федерации".
Согласно ст. 52 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. объект культурного наследия используется с обязательным согласованием в порядке, установленном п.4 ст.35 настоящего Федерального Закона осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект культурного наследия.
Согласно ст.9.1 настоящего закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по осуществлению государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со ст.33 Федерального закона.
Часть здания, расположенного по адресу: г. Москва. ул.Тверская, д. 23 стр. 1 является объектом культурного наследия(памятник истории и культуры) федерального назначения "Здание кинотеатра "АРС".
Часть здания по Мамоновскому переулку относится к объектам историко-градостроительной среды" Доходный жилой дом с торговыми помещениями, 1888 г., архитектор М. Арсеньев(ИКЭС при Москомнаследии, протокол секции N 1 "Историко-культурная экспертиза объектов,заявленных к вкючению в реестр объектов недвижимого культурного наследия" от 28 мая 2008 г. N 1/14)
Никаких согласований с Департаментом культурного наследия по перепланировке помещений не производилось.
Довод истца о получении разрешения на реконструкцию арендуемого помещения обоснованно отклонен судом первой и апелляционной инстанцией, так как Московскому драматическому театру им. К.С. Станиславского разрешалось произвести работы по оформлению входа и устройства выносного витража из легких быстровозводимых конструкций.
Подписание сторонами дополнительного соглашения от 1 октября 2010 г. произведено с нарушением требованием Приказа Департамента культуры г. Москвы от 17 сентября 2010 г. N 548 "Об упорядочении сдачи помещений в аренду". п.1.1 которого предусматривает необходимость сдачи закрепленных на праве оперативного управления помещений в аренду в строгом соответствии с Постановлением Правительства от 29 января 2008 г. N 76-ПП, а также в соответствии с Распоряжением Департамента имущества г.Москвы от 14 октября 2009 г. N 3133-р.
Пункт 1.2 Приказа предусматривает согласование сдачи закрепленных на праве оперативного управления помещений в аренду с Департаментом культуры г. Москвы.
Согласно п.1.3 Приказа необходимо переоформление в месячный срок действующих договоров аренды и оформление новых договоров и их согласование с Департаментом имущества г. Москвы в соответствии с примерным договором аренды нежилого помещения, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства г.Москвы 29 января 2008 г. N 76-ПП, вне зависимости от срока договора аренды.
Подписывая дополнительное соглашение 1 октября 2010 г., истец и ответчик не привели договор аренды от 1 мая 1999 г. в соответствии с требованиями законодательства.
Ссылка истца решение арбитражного суда г. Москвы от 23 июля 2012 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу N А40-31157/12-54-139, котрыми Государственному бюджетному учреждению культуры г. Москвы "Московский драматический театр имени К.С. Станиславского" отказано в иске о расторжении договора аренды нежилого помещения от 1 мая1999 г. и признании недействительным дополнительного соглашения от 1 октября 2010 г. ввиду его несоответствия законодательству не может быть принята во внимание, так как постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 января 2013 г. судебные акты по указанному делу отменены,дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд г.Москвы.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Ссылка истца на ст.165, 168, 432, 619 Гражданского Кодекса РФ обоснованно признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, так как истец, в данном случае, привел общие нормы недействительности сделок, не представил правовых оснований для понуждения ответчика совершить действия по государственной регистрации оспариваемого дополнительного соглашения. Судом первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют имеющимся доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2012 года по делу N А40-54884/12-127-523, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "ЭРИОЛА" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
Н.Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.