г. Москва |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А40-123589/12-143-574 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Алексеева С.В., Комаровой О.И.
при участии в заседании:
от истца Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области" (ИНН 2901227755, ОГРН 1122901013730) - не явился, извещен
от ответчика Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ИНН 7701330105) -Конорев М.М. дов. от 03.12.2012 г. N 2437-ю, Эргешов В,Н. дов. от 06.05.2013 г. N 2498-ю
рассмотрев 19.06.2013 г. в судебном заседании кассационную
жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области"
на решение от 11 декабря 2012 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Гедрайтис О.С.,
на постановление от 22 февраля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Семикиной О.Н., Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С.
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области"
к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта российской Федерации"
о понуждении заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" с требованием о понуждении заключить договор.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2013 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суды исходили из того, что охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Не согласившись с данными судебными актами, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление по основаниям несоответствия содержащихся в них выводов имеющимся доказательствам, неправильного применения норм материального права и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В обоснование доводов заявитель указал, что истец обратился в суд с заявлением о понуждении ответчика заключить договор на охрану комнаты хранения оружия, поскольку ответчик является юридическим лицом с особыми уставными задачами, а в силу распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 г. N 1629-р объект ответчика - комната хранения оружия, подлежит обязательной охране полицией.
Судами не учтено, что согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, распоряжения Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Частью 2 указанной статьи установлено, что распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Распоряжение Правительства РФ N 1629-р не отменено Президентом РФ, оно издано с учетом всего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и не противоречит ему. В соответствие с указанным Распоряжением подлежат обязательной охране перечисленные в нем объекты полицией на основе договоров.
Согласно Распоряжению Правительства РФ N 1629-р ответчик является обязанной стороной в вопросе заключения договора на охрану комнаты хранения оружия подразделением истца, данная ситуация подпадает под предмет регулирования п. 4 ст. 445 ГК РФ и порядок заключения договора в случае, когда обязанная сторона отказывается от его заключения, был выполнен истцом в полной мере.
Истец не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что Гражданское законодательство не предусматривает такого способа защиты права как понуждение заключить договор, указанный вывод противоречит пункту 4 ст. 445 ГК РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, указав, что предприятие основано и действует на основании Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране", "Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федераций от 27.06.2009 N 540 и других законодательных актах Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, а также иные задачи, которые могут быть возложены на ведомственную охрану в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Действующее законодательство предусматривает, что охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области" надлежащим образом извещенное о дате и месте судебного разбирательства своего представителя в суд кассационной инстанции не направило. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу решения и постановления, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с Уставом Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", ответчик осуществляет охрану перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава и на основании ФЗ-77 от 14.04.99г. "О ведомственной охране" с использованием огнестрельного оружия.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцом была направлена оферта ответчику, при этом ответчик ответа не дал. По мнению истца, заключение договора на охрану комнаты хранения оружия является обязательным для ответчика.
Основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, а также иные задачи, которые могут быть возложены на ведомственную охрану в соответствии с федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране").
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ N 77-ФЗ от 14.04.1999 "О ведомственной охране" ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами; перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу первому статьи 9 Закона N 77-ФЗ работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия.
Согласно статье 2 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года N 540, ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора на железнодорожном транспорте.
Пунктом 19 "Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N 540, определено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта организует получение ведомственной охраной во временное пользование в органах внутренних дел боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на нее обязанностей по защите охраняемых объектов и охране грузов.
В соответствии с п.2.1 Устава Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 17.12.2009 N 553, предприятие создано в целях удовлетворения потребностей юридических и физических лиц, в том числе лиц, эксплуатирующих объекты транспортной инфраструктуры, независимо от того, находятся они в их собственности или используются на ином законном основании, в охране перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава. Предприятие вправе в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 8 Федерального закона от 14.04.1999 N77-ФЗ "О ведомственной охране") осуществлять защиту охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с заключенными договорами.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации, которое постановлением от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов установлены разделом XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814".
Согласно абзацу 1 пункта 169.6 Инструкции комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
При этом абзацем 5 указанного пункта инструкции установлено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
В соответствии с п. 3.3. инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, утвержденной приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 N 232, комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям установленных приказом МВД России от 12.04. 1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814. Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряда), начальника караула подразделения ФГП ВО ЖДТ России и (или) поста охраны.
Отказывая в удовлетворении иска, суды обоснованно исходили из того, что охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что в здании, расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Дрейнера, д. 39, размещены две комнаты хранения оружия: стрелковой команды станции Архангельск, стрелковой команды по охране особо важного объекта - моста через реку Двина. Эти комнаты оснащены охранной сигнализацией, с регистрацией вскрытия и закрытия оружейной комнаты, с выводом на пульт охраны поста N 1 в помещении начальника караула указанной команды; звуковой охранной сигнализацией с выводом на пост N 2 стрелковой команды по охране искусственного сооружения ст. Архангельск (особо важного объекта - моста через реку Северная Двина); пожарной сигнализацией с выводом на пульт охраны всех помещений указанной стрелковой команды; проводка сигнализации выполнена в скрытом исполнении; система энергоснабжения сигнализации имеет дублирующий источник электропитания.
Пропускной и внутриобъектовый режимы на территории и в помещениях подразделений обеспечиваются двумя вооруженными огнестрельным оружием работниками, а также используемыми техническими средствами охраны, которые обеспечивают сохранность оружия и боеприпасов, безопасность их хранения, исключая доступ посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий (в т.ч. системой видеонаблюдения за прилегающей территорией; электромагнитными замками с видеодомофоном, открытие которых блокируется на вход и выход при вскрытии комнаты хранения оружия; системой охранного телевидения с регистраторами (видео и аудиозаписью), позволяющими осуществлять контроль доступа в комнату хранения оружия и контроль действий постовых поста N 1; пультами централизованного наблюдения для контроля и сбора информации о вскрытии комнат хранения оружия и т.д.).
Довод истца о том, что ответчик является обязанной стороной в вопросе заключения договора на охрану комнаты хранения оружия, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку истец имеет возможность подключиться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Аналогичный вывод содержится в решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2007 N ГКПИ 2003-1234 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.2007 N 13577/07.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, исследовании имеющихся в деле доказательств, судами правильно применены нормы материального права, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2012 года по делу N А40-123589/12-143-574, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2013 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
С.В. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.