г. Москва |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А40-123712/12-33-177 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии:
от заявителя Котылко В.И., дов. от 09.01.2013 N Д-3, Тихонова А.В., дов. от 27.12.2012 N Д-1079
от заинтересованного лица Белкиной А.Ю., дов. от 27.02.2013 N ДГИ-Д-132/13
рассмотрев 04 июля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 28 декабря 2012 года,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 28 марта 2013 года,
принятое судьями Якутовым Э.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.
по делу N А40-123712/12-33-177
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве о признании незаконным распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент, ДЗР г. Москвы) от 16.11.2011 N 5104.
Решением названного арбитражного суда от 28.12.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013, заявленное требование удовлетворено. Суд также обязал Департамент утвердить границу земельного участка, в пределах которого находится защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный номер 013613-77), расположенного по адресу г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 6А, соор. 1, с учетом межевания подземных коммуникаций указанного объекта, согласно техническому заключению по результатам обследования защитного сооружения ГО N 013613, выполненному ООО "Стройпроект-21 век" от 09.03.2012 по заказу ООО "Сооружение".
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Департамент подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослался на неправильное применение судами норм материального права.
Отзыв на жалобу не поступил.
До начала судебного разбирательства по жалобе представитель Департамента заявил ходатайство о замене ДЗР г. Москвы на его правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы. В обоснование ходатайства представил подтверждающие доказательства. Данное ходатайство обсуждено и признано подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель Департамент поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ТУ Росимущества возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие обжалуемых судебных актов законодательству.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, защитное сооружение (отдельно стоящее убежище) гражданской обороны, инвентарный номер 013613-77, расположенное по адресу г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 6А, соор. 1, является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 03.08.2011 77-АН 291519, запись регистрации в ЕГРП N 77-77-22/034/2011-840) и находится на ответственном хранении у ООО "Сооружение".
По заказу ООО "Сооружение" Московский городской филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" подготовил материалы топографо-геодезических работ, в том числе план земельного участка, ООО "Стройпроект-21 век" подготовило согласованное с Главным управлением МЧС России по г. Москве техническое заключение, которым определены границы внешнего дренажа и обваловки защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно техническому заключению определены зоны от наружных стен защитного сооружения, не подлежащие застройке, запрещено строительство вблизи защитного сооружения зданий (сооружений), зона завала которых может доходить до мест расположения оголовков системы вентиляции и аварийного выхода из защитного сооружения гражданской обороны.
ООО "Сооружение" обратилось в Управление регулирования землепользования в ЮВАО ДЗР г. Москвы с заявлением от 10.04.2012 N 2012/6 об изменении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 6А, соор. 1.
В ответ на указанное заявление Департамент, сославшись на положения статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), сообщил, что оформлению подлежат лишь земельные участки, на которых расположены наземные части выходов и вентиляционных шахт. Также указал, что распоряжением Департамента от 16.11.2011 N 5104 утверждены границы земельного участка под выходом из защитного сооружения, а для утверждения границ под вторым выходом требуется представление документов согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
25.05.2012 ТУ Росимущества г. Москвы обратилось в Департамент с просьбой издать распоряжение об утверждении схемы границ земельного участка по адресу г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 6А, соор. 1 в соответствии с материалами топографо-геодезических работ и техническим заключением.
Письмом от 16.07.2012 Департамент вновь сообщил о наличии распоряжения от 16.11.2011 N 5104, которым утверждены границы спорного земельного участка под выходом и установлено разрешенное использование - участки размещения специальных объектов: объекты размещения помещений и технических устройств специального назначения, в т.ч. обеспечения военной безопасности.
ТУ Росимущества г. Москвы оспорило в судебном порядке распоряжение Департамента от 16.11.2011 N 5104.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что на защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 013613-77 в установленном порядке зарегистрировано право федеральной собственности, объект учтен в реестре федерального имущества.
Сославшись на положения части 2 статьи 9 и части 1 статьи 17 ЗК РФ, суды указали, что решение об образовании находящегося в федеральной собственности земельного участка принимает в рамках представленных полномочий ТУ Росимущества по г. Москве.
Учитывая, что объект гражданской обороны находится в федеральной собственности, суды обоснованно отметили, что орган государственной власти субъекта федерации не вправе самостоятельно определять границы земельного участка, необходимого для эксплуатации такого объекта.
Оценивая установление границ земельного участка, проведенного без учета межевания подземных коммуникаций защитного сооружения, суд первой инстанции указал, что действующее законодательство не требует обязательного расположения всех строений объекта недвижимости над поверхностью земельного участка.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о несоответствии законодательству оспариваемого распоряжения Департамента.
Довод жалобы о необходимости установления размера и границ земельного участка исходя из документов по планировке территории подлежит отклонению как неосновательный. Приведенные в обоснование данного довода ссылки на нормы земельного и градостроительного законодательства касаются вопросов перехода права собственности из государственной или муниципальной в частную. Между тем по настоящему делу требований о приобретении земельного участка в собственность не заявлялось, ТУ Росимущества в г. Москве в силу закона является собственником объекта гражданской обороны. Кроме того, проведенные по заказу ООО "Сооружение" работы были направлены на создание документальной базы, подтверждающей в том числе и фактическое землепользование объектом гражданской обороны.
Ссылка в жалобе на вхождение объекта гражданской обороны в состав природной и озелененной территории не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов. Суд первой инстанции критично оценил данный довод, сославшись на возможность преднамеренного отнесения объекта к указанной территории, учитывая его особый статус как режимного.
Утверждение Департамента об отсутствии полномочий у ООО "Стройпроект-21 век" на разработку документации по планировке территории не принимается во внимание. Как установили суды, названное общество произвело по заказу ООО "Сооружение" обследование и подготовило техническое заключение, которое не является документацией по планировке территории.
Нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены судами двух инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает.
В связи с изложенным предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалованных по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 48, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2013 года по делу N А40-123712/12-33-177 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.